«Добрым жить на свете веселей»
классный час по орксэ (4 класс) на тему

Бехтева Альбина Николаевна

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon behteva_a.n.doc73 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА  № 7

МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ   ГОРОД  НОЯБРЬСК»

Конспект урока

по теме:

 «Добрым жить на свете веселей»

(Основы религиозных культур и светской этики)

 4 класс

Автор: 

учитель начальных классов высшей категории,

МБОУ СОШ №7

Бехтева Альбина Николаевна

г. Ноябрьск, 2017

Цели урока:

Образовательные:

-  изучить основные этические понятия «доброта и зло»;

 -  сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло;

Воспитательные:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

-  развивать память;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Оборудование:

1.Учебник: Основы религиозных  культур и светской этики. Основы светской этики. 4класс: учебник для общеобразовательных организаций. А.И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2016

2.Рабочая тетрадь: Учебное пособие  для общеобразовательных организаций. А.И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2016

3. Эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

4.Компьютер, презентация составлена в программе Power Point.

Тип урока:

комбинированный.

ХОД УРОКА.

1.. Организационный момент.

2.Введение в тему.

    -Прочитайте эпиграфы  (СЛАЙД 1)

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О.Ключевский.)                                      

- Подумайте, насколько слово «вежливый», «доброжелательный» тесно соединены с понятием «добрый».

- Прочитайте древнекитайское изречение(СЛАЙД 2)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

3. Формулирование темы урока. (СЛАЙД 3)

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – доброта и зло, каким в жизни быть веселее.

4. Изучение нового материала.

     - Добро и зло! Это особые слова. Что такое доброта? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

      Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

      Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру и уничтожить его.
 - Как вы понимаете  значение слова «доброта»?

5. Работа по  учебнику с.10 и в тетради с. 6 №1

-Найдите определение в учебнике и выпишите в тетрадь. Проверка. (СЛАЙД 4 )

-Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. (СЛАЙД 5)

  1. Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  1. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  2. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

-Вспомните, как проявляют себя положительные герои сказок по отношению к другим людям, природе.

Вспоминая сказочных героев, мы можем выделить замечательные качества, характеризующие их доброту.

А в народе говорят: доброта, что солнце; доброе слово, что ясный день.

-Почему выбирают такое сравнение?

-Что же можно выделить в качестве главных признаков доброты? (Внимание, теплота, забота по отношению к другим)

-Насколько необходимо это качество человеку, каждому из вас?

Мысленно отправимся в сказочный Изумрудный город. (СЛАЙД 6)

5.Чтение по учебнику с.10-11.

Если ум направлен на доброе дело, а смелость придает силы, то именно доброе начало в человеке дарит окружающим тепло, радость и спокойствие. Потому, наверное, добрым людям жить на белом свете веселей. Вы согласны с этим?

Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку» с.12 -13

- На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

6.Работа в группах (Работа с пословицами) (3 группы)

Объединитесь в группы, обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословиц, а затем всем расскажите ваше общее мнение.(СЛАЙД 7)

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

6.Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».

- Да, добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, давайте   проверим.

7.Игра «Доскажи словечко»

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит..
 ( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)

-  Как вы думаете – от чего зависит их сила?

-  Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

8.Поступки. Обсуждение ситуаций.

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь?

     «В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец,  глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.»

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…)  В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

9.Физкультминутка-игра.   

  Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — топаете. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка.

10.-Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.

Ситуация 1.Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2. Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

11.- Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло" (СЛАЙД 8)

Учитель читает слова, ученики по очереди заносят в таблицу.

(Обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм).

добро

зло

12.Самостоятельная работа.

Проверь себя. (учащиеся записывают правильные варианты ответов)

1. Решите тест (СЛАЙД 9)

1)Что считается добрым поступком?

            А. Забыть о неприятной просьбе

        Б. Дать списать домашнее задание

        В. Опоздать на неинтересную встречу

        Г. Помочь соседу по парте разобрать  задачу

2)Укажите поступки, которые одобряет общество

        А. обман

        Б. насилие

        В. взаимопомощь

        Г.унижение

3)Что является последствием злых дел?

        А.  дружба

        Б.  радость

        В.  вражда

        Г.  мирное сосуществование

4) Знания о добре и зле помогают людям

        А. проявлять заботу о близких

        Б. жить в мире

        В. дружить

13.Итог.

 –Что же мы сегодня с вами поняли на уроке?

-Какие чувства и мысли возникли у вас?

- Я надеюсь, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить только вежливые слова, совершать только добрые поступки. Помните,  жизнь дана на добрые дела.

 Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Два мира есть у человека-

Один, который нас творил

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.  (Н.Заболоцкий) (СЛАЙД 10)

Домашнее задание   Т.с.7-8 № 5,6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ». ( В.О.Ключевский .)

Слайд 2

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне- вот это и есть мои пороки ». (древнекитайское изречение)

Слайд 3

«Добрым жить на белом свете веселей»

Слайд 4

Доброта – это тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.

Слайд 5

Введите сюда текст вопроса Правильный ответ Неправильный ответ Доброта пассивная созидательная активная

Слайд 7

1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Доброе слово и железные ворота открывает. 3. «Худо тому, кто добра не делает никому». 4. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло, 5. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 6.Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Слайд 8

ДОБРО ЗЛО

Слайд 9

тест 3) в; 1) г; 2) в; 4) а,б,в .

Слайд 10

Два мира есть у человека - Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил . ( Н.Заболоцкий )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Добрым жить на белом свете веселей».

В игровой форме рассказать детям об этикете...

Добрым жить на свете веселей.

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.Формировать пре...

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». «Добрым жить на свете веселей», 1 урок

Урок в 4 классе по теме «Добрым жить на свете веселей» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И. Это комбинированный урок, с использованием технологии системно-деятельностного подхо...

Конспект с презентацией по теме "Добрым жить на белом свете веселей"

На занятии у учающихся  формируются представления о добре и зле; нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные отношения на основе понятий «добро» и «зло»;осо...

Презентация "Добрым жить на белом свете веселей"

Презентация к технологической карте урока по курсу ОРКСЭ на тему "Добрым жить на белом свете веселей"...

Внеклассное мероприятие во 2 классе "Добрым быть на свете веселей"

Формируется  представление о доброте , как важном нравственном  качестве  человека....

Добрым жить на свете веселее

Классный час - дискуссия по духовно-нравственному воспитанию  на тему: "Добрым жить на свете веселее"...