Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Цели урока:

  • продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;
  • развивать умение анализировать текст и делать выводы;
  • развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;
  • развивать речь учащихся; воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, вежливость, честность, любовь и заботу к родным и близким людям, чувства ответственности за свои поступки; интерес к чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrye_dela_dobrye_postupki.doc40.5 КБ
Office presentation icon v.oseeva.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Гимназия №10

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по чтению

во 2 классе

Тема: «Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой»

Разработала: Сажина И.Е.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2011 год

г. Луховицы


Тема урока: « Добрые дела, добрые поступки в рассказах В.А.Осеевой»

Цели урока:

  1. продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;
  2. развивать умение анализировать текст и делать выводы;
  3. развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;
  4. развивать речь учащихся;
  5. воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, вежливость, честность, любовь и заботу к родным и близким людям, чувства ответственности за свои поступки; интерес к чтению.

Оборудование: записи и рисунки на доске (тема урока, рисунки учащихся к произведениям  В.Осеевой); карточки со словами (грубость, ложь, хвастовство, здравствуйте, пожалуйста, спасибо, правда, помощь, забота, вернуть на место, брать чужое, хорошо, плохо); выставка книг В.А Осеевой; презентация.        


Ход урока

1.Организационный момент

2.Постановка цели урока:

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями В.А.Осеевой. Девиз урока: «Мало уметь читать - надо уметь думать»

    - О чем заставляет думать нас В.Осеева в своих произведениях?

На уроке мы отправимся в поиск для того, чтобы ответить на этот вопрос.

 3.Проверка домашнего задания

- С какими произведениями В.Осеевой мы познакомились на уроках?

( «Волшебное слово», «Хорошее»)

- В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»?

( Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)

                                                Работа с пословицами

- Соберите пословицы

          учит, человек, добрый, и, добру

          добрые, дана, на, жизнь, дела

          добро, за, платят, и, добром

(Добрый человек  добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.)

- О ком первая пословица? (О старичке)

- Объясните значение второй пословицы

- Как понимаете значение третьей пословицы?

- Какие « волшебные слова» вы знаете?

(На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо)

- Только ли важно знать «волшебные слова»?

(Нет, еще более важно правильно их произносить)

- Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику.

- О чем мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?

(О хороших поступках)

                                                  Выборочное чтение

- О каких делах мечтал Юра?

- Как Юра поступал на самом деле?

- Что ему посоветовала мама?

- Чему учит произведение?

(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

                                                 Чтение по ролям

- Сколько ролей в рассказе?

( автор, Юра, сестра, мама, няня, Трезор)

После прочтения

- Что хорошо в рассказе, а что – плохо?

(Мысли, желания) (Поступки мальчика)

На доску выносятся слова хорошо, плохо.

- Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке?

(Грубость)  (Слово выносится на доску)

- Назовите антоним к слову грубый  (вежливый)

4. Физминутка

5. Воспроизведение индивидуальной работы учащихся

- Определите по рисункам рассказы В.Осеевой

(«Что легче?», «Сыновья»)

     - Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ)

    Сценка «Разговор мальчиков в лесу»

     - Что произошло с мальчиками дома?

- Объясните название рассказа «Что легче?»

(В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.)

    - А как бы поступили вы на месте мальчиков?

- Какие пословицы подобрали к рассказу?

(Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

- Что же легче сказать?

(Правду) (Слово правда выносится на доску)

Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану

- Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему?

(Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.)

- Что проявил сын по отношению к матери?

(помощь, заботу  - слова выносятся на доску)

- Расскажите, как вы помогаете своим родным.

( Рассказы детей)

6.Изучение нового материала

Словарная работа:

(Ложбинка, привольно) (Использование Толкового словаря)

Чтение учителем стихотворения В.А.Осеевой «Ежинка»

- О чем это стихотворение?

(Ребята унесли Ежинку, внучку Ежа,  из леса домой. Еж переживал за внучку, искал ее повсюду. Обессиленный, он упал под сосной и заплакал. Утром дети вернули Ежинку в лес. Еж очень обрадовался.)

- Почему нельзя было брать Ежинку?

(Ее дом - дикая природа, иначе она погибнет. Нельзя играть на чувствах людей и зверей. Дед Еж переживал за свою внучку.)

- Что хорошо и что плохо в этом стихотворении?

(Нельзя брать чужого, хорошо, что дети вернули ежа на место.)

7.Итог урока

- Как бы вы ответили на вопрос:

- О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях?

(О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.

Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми)

- Что хорошего можно сделать по отношению к людям?

                                   


                                                            Хорошо

здравствуйте

                                                      пожалуйста

                                               спасибо

                                                      правда

                                                      помощь

                                                 забота

                                        вернуть на место

(Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…)

Обращение к словам В.А.Осеевой:

В каждом из вас, ребята,

есть волшебная сила –

сила ваших слов и поступков.

Будьте добры!

8.Домашнее задание

Чтение рассказа В.А.Осеевой «Почему?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентина Александровна Осеева 1902 – 1969 гг.

Слайд 2

Учит, человек, добрый, и, добру Добрые, дана, на, жизнь, дела Добро, за, платят, добром, и

Слайд 3

Добрый человек добру и учит Добрые, дана, на, жизнь, дела Добро, за, платят, добром, и

Слайд 4

Добрый человек добру и учит Жизнь дана на добрые дела Добро, за, платят, добром, и

Слайд 5

Добрый человек добру и учит Жизнь дана на добрые дела За добро добром и платят

Слайд 6

О чём мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?

Слайд 7

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить

Слайд 9

«Что легче?» «Сыновья»

Слайд 10

Что легче сказать?

Слайд 12

«Ежинка»

Слайд 13

О чем заставляет задуматься Валентина Осеева в своих произведениях?

Слайд 14

« В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков» В.Осеева

Слайд 15

Будьте добры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Литературная викторина по произведениям В .А. Осеевой "С книгой в добрый путь"

Презентация составлена в виде игры-викторины по материалам творчества В.А. Осеевой....

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова

на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на  эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева...

Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....