Добрым жить на свете веселей.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки. Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками.

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Добрым жить на свете веселей.

Цели урока.

Образовательные:

- изучить основные понятия этические понятия «доброта и зло»;

- сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло.

Воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Ход урока.

I . Организационный момент. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Скажи «да» (отметить хорошие поступки):

- поздороваться при встрече,

- толкнуть и не извиниться,

- помочь упавшему подняться,

- засмеяться над неловкостью другого человека.

2. Введение в тему.

Прочитайте эпиграфы.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.

Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-  Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – доброта и зло, каким в жизни быть веселее.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

-  Добро и зло! Это особые слова.

-  Что такое доброта?

-  И что такое зло?

-  Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

-  Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

-  Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
-  Понятно ли вам слово доброта?

2. Работа с учебником: стр.10-11.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

  1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  1. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  2. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- Почему же добро всегда побеждает зло?

• Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку».

- На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

3. Работа с пословицами (работа в группах) – по 2 пословицы.

• Объединитесь в группыобсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

4. Игра «Передай сердечко» (передача однокласснику сердечка с добрым словос в его адрес).

5. Игра «Доскажи словечко» (фронтальная работа; ответы хором, вслух).

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо).
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания).

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

6. Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

       «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

      На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

     В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук деда.

- Обыкновенный человек, - ответил дед».

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

7. Физкультминутка-игра.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

8. Индивидуальная работа.

• Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.

Ситуация 1.Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

8. Распределение слов на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм, добро, зло.

III. Закрепление изученного материала.

1. Решите тест «Проверь себя».

• Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

• Укажите поступки, которые одобряет общество

А. Обман.

Б. Насилие.

В. Взаимопомощь.

Г.Унижение.

• Что является последствием злых дел?

А. Дружба.

Б. Радость.

В. Вражда.

Г. Мирное сосуществование.

• Знания о добре и зле помогают людям.

А. Проявлять заботу о близких.

Б. Жить в мире.

В. Дружить.

2. Обобщение изученного материала.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

- Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках).

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добрым жить на свете веселей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Добрым жить на белом свете веселей».

В игровой форме рассказать детям об этикете...

«Добрым жить на свете веселей»

laquo;Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)                       ...

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...

Конспект с презентацией по теме "Добрым жить на белом свете веселей"

На занятии у учающихся  формируются представления о добре и зле; нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные отношения на основе понятий «добро» и «зло»;осо...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Добрым быть на свете веселей"

Формируется  представление о доброте , как важном нравственном  качестве  человека....

Добрым жить на свете веселее

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию  на тему: "Добрым жить на свете веселее"...

Презентация. ОРКСЭ "Добрым быть на свете веселее".

Когда идешь по жизни с добром-жить веселее....