Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Жизнь священна.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_36.docx16.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Жизнь священна.

    Цели: дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

    Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Предметные результаты: осознание ценности человеческой жизни.

    Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

    II. Актуализация знаний.

    - Что такое этика?

    - Золотое правило этики?

    - Что мы называем общечеловеческими ценностями?

    - Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?

    III. Самоопределение к деятельности.

    IV. Работа по теме урока.

    1. Работа в тетрадях.

    Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.

    - Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?

    ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

    2. Знакомство с видами потребностей.

    - Cуществует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

    - Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами?

    - К чему стремится душа?

    3.Знакомство с понятиями ДУХ - ДУША – ДУХОВНОСТЬ.

    Прочитайте слова. Близкие понятия?

    - Обратимся к словарям. 

    4. Работа с толковым словарём Ушакова.

    Дух-бодрость, моральная силаготовность к действию.

    Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

    Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

    5. Работа со словарём Ожегова.

    Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

    Дух - внутренняя, моральная сила.

    Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание.

    - Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

    - Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

    - Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

    4. Притча «Сосуд жизни».

    Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

    Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

    И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

    - Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

    Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

    Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

    Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

    Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

    Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

    - Так в чём же истина?

    Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

    - Что же может стать для человека главным и высоким?

    - Каков главный смысл понятия жизнь?

    - К чему стремится человек? (К созидательству.)

    - Назовите противоположное значение. (Разрушение.) 

    Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

    - Какая же простая нравственная истина становится главной? (Жизнь священна).

    -Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема).

    5. Работа с высказываниями.

    ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека

    ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям

    - Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт?

    V. Рефлексия. Подведение итогов.

    - Что вы считаете в жизни главным для себя.

    - Что для вас жизнь?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Войны священные страницы навеки в памяти людской

    Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя много...

    "Войны священные страницы..."

    Литературно-музыкальная композиция...

    Годы Священной Войны

    Презентация к классному часу, уроку Мужества или линейке, посвящённой Великой Отечественной Войне....

    Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

    На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

    Презентация урока по теме:"Священные слова.Заповеди и Заветы Божьи"

    Презентация содержит творческий материал для групповой работы....

    Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

    Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

    Основы светской этики. Автор А.И. Шемшурина "Жизнь священна"

    ОРГСЭ. 4 класс. Раздел "Простые нравственные истины"...