Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь священна"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока  ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики" 4 класс по теме "Жизнь священна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhizn_svyashchenna.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

4 класс

Модуль «Основы светской этики».

«Жизнь дороже богатства

и почестей всех»

Омар Хайям

Тема урока: «Жизнь священна».

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии жизни, как высшей нравственной ценности.

Задачи:

- создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, толерантность в человеческой жизни.

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, развивать читательскую грамотность.

- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Повторение.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!

- Какие важные и простые правила общения стали обязательными в вашей жизни? Почему?

- Что мы называем общечеловеческими ценностями?

2.Вводная беседа.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

А.С.Пушкин

О смысле жизни люди задумывались еще в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Родине», — говорили мудрецы античности. «Смысл жизни в служении Богу», — утверждали христиане. Неужели все эти утверждения ложны? В каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины.

Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. Каждое следующее поколение задастся вопросом: «Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь?» Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.

3.Работа с учебником.

Прочитайте и выполните задание в учебнике стр. 82.

4.Работа в тетрадях.

- Выпишите 7 особенно значимых для вас понятий. Обоснуйте свой выбор.

        (После ответов учеников, учитель обобщает высказывания):

- Видите, каждый из вас выделил то, что наиболее важно, дорого вашей душе, что наполняет жизнь радостью, смыслом, украшает ее. Вы обозначили то, в чём наиболее ярко выражены ваши потребности, без чего вы не могли бы обойтись. Давайте подумаем, с чем это связано? (Ответы детей).

Человек нуждается в разных потребностях.

- Давайте познакомимся с этими потребностями.

- Посмотрите на те изображения, которые я вам продемонстрирую. Для чего они нужны человеку? (ответы учеников).

- На основе ваших ответов сделаем вывод: существует  два основных вида потребностей человека: материальные  и духовные.

- Посмотрите на свои выписанные слова,  какие потребности вы выбрали, что руководило вами?

- К чему стремится ваша душа, на данный момент?

- Следовательно, кто-то выбрал материальные  (это потребности в пище, одежде, жилище), кто-то духовные.

5.Работа в группах.

Знакомство с понятиями  «Дух» - «Душа» – «Духовность».

Прочитайте слова. Как вы понимаете эти слова?

- Давайте обратимся  к словарям разных авторов. (ученики делятся на группы и работают с толковыми словарями) .

I группа ребят работает со словарем С.И. Ожегова.

 

II группа ребят работает со словарем  Д.Н. Ушакова.

Находят значение слов.

 По С.И. Ожегову:

 Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание.

 Дух- внутренняя, моральная сила.

 Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

По  Д.Н. Ушакову:

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Дух-бодрость, моральная силаготовность к действию. 

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

- Теперь, ребята, вы поняли, что душа, дух, духовность – близкие понятия.

- Духовность человека выражается в стремлении к высоким, высшим смыслам своей жизни, которые отражаются в его чувствах и действиях. Потребности таких людей называются духовными, то есть продиктованы стремлениями их души.

- Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги, достигаются высокие результаты в делах и творчестве?

- Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества? (ответы учеников).

6.  Физминутка.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

7.Мотивация.

- Послушайте слова Фёдора Тютчева

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

-Как часто мы задумываемся о том, как ведём себя с близкими, друзьями, с окружающими?

- Послушайте сейчас притчу. Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Восточная притча «О гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

________________________________________________________

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию (ученики рассматривают изображение).

- Сравните забор до гвоздей и после.

- Что понял юноша, после того, как вытащил последний гвоздь? (ответы учеников)

- Давайте дослушаем окончание притчи.

________________________________________________________

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

- А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (ответы детей)
-Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний.
Жизнь - это большое зеркало. Жизнь именно такова, какой мы её делаем.

Если свою энергию вы будете расходовать на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, не обижайте своих родных и близких, находите добрые слова и время для них, следите за своим здоровьем. Вы еще достаточно маленькие, у вас будет еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

8.Актуализация знаний.

- Одна из важных истин, проверенная опытом человечества гласит: стремись в жизни к высокому, главному. Это наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

- Ребята, как вы думаете, что может стать для нас с вами этим главным и высоким, то есть ценным? (ответы учеников)

- А есть что-то ценнее этих ценностей? (жизнь человека)

- Да, верно, главное и высокое заключается в самом понятии «жизнь», в самой возможности жить.

- Можем ли мы однозначно ответить на вопрос «Чем ценна для человека жизнь?» (ответы детей)

- У каждого человека есть свои ценности жизни.

– Человеческая жизнь – это счастье общения с людьми, счастье изучать, открывать мир, счастье созерцания красоты окружающей природы, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

- Как вы считаете к чему стремится человек? (ответы учеников)

- Конечно, каждый человек имеет потребность видеть наглядные результаты своей деятельности и способность их достигать, невзирая на возможные трудности, то есть стремится к созидательству.

- Назовите противоположное значение этого слова. (ответы детей)

- Верно, разрушение. Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

- Какая же простая нравственная истина становится главной?

- ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.

- В жизни каждого человека бывают трудные, и даже горестные минуты. Но даже в эти минуты человек учится понимать что-то такое, что поможет ему пережить горе, вернуться к радостной жизни. Главное быть живым! И другие люди, глядя на него, учатся быть сильными, ценят жизнь.

- Жизнь человека защищена государством, в котором он живет.

- Жизнь каждого человека – источник его радости, счастья, творчества. Она неприкосновенна. Никто не имеет права лишить жизни другого человека. За это предусмотрено самое суровое наказание в любой стране.

- Таким образом, жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует?

- Жизнь неприкосновенна.

9.Работа с учебником.

- На стр. 84, записаны изречения мыслителей. Давайте их обсудим. (ответы детей).

- Вы еще дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Скажите, что вы можете сделать, чтобы ваша жизнь была ценной?

- Что для вас важно в жизни?

- Вспомните золотое правило нравственности.

- Как оно звучит?

- Во всех религиях есть это правило. Оно звучит по-разному, но смысл его один:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились  к тебе».

10.Рефлексия. Подведение итогов.

- Скажите, что вы считаете в жизни главным для себя?

- Подумайте, в чем заключается смысл вашей учебной деятельности?

- Запишите результаты своих размышлений в тетради.

Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пройдет,
Не забывай: она — твое творенье.

- Вся ваша дальнейшая жизнь зависит только от вас. Учитесь, участвуйте в жизни класса, школы, посещайте парки, музеи, выставки, театры, творите новое интересное и полезное.

11.Домашнее задание.

Учебник страница 82-85, задание для д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Священные книги мира: Веды, Авеста, Трипитака".

На уроке ученики знакомятся со священными книгами мира: Ведами, Авестой, Трипитакой. Виды деятельности на уроке: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями, с...

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока по теме "Священные сооружения".

Основные термины и понятия урока -  синагога, церковь, алтарь, икона, фреска....

Конспект урока по теме "Священные сооружения (продолжение)".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой бес...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...