Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Никишина Наталья Владимировна

Технологическая карта урока в 4 классе

Модуль: «Основы светской этики»

Тема : «Золотое правило нравственности»

Автор:

 Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов

МБОУ     СОШ №15 г.Азова . Ростовской области.

Дата :2013 год, апрель

Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;

Задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого урока 46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 4 классе

Модуль: «Основы светской этики»

Тема : «Золотое правило нравственности»

Автор:

 Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов

МБОУ     СОШ №15 г.Азова . Ростовской области.

Дата :2013 год, апрель

Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;

Задачи:

-личностные:

-развивать этические чувства как результата морального поведения;

-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

  • -учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  •  научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
  • следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

-метапредметные:

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

-предметные:

-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-  составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-мультимедийная  установка;

-презентация;

-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор» );

-аудиозапись к стихотворению ;

-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;

-конверты с заданиями;

-иллюстрации;

-рассказ  В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;

-Этические словари;

-наглядный материал (дерево Этики, плоды , шапки Мудрецов)

Цель урока. Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений,  воспитание уважительного отношения  к людям.

Обучающий аспект: вывести золотое правило этики, усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков  работы в группе; формировать навыки  работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект:  воспитывать толерантность, любовь к ближнему.

Задачи:

Личностные:

развивать этические чувства как результата морального поведения;

знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение;

учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные:

формировать умение высказывать суждения;

учить осуществлять поиск и обработку информации;

Предметные:

Знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  1. Подводящий диалог.
  2. Решение проблемных вопросов.
  3. Работа в группах по выведению золотого правила этики:
  • работа  с текстовым материалом.
  • работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
  • моделирование.
  1. Метод рефлексии.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: выполнение индивидуальных заданий, метод разбора деловой корреспонденции, работа с тестом, моделирование.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя,  иллюстративный материал,  проблемная ситуация,  исследование, создание ситуации успеха.

Этап урока

УУД

Содержание урока

примечание

1.Организа

ционный момент.

1

1

Выявление восприятия. Мотивация

-Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели.

 -Посмотрите вокруг: у нас в классе стало светлее. Это от того что, когда вы улыбаетесь, у вас добрые и счастливые лица.

-Мы с вами готовы к  новым знаниям на уроке светской этики.

 

Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло

Слайд 1

Слайд2

Анимация и аудиозапись песни из мультфильма

 «От улыбки станет всем светлей»

2.Введение в тему урока через актуализа-

цию знаний.

(Опорные понятия)

1

2

Личностные действия

Познавательные УД

Дифференцированный подход:

1)повышенный уровень;

2)базовый уровень;

-Какое красивое деревце стоит перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались?

(Дерево Этики)

-И плоды дерева Этики тоже волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках.

-Я предлагаю вам сорвать плод , назвав одно из нравственных правил .

 

-Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику.

Например:

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3.Люби и прощай людей.

4.Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5.Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7.Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным : не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.)

- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.

-Но ответьте, почему остался еще один «плод»?

(Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали).

- Обратите внимание, чем отличается он от остальных?

(по цвету, по размеру)

- Как будет звучать тема урока?

- Предположите, что значит «золотое» правило ?

Слайд 3

Макет дерева,

Раздаточный наглядный материал

Слайд 4

Слайд 5

Золотое правило нравственности

3. Целеполагание.

2

Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

- Что вы хотели бы узнать по теме урока?

-1.Как звучит «золотое правило нравственности»?

-2.Почему это правило называют «_______» «золотым»?

- 3. Как надо применять его  в жизни ?

Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить .

Слайд 6

( Цели урока)

4. Исследовательская работа.

4

1

3

3

1

5

2

1

5

1

2

2

Познавательные УД

Коммуникативные УД

Личностные УД

- Работать будем по группам.

Посоветуйтесь, кто от лица каждой команды будет отвечать на вопросы, тот и наденет  шапки Мудрецов.

Задание №1.

1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот»

-Дайте оценку поведения Крошки Енота.

-Отвечают Мудрецы каждой команды.

(Крошка Енот  корчил страшные рожи, грозил палкой , от чего сам пугался своего отражения в пруду.

Плохой поступок порождает ответный плохой поступок.

 2. Чем закончилась история? Посмотрим.

(Стоило ему  улыбнуться, как  он  увидел ответную улыбку).

-Значит, если ты хочешь, чтобы к  тебе было хорошее отношение…

-Сформулируем правило:

(на экране)

Задание №2

- Рассмотрим на примерах художественных произведений как отражается это правило.

-1.Откройте конверт №1 ,  прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев.

- Оцените поведение героев.

-Отвечают Мудрецы каждой команды.

(не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом).

- Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу : Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали?

-В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями?

(Все поняла на собственном опыте,  и ей было приятно так поступать).

– Чему или какому правилу научилась Инна,  после того,  как однажды

осталась без конфет и печенья? 

- У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов,

  трудно решить, что делать, как поступить.

Ответ на  вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор

 твоего поступка    возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное

время, в разных землях, разных вероисповеданий  искали его на протяжении веков.

Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения  великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание №3

2.  Прочитайте и обсудите в группе тексты в конверте №2, которые предлагают нам  авторы учебного пособия.

-.Прочитаем тексты вслух.

 Текст №1

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. . Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом»..
текст №2«

« К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и

 спросил:

 «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться

всю жизнь?»

Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, тог

 не делай другим».

Текст №3

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего

 христианство  Иисуса Христа прозвучало:

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,

 так поступайте и вы с ними».

Текст №4

  «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание  о суть иудаизма  так кратко,

чтобы мудрость их можно было усвоить,

одной ноге и не утомившись.

И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того,

чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

-Прочитайте изречения мудрецов и философов на экране.

-Какой сделаем вывод?

(в этих всех высказываниях заключена общая мысль)

-Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является

- учением одного из философов,  

-мудростью одного из народов мира,

-общим  для людей разных религий и культур.

-Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым».

(это правило самое главное, т.к  оно общее для людей разных религий и культур) 

Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

-Порой, сделать выбор поступка далеко  непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.

 Рассмотрим некоторые  из них.

 Задание №4

--Откройте конверт №3 с иллюстрациями. Обсудите в группах ситуацию.

 Какая группа готова прокомментировать 1 иллюстрацию?

(люди пришли на помощь, даже рискуя собственной жизнью, проявили милосердие, отзывчивость)

-Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации.

- Рассмотрим, подробнее иллюстрацию, где обижают девочку.

- Вас когда – либо обижали?

-Но ведь,  наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком.

-Давайте с вами закроем  глаза  и мысленно  попробуем  встать на место обиженного вами человека .

-Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза.

-Хлопните в ладоши, кто не хочет такого отношения к себе.

-

 Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим.

-Итак, посмотрим, какой порядок действий(алгоритм) у нас получается.

Алгоритм.

  1. Попытаюсь встать на место другого человека.

  1. Хочу ли я, чтобы со мной так же поступили?

  1. Если не хочу, значит так поступать нельзя.

-Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе.

-

В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»?

1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2.Как аукнется, так и откликнется.

3. Не рой яму другому- сам в нее попадешь.

4. Чего сам не любишь, того другому не желай.

5.Человек живет век, а его дела –два.

.

- Какими качествами характера мы должны обладать, чтобы жить по этому правилу?

Физминутка:

- Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете.

Смелость                Честность            Терпимость

Зависть                        Щедрость             Злоба             Грубость            

Милосердие               Отзывчивость    Доброта

Шапка мудреца

Слайд7

Видеофрагмент мультфильма

Слайд  8

Слайд №9

Поступай с людьми так….

Слайд №10

Слайд 11-12

Содержание рассказа Осеевой

«Три товарища»

«Сладость сердца»

Слайды 13

Мудрецы, философы

Слайд 14

Будда

Слайд15

Конфуций

Слайд 16

Иисус Христос

Слайд17

Гилель

Слайд 18

Слайд19

Золотое правило нравственности является:

А) учением одного философа?

Б)мудростью одного  из народов мира?

В) общее для людей разных религий и культур.

Слайд 20-21

(Иллюстрации)

Слайд 22

Алгоритм

1.

2.

3.

Слайд23

пословицы

Слайд24

Фрегат

Клип

Донор

Клип Донор

-Какой пример нам показал маленький  донор с точки зрения золотого правила нравственности

( нужно проявлять к людям отзывчивость, милосердие, дорожить дружбой, пересилить страх)

Слайд25

видеоклип

Чтение стихотворения уч-ся

2

Личностные УД

Коммуникативные УД-

Чтение стихотворения

Не стой  в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно, в любую минуту, всегда

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живешь ты не зря!

Стих.наизусть учеником

Слайд 26

Чтение с музыкальном сопровождением

Итог

Рефлексия.

2

самооценка

-Вот и подходит к концу наш урок.

- Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы?

На уроке Я

-Узнал

-Научился применять

- Оцените свою работу на уроке  с помощью смайлика.

Слайд27

(рефлексия)

Смайлики

Коллективно

Исполнить 1-2 куплета песни

3

 В заключении я предлагаю вам спеть отрывок песни .

- Песня «Спешите делать добрые дела»  

- Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь.

Уходя – просто улыбнитесь.

Лучик солнца

и кусочек сердца - это вам.

Аудиозапись

Слайд28

Слайд29

стихотворение

Домашнее задание

по выбору.

1

-Прочитайте дома притчу «Крот и Пахарь» и ответьте на вопрос №2. Стр.124;

.

По желанию:

-Вспомни случаи из своей жизни, жизни друзей или родственников , когда действовало  «золотое правило нравственности» .

Слайд30

(Домашнее задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока по светской этике.ОРКСЭ "Золотое правило нравственности."

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности".Составила учитель лицея №1367 г. Москвы  Гударева И.В.....

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

План-конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Золотое правило нравственности"

На уроке учитель даст понятие о "золотом правиле нравственности", активизирует познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного ...

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"...

Конспект занятия «Золотое правило нравственности»

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению «Золотое правило нравственности»...