К истокам русской письменности
классный час по теме

Кузнецова Елена Владимировна

Внеклассное мероприятие к дню славянской письменности и культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_istokam_russkoy_pismennosti.docx22.59 КБ
Файл k_istokam_russkoy_pismennosti.pptx798.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19

Классный час

Тема: «К истокам русской письменности»

Разработчик: Кузнецова Е.В. учитель начальных классов

г. Владимир

Форма проведения: лекция (с элементами беседы и практическими заданиями)

Задачи:

познакомить с интересными историческими фактами возникновения письменного языка в России

Развивать умение анализировать и сопоставлять фактический материал

Воспитывать уважительное отношение и интерес к истории, языку, традициям народа

Аудитория: 3 класс

Оборудование: компьютер, проекционный экран, слайды с тематическими изображениями

Ожидаемые результаты: расширение знаний школьников о культурно-историческом развитии славян, воспитание интереса к истории, языку, традициям народа

План проведения

Мотивация к изучению нового материала

Вступительное слово учителя:

- Ребята, знаете ли вы, что ежегодно 24 мая отмечается  День славянской письменности и культуры. Это праздник учения, знания, книжности. Его празднуют не только в нашей стране, но и в других славянских государствах.

- Как вы думаете, что такое письменность и когда она возникла?

- (ответы учеников)

Этапы развития письменности

- Ученые считают, что о письменности можно говорить в тех случаях, когда наблюдаются два признака: рисование и сообщение.

- Рисование – это и знаки, и нанесение зарубок и т.п. Письмо рисунками называется пиктографией.

(На экране  - слайд «Пиктография»)

- Не всегда рисуночный текст легко было расшифровать. Толкований смысла может быть множество.  Могло произойти и так.

Инсценировка

Каменный век. В пещере сидят два первобытных человека. Входит воин.

Воин: Старейшины, наш вождь передал послание. Он нарисовал себя, своего коня, и много воинов. Что он хочет нам сообщить?

Первый старейшина: Горе нам! Наш вождь нарисовал себя и людей, которые взяли его в плен.

Второй старейшина: Ты не прав. Наш вождь сообщает нам, что он со своим отрядом удачно поохотился и поймал этого зверя.

- Знаете ли вы, зачем завязывают узелки на носовых платках

- (ответы детей)

- У разных народов мира существовало узелковое письмо.

(На экране  - слайд «Узелковое письмо»).

- У славян было принято завязывать узелки, чтобы вспомнить о чем-то, этот обычай сохранился до сих пор.

- Знаете ли вы, что значит выражение «зарубить себе на носу»? Это выражение означает - запомнить.  Почему возникло такое выражение? У славян существовали деревянные дощечки, которые назывались «памятные дощечки» или «нос». Их повсюду носили с собой, делали на них зарубки, используя, как сейчас, записные книжки.

- Наконец, люди научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Пока у наших предков, не было своей письменности, они широко использовали греческий и латинский язык.

Кирилл и Мефодий, создатели славянской азбуки

(На экране  - портрет Кирилла и Мефодия).

- Ученые считают, что славянская письменность была создана, в IX веке. Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий, которые были православными монахами, часть букв ими была заимствована из греческого алфавита, часть создана специально, для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом. Это буквы: б, ж, ц, ч, ш, у, ю, я. Эта азбука получила название кириллица по имени одного из братьев. Кириллица включала в себя 43 буквы.

Практическая работа в группах.

-Сравните современный алфавит и славянскую азбуку: какие буквы есть в той и в другой; каких букв нет, а какие появились в современной азбуке?

- Современный русский алфавит является продолжением кириллицы, славянского алфавита, которым пользуются для письма русские, украинцы, белорусы и другие славянские народы.

- В России было проведено две реформы кириллицы, которые устранили ряд ненужных для русского языка букв и ввели буквы э, я, й, ё. Сложно представить, но 200 лет назад буквы «ё» не было в русском алфавите. Но слова, в которых «е» произносилась как «ё» уже были. В постановлении 1917 года,  употребление «ё» признано желательным, но не обязательным. Необязательность – исключительная особенность буквы «ё».

Экскурсия в древнерусскую школу

- Давайте отправимся на экскурсию в древнерусскую школу. На уроке грамматики, чтобы быстрее запомнить азбуку, дети учат «азбучную молитву» - это стих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы славянского алфавита.

Прочитайте

(На экране  - слайд «Азбучная молитва»).

-На чем писали ученики в школе,  если бумаги еще не было?

- (ответы детей)

Жил в 13 веке в городе Новгороде мальчик Онфим, ходил в школу, любил писать на уроках записки, рисовать на них рисунки. Спустя 700 лет археологи нашли берестяные грамоты с рисунками Онфима и письмами его земляков.

(На экране  - слайд «Берестяная грамота»).

- Бересту (кору березы) варили  в воде, расслаивали, обрезали, чтобы лист имел аккуратные прямые углы. Надписи на бересте сохранились, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями, которые назывались «писала». Все найденные грамоты, написаны простыми людьми, значит, грамотность в Древней Руси была широко распространена.

- При письме соблюдались законы построения письма. У каждого послания есть начало и конец. Часто письма имели такое начало:

 «Поклон от Гордея к отцеве и к матери»,  

«Поклон от Михаила к осподину своему Тимофию».

- Как сейчас пишут письмо: какое должно быть начало и конец?

- (ответы учеников)

- А теперь отправимся на урок математики.

- Что такое? Здесь дети тоже пишут буквы. Дело в том, что с помощью букв не только читали, но и считали. Славяне изображали числа с помощью букв. Для того чтобы отличить число от буквы, сверху ставился специальный знак – титло.

(На экране  - слайд «Решите примеры»).

Дети решают примеры, записанные с помощью букв славянской азбуки.

Работа в парах.

Составьте каждый по 3 примера, используя славянский алфавит. Обменяйтесь примерами в паре, попробуйте их решить.

Подведение итогов

-Сегодня вы узнали о возникновении славянской письменности.

- Кто является создателем славянской азбуки?

- Какое значение имеет в вашей жизни умение читать и писать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«К истокам русской письменности » Презентация к уроку

Слайд 2

Пиктография

Слайд 3

Узелковое письмо

Слайд 4

Кирилл и Мефодий

Слайд 5

«Азбучная Молитва»

Слайд 6

Берестяная грамота

Слайд 7

Решите Примеры

Слайд 8

Разработчик: Кузнецова Елена Владимировна учитель начальных классов Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Истоки русской письменности

    Работа «Истоки русской письменности»  посвящена вопросам происхождения русского письма, первоучителям и просветителям, создателям славянской азбуки, проповедникам христи...

По истокам славянской письменности

Методическая разработка внекласного занятия, посвящённого дню славянской писменности....

Урок "Истоки русской письменности"

Конспект  и презентация урока "Истоки русской письменности"...

«Истоки русской музыки. С.В. Рахманинов – певец русской души»

Презентация к открытому уроку музыки 3 класс...