Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Трунёва Оксана Адамовна

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.rar44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №6»

                                                 Утверждена приказом

                                                                 руководителя общеобразовательного учреждения

                                                                 № ………от ……….

                                                                                           

                                                                                  Директор МБОУ «Лицей №6»

                                                                                  А. М. Купцов…………….            

Рабочая программа

                                                                                     

по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

34 часа

                                                                                      учителя начальных классов:

        Труневой

                                                                                      Оксаны Адамовны

                                                                                                   Данная программа

                                                                                                                                                                                                                                       Заслушана на ШМО «08» сентября 2016г

                     Руководитель ШМО: О. А.Трунёва /                  /                                                                    

                                                                       Согласована на МСШ «12» сентября 2016г.

                                                                           Председатель МСШ: И.В. Любинецкая /          /

2016-2017

учебный год


Пояснительная записка

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373); образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей № 6»,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014г. № 253  г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год.

 Примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

- положения о рабочей учебной программе МБОУ «Лицей №6»

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «основы мировых религиозных культур» в начальной школе выделяется

в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Общая характеристика учебного курса

         Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной  системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

          Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Ценностные ориентиры содержания курса « Основы мировых религиозных культур»

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Ключевые идеи:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  • Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  • Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  • Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

     Цель: 

 формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ

Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

Обобщающие уроки по теме и разделу

Практические работы

Самостоятельные работы

Проверочные работы

Сообщения

Презентации

Система оценки носит словесный характер. Письменную работу обучающиеся могут сами оценить используя знаки «+», « - »

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

Содержание учебного курса

34 часа

            Изучая курс учащиеся   получат представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 2 час

Россия – наша Родина.

Основы мировых религиозных культур  - 32 часа

            Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Кол- во

часов

с/р

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1 часа

-

2

Основы мировых религиозных культур  

33 часа

7

Итого:

34 часа

7

Поурочно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

02.09-07.09

2.

Россия – наша родина

09.09-14.09

3.

Культура и религия.

16.09-21.09

4.

Культура и религия.

23.09-28.09

5.

Возникновение религий. Древнейшие верования.

30.09-05.10

6.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Самостоятельная работа.

07.10-12.10

7.

Священные книги  религий  мира: Веды,  Авеста, Трипитака.

14.10-19.10

8.

Священные книга мира: Тора,   Библия, Коран.

21.10-26.10

9.

Хранители предания в религиях мир.

Самостоятельная работа.

28.10-01.11

10.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха раскаяния, покаяния.

11.11-16.11

11.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Словарная работа.

18.11-23.11

12

Человек в религиозных традициях мира.

 

25.11-30.11

13.

Священные сооружения.

Самостоятельная работа.

02.12-07.12

14.

Священные сооружения.

Самостоятельная работа.

09.12-14.12

15.

Искусство в религиозной культуре.

16.12-21.12

16.

Искусство в религиозной культуре.

23.12-27.12

17.

Творческие работы учащихся.

13.01-18.01

18.

Презентация творческих работ.

20.01-25.01

19.

История религии России.

27.01-01.02

20.

Религии России.

03.02-08.02

21.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

10.02-15.02

22.

23.

Паломничества и святыни.

Самостоятельная работа.

17.02-22.02

24.

Праздники и календари.

24.02-01.03

25.

Праздники и календари.

Самостоятельная работа.

03.03-07.03

26.

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира.

10.03-15.03

27.

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в  религиях мира.

17.03-22.03

28.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

01.04-05.04

29.

Семья.

 

07.04-12.04

30.

Долг, свобода, ответственность, труд.

14.04-19.04

31.

Любовь и уважение к Отечеству.

21.04-26.04

32.

Подготовка творческих проектов.

28.04-12.05

33.

34.

Презентации творческих проектов.

19.05-26.05

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Перечень материально -технического обеспечения

Для учителя

  1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Министерство образования  и науки РФ «Письмо от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»
  4. Виноградова Н. Ф.,Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. – 4 класс. – М: Вентана-Граф,2011
  5. Беглов А.Л., Саплина Е.В.,Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –  М.: Просвещение, 2010
  6. Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. Электроное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры, 4–5 классы» (CD). — М.: Просвещение,2010
  7. Латышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.  
  8. Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.  
  9. Чимитдоржиев В. Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.  

Для ученика

  1. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. – 2012

Интернет –ресурсы

1.Основы религиозных культур и светской этики // ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

2.Программа ПК «Основы религиозных культур и светской этики»

Методическое сопровождение по регионам:

  1. Тамбовская область
  2. Томская область
  3. Тверская область
  4. Республика Чувашия
  5. Пензенская область
  6. Камчатский край
  7. Чеченская Республика
  8. Костромская область
  9. Красноярский край
  10. Удмуртская Республика (также http://ipkpro.ru/orkse/)
  11. Еврейская АО
  12. Калининградская область
  13. Курганская область
  14. Свердловская область

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20375

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20391

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20390

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20389

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=203http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=2037788

http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20376

 ttp://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur/Osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur.html

  1. http://www.openclass.ru/node/140319

методические разработки. Конспекты уроков и презентации

  1. http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678

разработки уроков

Приложение

 

См. : папка «Тесты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....