Конспект урока "Устройство храма" ОПК 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Чечина Татьяна Александровна

Данный урок знакомит обучающихся с внешним и внутренним устройством православного храма. Раскрывает значение храма для верующих людей, отношение и традиции, сложившиеся в православии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass._ustroystvo_hrama._prav._kultura.odt26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Храм — это место особенное, предназначенное :

  • для встречи с Богом каждого человека,
  • для соборных молитв,
  • для совершения богослужений.
  • для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Венчания).

       Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, то есть с 988г.

        Строится храм так, что и внешний облик, и внутреннее устройство соответствуют его назначению. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водруженным на нем православным крестом. Во внутреннем устройстве здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира — тверди небесной.

          В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Храмовое пространство и несущие опорные конструкции организованы по типу креста с возведенным в центре куполом. В плане здания храма как бы расчленяется крест, перекрестье которого приходится точно на центр храма.  Вход в здание находится в западной его части, а алтарь — в восточной. Главные и прочие столбы делят храм на нефы (неф - «корабль»). Это галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего три или пять.

            Над храмовым зданием вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размеру купола. Число куполов всегда символично: один — соответствует Божьему Единству, три — символ Святой Троицы, пять — Христа и четырех евангелистов, тринадцать — Христа и Его двенадцать апостолов.

           В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке стал широко использоваться в строительстве каменных храмов центральной части России. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды.

           

          Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения и имеет три главные части:

1 — Алтарь ( в скинии — Святое Святых) символизирует Небесное Божие Царство. Здесь находится самое святое место в храме — Престол, на котором совершается таинство святого Причащения, которое установил Сам Иисус Христос на тайной вечери... Входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении. Алтарь открывается во все важные моменты богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царство Небесное открылось.

2 — Средняя часть храма, где теперь стоят христиане, соответсвует ветхозаветному святилищу, в котором служил священник. Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи — символические жертвы Богу. Здесь входящего человека окружают изображения Бога, Богородицы, Ангелов, святых людей, которые смотрят с икон или фресок. Купол храма подобен небесному своду и символизирует Царствие Божие. В центре под куполом стоит высокий столик — аналой, на который возлагается праздничная икона. Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе. Он незримо соединяет мир земной и Царство Небесное.

3 — Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. По древней традиции здесь стояли оглашенные, то есть те, кто еще только готовился стать христианином. Здесь могут находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым по церковным правилам, временно запрещается стоять в храме. Снаружи, у входа в храм, устраивается площадка — паперть.

Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом. Он имеет три двери. Средние двери называется царскими вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами. На царских вратах изображаются: сюжет Благовещения и четыре Евангелиста. Другие врата: северные и южные несут на себе изображения Архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники и епископы символически изображают Христа Спасителя.

Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам. Справа от царских врат находится икона Спасителя, а слева — Божией Матери. Рядом с иконой Христа — храмовая икона. Это местный ярус. Над местным ярусом располагается деисусный ряд. Он символизирует моление всей Церкви ко Христу. Третий чин — праздничный. Здесь изображены главные православные праздники в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами. Четвертый ряд содержит изображения ветхозаветных пророков. Пятый ряд — это образ ветхозаветной Церкви. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея, а в центре икона «Троица ветхозаветная».

Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется солеей. Перед царскими вратами от солеи отходит выступ — амвон, на котором диакон или священник произносят ектении и читают Святое Евангелие. По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы.


Конспект урока в 4 классе

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «православный храм».

2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Урок начинается с аудиозаписи колокольного звона.

- Что это за звуки? Где они рождаются?

Благовест

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

К себе он тянет неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.                  А.К. толстой

-  Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о том, что такое храм, как он  устроен, а также поговорим о том, для чего люди идут в храм.

II. Актуализация знаний учащихся

 - Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм») 

- Храм - это особенное здание, в котором люди молятся Богу.

- В храме совершаются церковные таинства. Какие?  Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства, Венчания.

- Зачем люди посещают храмы?

- Для совместной молитвы к Богу и участия в церковных Таинствах.

III. Изучение нового материала. 

1.Беседа с учащимися.

-  Первые храмы на Руси появились очень давно, сразу после принятия христианства князем Владимиром. Невозможно представить какой-либо город или село без храма. В народе говорили «Без Бога не до порога», «Кому церковь не мать, Бог — не Отец».

-  Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Чем храм отличается от всех остальных зданий?

- У него есть купол, на котором находится крест. 

- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу Иисусу Христу.  Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

 Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

-  Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

-  Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

- одна глава — символ Единого Бога,

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

 Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

-  Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

-  Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «набат».

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

2. Изучение устройства храма.

 Давайте перенесёмся внутрь храма. Диск

- Кто-то из вас знает, из каких частей состоит храм?

(предположения детей)

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

- Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

-  В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

- Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

- Главная часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить священники и служащим алтаря: диакону, алтарникам. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

 Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

IV. Коллективная работа.

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

-  Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

 Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

 Скромную надень одежду,

 В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

 Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

 Поставь свечку и потом

 Осени себя крестом.

 Богомыслие храни,

 Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

 Богомольцев не толкай,

 К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

Хоть старушка, хоть девица

 Не посматривай на лица,

 Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

 Учитель:

И скажу я от души:

 Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

 Приложись потом к кресту,

Обещание дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

 Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

 Воскресенья подожди,

 На молитву приходи.

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?

V. Итог занятия.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

VI. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- подобрать и выучить стихотворение о храме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....