Урок "Истоки русской письменности"
план-конспект занятия по орксэ (2 класс) на тему

Сафонова Елена Николаевна

Конспект  и презентация урока "Истоки русской письменности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istoki_russkoy_pismennosti.docx67.62 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки русской письменности

“От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем”

Цель урока: познакомить детей с зашифрованным посланием в знаках азбуки, которое донесли до славян Кирилл и Мефодий.

Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, умение делать нравственные выводы.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.

Познавательные УУД: формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать группах.

Предметные УУД:  сформировать представление о роли святых равноапостольных братьев в создании славянской письменности, обратить внимание учащихся на то, что с помощью букв славянской азбуки можно не только читать, но и считать.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

1. Организационный момент.

Клип о России.

Святая Русь

Учитель.

Я вижу эту Русь могучего простора,

В смирении своем великую всегда,

Русь – непонятную для чуждого ей взора,

Русь подвига, скорбей, терпенья и труда.

Я вижу эту Русь… Холмов ее зеленых

Волнистый перевал… Озера и леса…

Церквей приземистых, мольбами осененных,

Кресты, зовущие на землю Небеса.

А. Коринфский

Русь… Россия… Россияне… в этих звуках есть что-то  от рассвета,  от вольного  степного ветра, от истока жизни.            

Жизнь  оставляет след – в событиях, в красках художника,  в рифмах поэта, в слове писателя, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца.. Мы сегодня прикоснемся к истории давно минувших веков и вспомним о создателях  алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. Как же и когда пришли на нашу русскую землю эти буквы.  Почему мы говорим о них как о чуде и славим творцов славянской азбуки за великий просветительский подвиг? Об этом мы поговорим сегодня.

СЦЕНКА 1  Детство Кирилла и Мефодия.  Одежда греческие хитоны (ткань прямоугольной формы)

         Звучит  фонограмма « шум  моря».  Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

Младший : (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Старший. Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Младший. А почему у славян нет своих книг?

Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Старший. А « Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит их можно и  записывать. Необходимы  только какие-нибудь знаки.

Старший.  Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть ничего случайного.

Младший.  Но если все-таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

Кусочек о письменности до азбуки.

Учитель. Если спросить славянских грамотеев так: кто вам письмена сотворил или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом и Мефодий, брат его. Просветители

Учитель. Кто такие просветители?

 (Человек, занимающийся распространением знаний.)

Приведите однокоренные слова

Светило
светильник
светлый
светоч
рассвет
просвещение

Учитель. Славянский  алфавит создан более 1000 лет,  в 9 веке. И сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам – всем славянским народам и нам – русским.  

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой…

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И казалось, блеск небесных звезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит.

    Клип о Кирилле и Мефодии. 

Учитель.

 “От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем”

 Как вы понимаете эти слова?

Эти слова из древнерусской летописи, дошедшие до нас из глубокой старины, говорят о значении письменности.

Работа с азбукой и  кириллицей

        ПРАВИЗНА                 ЛЕВИЗНА

  1. Учитель. Что делают буквы в русском алфавите?

Что делают буквы славянской азбуки?

  1.  Какая первая буква азбуки?

И начинали они говорить ещё до того, как дети приступали к изучению букв. В древней книге, которая называется «Сказание о письменах черноризца Храбра» говорится о том, что «Та первая буква «АЗЪ» Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим движением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся».

        Как это можно понять? (Как уста широко разверзаются при произношении первой буквы азбуки, так и разум нужно широко разверзнуть для принятия слова Божия).

  1. Сложите 1-ю и 2-ю букву  (АЗЪ + БУКИ). Что получилось?

     Азбуки или азбука. Вот откуда произошло слово азбука.

Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.

Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз-первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".

Из названия букв складывались две истории. Одна рассказывала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и добру. Другая повествовала о жизни Буки-пустого, ставшего вором и мошенником, которого поймали, бросили в темницу.

 С этими историями знакомился ученик, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

 Даже в начертании букв правого и левого столбиков сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее.

        

  1. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, произносился второй слог и только после этого слоги складывались в целое слово.

Попробуйте прочитать другие слова. Например: – КАКО -НАШ –ИЖЕ  –ГЛАГОЛЬ - АЗ       книга

МАМА   Мыслить-Аз  -  МА      

                Мыслить-Аз   -  МА

ВЕРА  веди-есть-рцы-аз

ДОМ  Добро - Он - Мыслить      ДОМ

СЛОВО Слово-Люди-Он  

               Веди-Он        

  1. А знаете ли вы, что при помощи азбуки можно не только читать, но и считать.

Цифры в церковно-славянском языке обозначались буквами, но чтобы не перепутать, над ними ставился особый значок – титло. Пользуясь справочной табличкой, вычислите и запишите ответ на церковно-славянском языке.

Аз + Веди=?  1+2=3 Глаголь

Аз+Добро= 1+4=5 Есть

  1. «Женщина, выходя из дому, должна покрыть голову», – говорил учебник грамматики. Гласные звуки сравнивались с женщинами. И гласная буква «должна иметь на голове покров», если она встала первой в слове. Расставьте в тексте придыхания.Рисунок3.pngРисунок2.pngРисунок2.png

Рисунок1.png

   

Вот сколько мудрости, потайных знаний содержится в славянской азбуке.

  1. Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова:

«спасибо»?

– «Спаси Бог».

«благодарю»?

– Дарить все блага.

Как влияют эти добрые слова на окружающий мир?

Дети:

– Люди больше улыбаются, радуются.

– Мир становится краше и добрее.

– Люди становятся добрее и чище…

  1. Выбери старинные слова

Терем   чело   компьютер   боярин   метро   ракета   экскаватор   воевода   князь телевизор

  1. Есть выражение «ходить фертом». С какой букой кириллицы это связано? Почему? Покажите, как стоять или ходить фертом.        

Это выражение связано с буквой «ферт» или «эф» в современной русской азбуке. Стоять фертом - подбоченившись. Эта поза напоминает форму буквы.

  1.  Что означает поговорка "Прописать ижицу"?

 Наказать за невыученное, сделать выговор, высечь. О том, кто малограмотен, невежественен, говорили:  "Корову через ять пишет" -

 Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет.

  1. Какую букву называли и "самой русской буквой", и "белой лебедью азбуки",

 Ять.

Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому так много придумали пословиц и поговорок об Азбуке.

“Азбуку учат, во всю избу кричат”.

отрывок из повести Горького “Детство”, о том, как учили грамоте встарь.

Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

Пословицы об азбуке.

(Доскажи словечко)

“Аз, буки, веди, страшны как… медведи.”

"Сперва АЗ да БУКИ, потом и другие …науки."

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Дом без книги, что без окон.

Собери пословицу.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

 В книге ищи не буквы, а мысли.

   

 

Летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском, были начальные слова Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

«То было чудное мгновенье, – пишет летописец –  глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы».

Про Евангелие.

 От буквы греческой, с ее красивой вязью

 Возникли очерки и нашего письма;

 В нём, в день рожденья букв,

 Сплотились крепкой связью

 Заветы веры и печать ума.

 Такого не было нигде возникновенья

 Науки в вере! Азбука взросла

 У нас в дыхании церковного тепла,

 В словах Евангелья приняв своё рожденье.

 Константин Случевский

На столе лежала Книга. И когда в окошко залетал порыв ветра. Листы её начинали шуршать, вздрагивать и переворачиваться. Казалось, что Книга разговаривает. Но это только казалось, потому что говорить Книга не умела.

Каждая буква  славянской азбуки записана  с помощью знака и слова, в котором заложен  смысл.

Например, если объединить первые три буквы, то получится  фраза… Аз буки веде. / Я знаю буквы.

Азъ – «я» 

Буки (букы) – буквы, письмена 

Веди (веде) -  «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.

Аз буки веде. / Я знаю буквы.

И тогда не составит большого труда попытаться определить смысл азбучного послания. В осовремененном вольном изложении Я. Кеслера данное послание выглядит так:

 «Современный» перевод послания:

Я знаю буквы:

Письмо –достояние,

Трудитесь усердно, земляне,

И, как подобает разумным людям,

Постигайте мироздание!

Несите слово убеждённо:

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

Родная речь – Отечеству основа.

 Не замути Божественный родник,

 Храни себя: душа рождает слово -

 Великий святорусский наш язык.

P:\для записи class4\k.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

К истокам русской письменности

Внеклассное мероприятие к дню славянской письменности и культуры...

Истоки русской письменности

    Работа «Истоки русской письменности»  посвящена вопросам происхождения русского письма, первоучителям и просветителям, создателям славянской азбуки, проповедникам христи...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...