«Дидактические задания и упражнения по теме «Честь и достоинство»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Короткова Вера Ивановна

Образцы данных заданий можно использовать на уроках ОРКСЭ (Светская этика) по данной теме, применить к любым другим темам как к данному курсу, так и на уроках чтения, внеклассных мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «Новгородский центр подготовки кадров «Логос»

«Дидактические задания и упражнения

 по теме «Честь и достоинство»

                                                              Выполнила: Короткова Вера Ивановна

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                    МАОУ СОШ № 1

                                                                          г.Боровичи

  1. Определи, какое качество личности  солдата  проявилось в этом поступке.

Пребывая в увольнении, солдат на автостанции отдал все свои «увольнительные» деньги на билет пожилой женщине, у которой  пропал кошелек.

  1. Доброта и отзывчивость
  2. Честь и достоинство
  3. Храбрость и смелость
  4. Что-то другое

2. Восстанови  предложения:

Моя _____— это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня _____ — и моей жизни придет конец.                                                                          Уильям Шекспир

  1. Слава  
  2. Доброта
  3. Честь
  4. Осведомлённость

3. Перед тобой  перечень качеств человека.  Распредели и запиши их в нужную колонку:

Жадность, трудолюбие, вежливость, лень, лживость, вежливость, трудолюбие, хвастовство

добродетель

пороки

4.Для каждой группы из первого столбца выбери все качества из второго столбца:

Характеристики        Качества

1) Честь                         А) приходит на помощь слабым

                                       Б) отличает добро от зла

                                       В) способен быть справедливым

2) достоинство            Г) держит своё слово

                                        Д) качество, которое   присуще хорошему воину,

        Е) честно живёт

Ответ:

1

2

А   Г  Д

Б  В Е

  1. Дополни словами предложения:

А)________________ даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих.

Б)________________ даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.

В)________________ даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.

Г)______________ обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.

Варианты :  хулиганство, клевета,  награждение, похищение, оскорбление, поощрение, достоинство.

6. Выбери правильный ответ, указав необходимые позиции стрелкой :

В какие моменты необходимо проявление чести  и достоинства?

Посадить цветы

          Честь и

       достоинство

            Выучить уроки

Избежать вражды

                   Не мстить

Купить хлеба

Помочь нуждающимся

Не обижаться

                   Не унижать

7.Как развить в себе чувство достоинства?

Определи, какие из приведенных в таблице утверждений являются верными, а какие - неверными.

Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.

неверно

верно

Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги.

неверно

верно

Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.

неверно

верно

Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.

неверно

верно

Полемика (спор). Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.

неверно

верно

    Человек  приучает себя не давать   невыполнимых обещаний и всегда держать слово

неверно

верно

неверно

верно

Человек не упустит возможности, не выпячивая своего «Я», помочь тем, кто нуждается

неверно

верно

8. Как вы понимаете пословицу «Береги  платье снову, а честь смолоду»?

А) беречь новую одежду, купленную родителями

Б) покупать чаще новую одежду

В) свою честь нужно беречь с детства

9.  Прочитайте притчу:

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится.

Работа с текстом:

Объясните, почему честь и достоинство можно  легко утратить?

Выскажи своё мнение_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как можно утратить честь и достоинство?  Перечисли ситуации, при которых

это может произойти:

____________________________________________________________________________________________________________________________________. Запиши своими словами данные понятия:

   А) клевета

Б) Оскорбление

В) Похищение      

         

Г) Хулиганство

11.  Дай правильную характеристику преступлениям  против чести и достоинства человека.

Установи соответствия левой и правой частей таблицы:

     

А) клевета

А) это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Б) Оскорбление

Б)  – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

В) Похищение                

В) это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества.

Г) Хулиганство

Г) -это незаконное лишение человека свободы

Ответ занеси в таблицу:

А

Б

В

Г

12.  Прочитай пословицу:

Чистого и огонь не обожжёт, а грязного и вода не отмоет.

Определи, какая из пословиц выражает  ту же мысль.

1. Кто хвалится, тот с горы свалится.

2. Правду не уничтожить.

     3. Припала было честь, да не умел ее снесть!

13. Почему именно это произведение было интересно рассказчику?

( рассказ В.Железникова «Рыцарь»)

   Обсуди с другом и запиши ответ.

________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие чувства вызвал у тебя  рассказ?

Покажи это цветным карандашом

15. Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Потому что он поступил благородно, как рыцарь -  защитил бабушку. Он не

испугался сильного взрослого мужчину.)

16. Составьте  синквейн о Саше как рыцаре. Прочитайте свой синквейн.

         1. Рыцарь (Саша)

         2. смелый, благородный

         3. заступился, защитил, отстоял

         4. решительно заступился за бабушку

         5. Защитник.

На экране появляются  синквейн,  составленный на этапе вызова и синквейн,

составленный на этапе рефлексии:

1. Рыцарь                                                            1. Рыцарь (Саша)

2. мужественный, смелый                               2. смелый, благородный

3. защищает, помогает, сражается                  3. заступился, защитил, отстоял

4. встаёт на защиту слабых                              4. Решительно заступился за бабушку.

5. Воин                                                                5. Защитник.

17. Сравните эти два синквейна. Рыцаря – воина сравниваем с маленьким мальчиком.

- Какой можно сделать вывод из всей нашей работы по этому рассказу?

(Даже самый маленький человек может быть настоящим … рыцарем)

18. Сравни  поведение героев, оценив их качества +( плюсом)  или

 (минусом):

    Воин-рыцарь

 Саша

внимательность

отзывчивость

Смелость

честность

19.  Запиши своими словами , что такое честь. Сравни твое определение с определением   Толкового словаря, учебника.

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20 . Что значит данное высказывание?

Наиболее полно и концентрированно выражаются воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство…       Ф. БЭКОН

Можно ли утверждать, что  перед общением с людьми нужно сначала измерить их рост?

21. Как ты думаешь, от какого слова образовалось слово…

22. Какие события могли бы произойти дальше?

Давным-давно жили люди быстрого ума и пламенной души. Много лет блуждали, искали место для своего дома. А когда пришли к Великой Реке, решили там и остановиться. Построили себе дома, основали свои деревни и породили большое, многочисленное и здоровое потомство.  И короля избрали себе, по имени Разум. Расцвели у них и вера, и язык, и письменность. Так возник народ. Далеко-далеко слава разнеслась о его честности и мудрости.
Пролетело время. Жизнь их была богатой. Но все хорошее привлекает завистливых людей…  (Сказка о чести   Юрий Ижевчанин   

                                                                        см. в Приложении)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Вместе с родителями  найди и прочитай  ПРИТЧУ О ДОСТОИНСТВЕ

Какую новую информацию ты получил  из этого произведения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Выпиши из « Рассказа о неизвестном герое» С.Я Маршака     те черты характера героя, которые ты считаешь главными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Какой вариант событий тебе понравился больше и почему в рассказе Пантелеева «Честное слово»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

26.  Восстанови события, расположив картинки в нужном порядке. Составь рассказ по картинкам. Дай оценку поступкам героев.

Рассказ о неизвестном герое

   Рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое

27. Какие вопросы ты бы задал своему товарищу после прочтения произведения  Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

28.  Чем схожи и чем отличаются характеры героев? Опиши их характеры, используя слова:

29.  Составь с другом диалог на тему «Что для меня значит быть  честным человеком »?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Является ли    отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны произведением о чести и достоинстве? Докажи.

Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.
«Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер».» 

31.   Дополни стихи    Редьярда Киплинга

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь  _________________                ( Человек!)

32. Какую книгу ты бы выбрал для прочтения по данной теме?   Кир Булычев - Опасные сказки обложка книги   Береги честь смолоду. Лучшие произведения русских писателей о дружбе, верности и чести обложка книги Роберт Стивенсон - Остров сокровищ обложка книги          Вальтер Скотт - Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, Дева Мрака обложка книги

Приложение:  

Сказка о чести    Юрий Ижевчанин

Давным-давно жили люди быстрого ума и пламенной души. Много лет блуждали, искали место для своего дома. А когда пришли к Великой Реке, решили там и остановиться. Построили себе дома, основали свои деревни и породили большое, многочисленное и здоровое потомство.  И короля избрали себе, по имени Разум. Расцвели у них и вера, и язык, и письменность. Так возник народ. Далеко-далеко слава разнеслась о его честности и мудрости.
Пролетело время. Жизнь их была богатой. Но все хорошее привлекает завистливых людей. Королевой у них была Зависть, жили они за тридевять земель, где властвовали рознь и ненависть. И напали они на этот народ. Разрушали дома, отнимали детей, сжигали книги…
Но народ был храбр и неустрашим. Тогда Зависть решила убить Разум. Так и сделала. Народ остался без короля и решил, что власть теперь переходит к его жене. Звали ее Честь. У нее были дочь Свобода и сын Жив. И вместо того, чтобы пропасть без разума, народ под водительством Чести стал еще сильнее. Честь правила справедливо и с достоинством. Была  скромна, искренна и праведна. Дочь ей во всем помогала. Свобода была красивейшей девочкой на свете и любимицей народа.
Взбесилась Зависть и попыталась убить и Честь, но без успеха. Тогда попробовала отнять Свободу, но и та не далась. Люди были добрыми, потому что хранили заветы предков. Но Зависть не унималась: торила путь ко злу. Все-таки уговорила Жива отречься от матери и сестры в обмен на обещание вечной славы и власти. Жив поверил ей. Обманом запер Честь и Свободу в ящик забвения. Сам стал королем. Народ увидел при новом короле, что Жизнь без  Чести и Свободы — Жизнь в страхе. Тогда правда и надежда далеко, а горе и зло — близкие соседи. У Зависти была дочь Ложь, и мать настояла, чтобы та вышла замуж за короля. С нею Жив стал еще более жестоким, а народ еще несчастнее. Жив и Ложь породили дочь Обманщицу и сына Забвение.
Но потом пришли еще более черные времена. Люди становились с каждым днем все хуже. Вместо разумных, честных и свободных остались лишь обманутые. И все позабывшие.
Немного спустя Зависть решила покинуть в те края, потому что там не осталось ничего, чему можно позавидовать. Чтобы развлечься, с нею вместе уехали дочь Ложь и внучка Обманщица. Жив мучился. Когда король остался наедине с сыном Забвением, он стал горевать и каяться истово в том, что сделал со своим народом, и слег в постель. Сыну было жалко отца, и он решил найти ящик забвения. Это оказалось нетрудно.
Доставили ящик забвения во дворец. Обрадовался сын, но все оказалось напрасно. Сын сидел перед отцовской постелью и надеялся лишь на чудо, чтобы отца излечить.
Но однажды появилась маленькая девочка с золотой косой и спросила его:
„Знаешь ли ты Честь и Свободу?”
„Нет, я сам родился после них,” ответил Забвение, „но их знает мой отец Жив.”
„Слушай меня внимательно,” сказала золотокосая, „если хочешь, чтобы Жив выздоровел, нужно исполнить три заветных желания. Тогда откроется ящик памяти.”
— Первое желание: навсегда изгнать из жизни Зависть, Ложь и Обман.
— Второе желание: возврати народу Честь и Свободу!
—Третье желание: Не позволь народу забыть свой язык!
Забвение так и сделал, и тогда Жив пробудился вновь. И жил долго и счастливо вместе с Честью и Свободой. Живут и сейчас, если держать их подальше от ящика забвения.

ПРИТЧА О ДОСТОИНСТВЕ

Притчи от http://www.liveinternet.ru/images/w2.gifАлиночка_Лунева

Необычным было начало лекции по психологии. Лектор решил провести маленький эксперимент и достал купюру достоинством в 500 рублей


3424885_67662761_v169 (600x252, 75Kb)

В зале было около 200 человек. Психолог спросил, кто хочет получить купюру. Все, как по команде, подняли руки. Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, -продолжил психолог. Он скомкал ее и спросил, хочет ли кто- то все еще получить ее.

И снова все подняли руки. Тогда, -ответил он, -я делаю следующее, и, бросив купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял, купюра была мятая и грязная. "Ну и кому из вас она нужна в таком виде?" И все опять подняли руки. Дорогие друзья, -сказал психолог, -только что, вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все, что я проделал с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 500 рублей.

В нашей жизни часто случается, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу или в полном дерьме. Это реалии нашей жизни… В таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными. Но неважно, что случилось или случится, ты никогда не потеряешь своей ценности. Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит.

Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. Ты особенный и не забывай об этом никогда

Справочная часть.

Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека.

 Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов

Достоинство-морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.

Достоинство – это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения   Высшим проявление человеческого достоинства является благородство.

Да это так, но всё - таки между ними есть различие. Каково же оно?

Часто моральные качества Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.                      Достоинство- это осознанный выбор человека.

Учащиеся на доске составляют схему:           Человек чести -умение сдержать своё слово,                        прийти на помощь слабым,                                       не предать друзей, Родину,                                                             не изменить своим моральным принципам.        Достойный человек -  честно живёт,         отличает добро от зла,                                                    не совершает безнравственных поступков,                         способен быть справедливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"

Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и д...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....

Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство

Данный материал представляет собой урок ОРКСЭ (светская этика) и включает конспект, презентацию, раздаточный материал....

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему: "Честь и достоинство"

Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство». Детям предлагается разные виды деятельности на уроке. Один из них, работа с художе...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....

открытый урок по основам светской этике 4 класс .Тема "Честь и достоинство"

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний.Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.Цель: способствовать формированию мотиваций к  осознанному нравственному поведению...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.Задачи урока...