Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Брукова Екатерина Александровна

Конспект урока по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_brukova.docx27.68 КБ
Файл zolotoe_pravilo_nravstvennosti.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Урок 20. Золотое правило нравственности.

Брукова Е. А., учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №402 им. Алии Молдагуловой

Цель и задачи: вывести золотое правило нравствености, усвоить понятие «Золотое правило нравственности» (сделав его условием оценивания своего поведения и выстраивания межличностных отношений), воспитывать уважительное отношение к людям, любовь к ближнему, толерантность; создать условия для формирования навыков  работы в группе; формировать навыки  работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся.

Основные термины и понятия: золотое правило нравственности, добро, зло.

Оборудование: толковый словарь, презентация, компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Ход урока

I. Орг. момент. Вступительная беседа.(Слайд 2)

ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ.
К тому ведется:
Что отдаете, то и вернется.
То, что посеешь - то и пожнешь,
Ложью пробьется Ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значение;
Только прощая, получишь прощенье.
Вы отдаете - Вам отдают,
Вы предаете - Вас предают,
Вы обижаете - Вас обижают,
Вы уважаете - Вас уважают…
ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ:
Все и всем по заслугам;
Черные мысли вернуться недугом,
Светлые мысли - Божественным светом…
Если не думал - подумай об этом!!!
© Олег Гаврилюк

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети: О том что всё что делает человек в жизни возвращается обратно к нему.

Учитель: Как вы думаете так ли это на самом деле? Вспомните примеры из своей жизни.

Дети: Вспоминают примеры, приходят к выводу о том что это действительно так.

Учитель: Как бы вы хотели, чтобы к вам относились люди?                                                                  Дети: Хорошо. Не ругали нас. Не обижали.                                                                                                 Учитель: А всегда ли вы так относитесь к людям?                                                                                                         Дети: Делают вывод что не всегда. Вспоминают примеры из своей жизни.

II.Сообщение темы занятия.

 Учитель: Ребята, мы сегодня поговорим о том, что каждый человек заслуживает уважения. Что нужно показать другому человеку, что он нам дорог, и как добиться его доверия и уважения. Но сначала посмотрите пожалуйста из какой сказки эта картинка?(Слайд 3)

Дети: "Курочка ряба".

Учитель: Верно, а почему дедушка бьёт по яичку топором?

Дети: Потому что оно золотое и они никак не могут его разбить.

Учитель: А бывают ли золотые яички?

Дети: Нет.

Учитель: А что бывает золотым?

Дети: Кольца, серьги, цепочки. Изделия, сделанные из золота.(Слайд 4)

Учитель: Мы часто слышим выражения "У тебя золотое сердце", "У него золотые руки". Это значит, что сердца и руки у этих людей сделаны из золота?

Дети: Нет. "Золотое сердце" значит, что человек добрый, отзывчивый, всегда готов помочь, поддержать. "Золотые руки" это значит что человек многое может смастерить сам своими руками.

Учитель: А какие еще образные словосочетаения со словом "золотой" вы знаете?

Дети: "Золотые слова" - Какая-то ценная информация, очень верные советы, мысли. "Золотая голова" - способный даровитый человек. "Золотой характер"- значит, этот человек не создаёт конфликтов и с ним легко общаться. (Слайд 5)

Учитель: Откройте учебник на с. 42. Как звучит наша темы урока сегодня?

Дети: "Золотое правило нравственности"(Слайд 6)

Учитель: Как вы думаете почему правило названо золотым?

Дети: Это важное, главное правило. Если его выполнять, то всем будет хорошо. То все люди будут счастливы.

III. Работа по теме урока.

Учитель: А как вы думаете давно ли люди узнали это правило?

Дети: Да, давно, потому что люди всегда хотели быть счастливыми.

Учитель: Давайте узнаем что о золотом правиле нравственности нам расскажут авторы учебника. Читаем статью на с 42 - 43.

Учитель: Итак, как же звучит золотое правило нравственности?

Дети: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». (Слайд 7)

Учитель: Почему появилось золотое правило?

 Дети: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае.                          Как правильно доказать, что я правильно поступил.                                                                                            

Учитель: Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Ахикар писец ассирийского царя Синахериба VIII - VII вв. до н.э. писал "Что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам". (Слайд 8)

2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом». (Слайд 9)
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью». (Слайд 10)
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе». (Слайд 11)

В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н.э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям». ( Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354). У мудреца Бхишмы золотое правило предстает как норма норм. (Слайд 12)

Древнееврейский мудрец, которого звали Гилель говорил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». (Слайд 13)

Древнегреческий философ Питтак  в VII-VI веках до нашей эры наставлял: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам». (Слайд 14)

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». (Слайд 15)

IV. Физкультминутка (Слайд 16,17)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

V. Продолжение работы по теме урока

Обсуждение.

  Учитель: Чему учат эти правила?

Дети: Думать о том, как повлияют твои поступки на других людей, что принесут им, какие чувства и эмоции вызовут. Быть добрым и избегать злых поступков.

Учитель: А давайте вспомним что мы называем добром, а что злом? Какие качества присущи доброму человеку, какие злому?

Дети: Добро это когда ты совершаешь поступки бескорыстно, помогаешь другим не требуя ничего в замен. Зло это когда ты совершаешь несправедливые, нечестные поступки, которые приносят людям неприятности. (Слайд 18,19)

Учитель: А сейчас я попрошу вас написать мини - сочинение (из 5 - 10 предложений) на тему "Добрый человек - какой он?" (Слайд 20)

Дети: Зачитывают получившиеся сочинения

Учитель. Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать  отношения добрее и искреннее? (Дети дают версии.)
– Конечно же, это добрые, теплые слова. 
– Какие? 
(Ответы детей: «доброго здоровья», «счастливого дня», «будьте добры»)                                                                                                                     Игра «Доскажи словечко»                                                                                               Учитель: – Давайте мы немного поиграем. 
– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе утро продлится до вечера. 
Зазеленеет старый пень, 
Когда услышит: ... 
(«добрый день!»)

Растает ледяная глыба 
От слова доброго ... 
(«спасибо!»)

Когда бранят за шалости, 
 Мы говорим: ... 
(«прости, пожалуйста!»)

Если больше есть не в силах, 
Скажем маме мы: ... 
(«спасибо!»)

Работа в группах  (Слайд 21)             

  Учитель:  Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:

  • расстроенная подруга плачет;
  • приятель в компании беззастенчиво врёт;
  • родители несправедливо сердятся;
  • девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку;
  • мальчишки играли в футбол и разбили окно;
  • брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.        

      Учитель: Применив «Золотое правило  нравственности», поиграем.

Игра «ДА-НЕТКА»  (предлагаются ситуации). Если вы согласны хлопайте, нет - топайте.

   -В счастье зазнавайся.

   -Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и словом, и делом.

   -Избегай споров в пустых вещах.

   -Помогай ближнему советом, примером, достатком.

   -Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.

   -На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.

   -Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.

   -Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.

  - Как звучит «Золотое правило  нравственности»?         

Дети:  «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Учитель: Чему еще учит «Золотое правило нравственности»?               Дети: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.                                                                                                                 Учитель:  Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи.          

Групповая работа (стр. 43). (Слайд 22)

  1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.
  2. Каково будет мне, если со мной так поступят?
  3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Учитель: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых. 

  VI. Итог

Учитель: У меня в руках «Шкатулка мудрости», в которой билеты с номером вопросов. Каждой группе по одному вопросу.

1)Скажите золотое правило нравственности.

2)Где это правило написано?

3) Почему надо следовать золотому правилу?

4)Чему учит золотое правило нравственности?

5)Когда приходит на помощь это правило? (  Когда не знаешь, как себя вести)

- На все поставленные вопросы в начале урока ответили?

- Оцените свою работу на уроке и работу групп.

VII. Рефлексия. (Слайд 23)

– Как вы думаете, с кого начинается «Золотое правило»?
Верно, «Золотое правило» начинается с каждого из вас.                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотое правило НРАВСТВЕННОСТИ Брукова Е. А., учитель начальных классов ГБОУ гимназия №402 им. Алии Молдагуловой

Слайд 2

ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ. К тому ведется: Что отдаете, то и вернется. То, что посеешь - то и пожнешь, Ложью пробьется Ваша же ложь. Каждый поступок имеет значение; Только прощая, получишь прощенье. Вы отдаете - Вам отдают, Вы предаете - Вас предают, Вы обижаете - Вас обижают, Вы уважаете - Вас уважают… ЖИЗНЬ - БУМЕРАНГ: Все и всем по заслугам; Черные мысли вернуться недугом, Светлые мысли - Божественным светом… Если не думал - подумай об этом!!! © Олег Гаврилюк

Слайд 6

Золотое правило НРАВСТВЕННОСТИ

Слайд 7

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Слайд 8

Ахикар Писец ассирийского царя Синахериба VIII - VII вв. до н.э. Что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам.

Слайд 9

Около двух с половиной тысяч лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.

Слайд 10

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших».

Слайд 11

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк , прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».

Слайд 12

В древнеиндийской «Махабхарате» (V в. до н.э.) легендарный мудрец Бхишма дает перед смертью наставления: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям». ( Махабхарата, кн. ХII, гл. 260. Ашхабад, 1961. С. 354). У мудреца Бхишмы золотое правило предстает как норма норм.

Слайд 13

Древнееврейский мудрец, которого звали Гилель говорил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Слайд 14

Древнегреческий философ Питтак в VII-VI веках до нашей эры наставлял: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам». Питтак из Митилены – древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов

Слайд 15

Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». Фалес Милетский – греческий мудрец, философ и математик.

Слайд 16

Физкультминутка

Слайд 17

Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Слайд 18

ДОБРО -Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. (словарь Ожегова)

Слайд 19

ЗЛО - Нечто дурное, вредное,противоположное добру; злой поступок. (словарь Ожегова)

Слайд 20

Мини - сочинение (из 5 - 10 предложений) на тему "Добрый человек - какой он?"

Слайд 21

расстроенная подруга плачет; приятель в компании беззастенчиво врёт; родители несправедливо сердятся; девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку; мальчишки играли в футбол и разбили окно; брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

Слайд 22

Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. Каково будет мне, если со мной так поступят? Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?

Слайд 23

«Золотое правило» начинается с каждого из вас!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект и презентация к уроку по ОРКСЭТема: "Золотое правило нравственности"...

Конспект урока ОРКС " Жизнь - высшая нравственная ценность человека"

Цель: способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности....

Конспект по ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока в 4 классеМодуль: «Основы светской этики»Тема : «Золотое правило нравственности»Автор:  Никишина Наталья Владимировна – учитель начальных классов МБОУ ...

Урок ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Золотое правило нравственности"...