Добро и зло
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobro_i_zlo.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №5

ДОБРО И ЗЛО

Тип урока:  комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

Цель: формирование этических и культурных ценностей  у школьника.

Задачи:

  • Предметные:
  • формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности;
  • Воспитательные:
  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
  • Урок ОРКиСЭ № 5 Добро и зло. 4  класс.)
  • Компьютер
  • Проектор
  • Учебник  «Основы светской этики»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее, 
Начнём скорей урок!

2. Создание проблемной ситуации

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться 
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Вопрос: А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? (Ответы детей)

– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. А что такое добро и зло? Какие качества им присущи?

ДОБРО                                ЗЛО

Учитель. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.

3. Введение в тему урока

1.Я просила Вас найти в словаре  Сергея Ожегова определение, что такое добро и зло.

Из словаря Ожегова

Учитель. Какого же человека можно назвать добрым?

Сочинения «Кто такой добрый человек?»

Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова. 
– Какие? 
(Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)

4. Парная работа

 “Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) одноклассницы(ка). Пожалуйста, в парах напишите эти слова. (Листочки)

5. Игра «Доскажи словечко»

– Давайте мы немного поиграем. 
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе утро продлится до вечера. 
Зазеленеет старый пень, 
Когда услышит: ... 
(«добрый день!»)

Растает ледяная глыба 
От слова доброго ... 
(«спасибо!»)

 Когда бранят за шалости, 
 Мы говорим: ... 
(«прости, пожалуйста!»)

Если больше есть не в силах, 
Скажем маме мы: ... 
(«спасибо!»)

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. 
– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. 
– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

6. Работа с пословицами

  • Худо жить без ласкового слова
  • За добро добром платят
  • Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

7. Древняя китайская история (рассказ учителя)

ДОБРО БЕЗ УМА

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Ученик.

Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета

Просмотр мультфильма

8. Работа в группах

Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

9. Работа на карточках (с экрана)

Учитель.  Закончите предложение.

  • “Я могу простить другого человека, если ….”,
  • “Мне было одиноко, когда ….”,
  • “Я раздражаюсь, если …”,
  • “Я страдаю, когда ….”.

Ученик 3.

Спешите делать добрые дела,
Пока еще не склевана рябина,
Пока береста совести бела
Спешите делать добрые дела.

В колесах дружбы так привычны палки,
В больницах так медлительны каталки,
А щель просвета так порой мала,
А ложь святая  столько гнезд свила.
Спешите делать добрые дела

«Спешите делать добро» – это изречение выбито на  памятнике Ф.П.Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру.
Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.
Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

10. Хочется в заключение урока послушать стихотворение Юрия Шмидта:

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя, 
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив, 
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил, 
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться, 
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся, 
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось, 
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться, 
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица, 
Добро и Зло – их некем заменить.

– Какова главная мысль стихотворения? (Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)

11. Игра «Солнышко доброты»

12. Домашнее задание

Акция «Спешите делать добро». Готовим подарки для будущих первоклассников, сувениры для ветеранов ВОВ.  Это могут быть открытки, сувениры, книжки-малышки…


                                          Конспект урока

Предмет: Основы светской этики 4 класс.

Тема урока: «Добро и зло»

     Цель урока: 1. создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.

                       2. Создать условия для воспитания таких нравственных качеств:  как добро и зло

                       3. Создать условия для развития навыка работы с письменными

                          источниками.

     Задачи урока

     в области ценностей:

     ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно,

     добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного  

     достоинства;

     в области опыта:

     ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  

     умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

     в области знаний:

     ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы  

     добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

     в области умений и навыков:

     ученики научатся коллективно определять качества добродетельного  

      человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать

     добродетельным человеком;

     индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков. 

     Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические  

     понятия.

                       

                                                   Ход урока

  1.  Организационный момент

Цель: создать условия для того, чтобы заинтересовать учащихся в изучении данной темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

       Примечание

  В жизни по-разному можно жить-

 Можно в беде, а можно в радости

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: На рассвете встать –  И, помышляя о чуде,

 Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

(Психологический настрой детей на работу)

Какой бы вы хотели подарить урок?

Дити слушают стихотворение

Чтение стихотворения

  1. Сообщение темы урока

Цель: создать условия для восприятия темы урока.

Прочитайте эпиграф на доске

«Добрый человек- не тот , кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевской

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.

Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,-вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить об основных понятиях – добро и зло.

Чтение эпиграфов

Варианты ответов детей ( о добре и зле)

Слайд с эпиграфами

  1.               3.   Подготовка к изучению нового материала.

               Цель:Создать условия для выбора критерия добра и зла

        Добро и зло! Это особые слова. Что т     такое добро? И что такое зло? Над 

       этими вопросами люди 

      размышляют на протяжении всей

      истории.

  Как вы на данный моиент 

думаете, что такое добро и зло?

      Добро со злом неразделимы.

      Борьба идет под плач и смех,

Н   о жаждет каждый видеть зримо,

      Когда добро одержит верх.

      

      Заслужит только тот награды,

К    кто испытание пройдет.

      Кувшинчик с кладом он откроет,

      И в мир добра он с ним войдет.

       Как понимаете слова «Кувшинчик 

      с кладом»?

      А кто хочет открыть для себя токой 

       Кувшинчик с кладом?

                  

      Уже в древние времена считалось, 

      что отступление от нравственности,

      неумение различать добро и зло 

      ведут к разрушению человеческой 

      личности.

      Как существует добро, так  есть и 

      зло, которое всегда желает 

      помешать добру, уничтожить его.
    Тема добра и зла звучит даже в  

      сказках.  И в сказках всегда добро 

      побеждает зло. Мне бы хотелось, 

      чтобы на сегодняшнем уроке 

      каждый для себя выработал 

      уникальный критерий для добра и

      зла.

Высказывания детей

Варианты ответов детей ( понимание добра и зла, приносить людям добро,научиться быть добрым, научиться добром побеждать зло…)

  1.      4. Изучение нового материала. Выход на определение.
  2.       Цель: Создать условия для понимания детьми основных определений.

        Как вы понимаете понятие 

      «Добро»?

     Подберите однокоренные слова к 

     слову добро. 

     Что значит добрый человек? Как 

     относятся к нему люди? 

     Доброта бывает разная. Существует

      три понятия доброты. 

  1. Самая маленькая доброта – 
  2. пассивная. Человек не ударит 
  3. слабого, не заденет самолюбия 
  4. легкоранимого. Но пройдёт мимо 
  5. зла, не поспешит сделать добро.

  1. Бывает доброта активная, когда 

 человек совершает добрые дела, но  

тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

  1. И наконец, доброта созидательная. 
  2. Это самое ценное, что может быть

      в человеке. Такая доброта выбирает

      себе хозяина – человека с чувством

      обострённого достоинства, который

       защитит Слабого, поможет в беде,

       по-настоящему почувствует 

       несправедливость, унижение 

      одного человека другим и способен 

      бороться со злом .

П   Почему же добро всегда 

побеждает над злом?                                                                                                                                                                                                                                                               

З    Зло – это несовершенство, это

      незнание, это невежество, это 

      слабость, и поэтому зло старается

      показать себя сильным, запугать,

      потому что само должно 

      обороняться от света, от добра . У

      зла мало друзей, и зло осуждается 

      всем миром, и в конечном 

      результате всегда побеждает 

      добро. 

Варианты ответов детей.

Подбор однокоренных слов (Доброта,  добрый)

     К доброму человеку 

      относятся с уважением по 

     доброму. К  доброму  

      человеку 

      тянутся, ему  радуются, с 

       ним хотят  дружить, его 

      любят.

Потому, что добро это хорошо, а зло - плохо

  1.        5. Закрепление понятий. Работа в группах.
  2.       Цель: Создать условия для закрепления основных понятий.
  3.                   Выявить уровень изученного материала

       Давайте проверим, как вы знаете  

      сказки, где говорится о том, что 

      добро побеждает зло и добрый 

      человек становится счастливее, чем

      тот, кто хочет достичь своей цели 

      злым способом.

        С грядки старушка цветок 

        сорвала

        Девочке Жанне его отдала.

        В цветке, лепестках есть 

  волшебная сила          

        Их девочка Женя о чём-то просила

        Что надо сказать лепестки 

        обрывая?

        Как называется сказка такая?

(«    

  1. Колотил да колотил

           по тарелке носом – 

          Ничего не проглотил

И       остался с носом.

      Снег валил, клубились тучи

      гнулись сосны до земли

      Злые люди в лес дремучий

      Сиротинку отвели.

З    Замолчать заставили

      Замерзать оставили.

       Сейчас потолкуем о книге другой:

тут синее море, тут берег морской.

      Старик вышел к морю

      Он невод забросил.

К   Кого-то поймает и

      Что-то попросит.

      Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

      Старушоночка сказала,

      Поклонилась и пропала.

      

      Через сказки воспитывается душа 

      человека, пробуждаются самые 

      лучшие чувства. Когда мы читаем 

      сказки, смотрим, слушаем, то мы 

      всегда переживаем за наших героев,

      радуемся за них, когда у них все 

      получается, все исполняется.

В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

  1. Перед вами карточки с качествами

       человека. Нам необходимо 

      распределить их на две группы

  • Качества- «помощники» добра.
  • Качества- «помощники» зла.

      (Мужество, честь, хвастливость,  

      жестокость, скромность, 

      милосердие, совесть трусость, 

      зависть, жадность, честность,  

      тактичность, болтливость,  

      справдивость, хитрость, 

      бестактность, лживость,  

      малодушие, справедливость, 

      выдержка, эгоизм.) 

  1. Из сказок мы знаем, что трудности,
  2.  неудачи временны, что они 
  3. преодолеваются знанием, 
  4. терпением,  трудом, верой в победу
  5.  над злом. 

      Перед вами карточки с 

      высказываниями мудрых людей, в

      которые необходимо вставить 

      пропущенные слова:

 

- «  Ни один …. человек не бывает 

      счастлив»

      Ювенал

 

- « Жизнь …. людей полна тревог»

      Д.Дидро

 

- « Добро помни, а … забывай»

      Пословица

 

- « Не делай … , не то на зло 

      нарвешься»

           

      Восточная мудрость

 

- « Если не хочешь знать страха, не 

      делай …»

      Кабус

      Добрый человек ни когда не 

      ответит злом на зло. Он найдет в 

      себе силы простить обидчика, и в 

      этом сила доброты, высота духа 

      доброго человека.

  1. Иногда бывает и так. Во время

      перемены вы затеваете игру, но,

       постепенно

      входя в азарт, начинаете бороться.

 

     Невинная борьба часто переходит в

     драку.

     Поэт Б.Заходер рассказал об этом в 

      стихотворении

 «    «Мы – друзья»

      С виду мы не очень схожи:

      Петька толстый,

Я    Я – худой. 

      Не похожи мы, а всё же

      Нас не разольёшь водой!

      Дело в том, что он и я

      Закадычные друзья!

      Всё мы делаем вдвоём.

      Даже вместе…

      Отстаём!

      Дружба дружбою, однако

      И у нас случилась драка.

      Был, конечно, важный повод.

      Очень важный повод был.  

      Помнишь, Петя?

      Что – то, Вова,

      Позабыл.

      И я забыл!

      Ну не важно! Дрались честно.

      Как положено друзьям!

      Я как стукну!   

      Я как тресну!

А   я как дам!

      Скоро в ход пошли портфели.

      Словом, скромничать не буду –  

      Драка вышла хоть куда!

      Только смотрим – что за чудо?

С    С нас ручьём бежит вода!

      Это Вовкина сестра

О   Облила нас из ведра!

С   С нас вода ручьями льётся,

      А она ещё смеётся:

–    Вы действительно друзья!

      Вас водой разлить нельзя.

      Правильно ли вели себя ребята?

К   К чему могла бы привести такая

      ссора?

М   Можно ли назвать их друзьями? 

      Добрыми людьми?

      Как бы вы поступили на месте 

      мальчиков?

     

     Правильно, ребята, если бы люди 

     старались делать добро друг другу, 

     то не было бы печали, горя, а слезы

     бы лились от радости и счастья.

Анкетирование (приложение 1)

«Цветик – семицветик»  

          В.Катаев.

        Лети, лети лепесток, 

        Через запад на восток,

        Через север через юг,  

        Возвращайся, сделав круг

        Лишь коснёшься ты земли

        по -  моему вели   

   

       Сказка «Лиса и журавль»)

(Сказка «Морозко»)

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»

Дети распределяют слова по группам

Дети вставляют пропущенные слова

Ответы детей

                                                                     

Слайды с иллюстрациями к сказкам

Работа в группах

Г     Группам раздаются 

       карточки с качествами 

       человека. Необходимо 

       обсудить в группе и 

прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»

  1.               6.   Обобщение и рефлексия.
  2.               Цель: Способствовать формированию правильного понимания добра и зла.

         Сейчас я вам прочитаю

       стихотворение о доброте, которое

       написала Л.Курочкина из Улан-

       Удэ.

      Доброта последнюю рубашку 

      Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

      Разведет сады, похожие на сказку,

И   в несчастье друга не предаст.

      Не обидит добрую старушку, 

      Приласкает малое дитя

      И отдаст последнюю краюшку,

      Не оставив корки для себя.

      Доброта как солнце, теплый ветер,

      На неё ты не предъявишь счет.

      Доброта нам достается даром,

      Ценится дороже всех щедрот.

      Доброта в глазах лучистым светом

      Отражает путь своей души.

      В добром деле и решенье смелом

      Все ёе поступки хороши.

      Будем жить в согласии и вере, 

      Говорить лишь правду и не лгать!

      Будем доброту повсюду сеять,

      Чтобы зло потом не пожинать!

         

     Что хотела передать автор в этих строках?

К   чему она нас призывает?


    Нам приятнее находиться в обществе добрых 

      людей, но для этого мы должны быть сами 

      добрыми людьми. Давайте составим с вами 

      правила доброты, пользуясь которыми мы 

      станем по-настоящему добрыми. 


     1) Помогать людям. 
     2) Защищать слабого. 
     3) Делиться последним с другом. 
     4) Не завидовать. 
     5) Прощать ошибки другим. 

                ПОМНИ:

          Пробуй не наступить а уступить. 
         Не захватить, а отдать. 
         Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
         Не спрятать, а поделиться. 
         Не кричать, а выслушать. 
         Не разорвать, а склеить. 

         ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, 

         КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, 

         СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ 

         ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ 

         ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ 

         ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, 

         СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ 

       ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ 

       ЧЕЛОВЕКУ. 

    
И         ЕЩЁ ПОМНИ: 
     
Добро – то, что способствует моральному

      совершенствованию человека и спасению его 

      души.

 
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. 

Дети составляют правила

Слайд с правилами

Слайд

              7. Домашнее задание

             Цель: Способствовать формированию личностного отношения к добру и злу

        Домашнее задание по выбору

       а) Опиши свой добродетельный поступок. 

       Кому он принёс пользу, почему ты его 

       совершил.

      б) Приготовь сообщение о знаменитых 

      добродетельных людях.

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование.

Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

  1. Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.
  2. От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  3. Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...