"Нравственный выбор"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Лисакова Анна Николаевна

Материалы  к уроку по предмету "Светская этика".

Тема: Нравственный выбор.

При проведении урока испоользую презентацию, притчи и рассказы "Совесть" А. Гайдара, "Полосатая палка" Ю. Яковлева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственный выбор

Прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Понятия.

Тема нашего урока - Нравственный выбор. Запишите.

Теперь напишите в тетради свое имя. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя?

- Скажите, вас кто–нибудь принуждал к выбору  цвета?

Ответы

Прочитайте слово по первым буквам картинок.  СВОБОДА

-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово? Ответы

Когда вы раскрашивали свое имя, у вас была СВОБОДА ВЫБОРА.

        Каждый день человек совершает самые разные поступки. Хорошие и  плохие для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? (Ответы учащихся).

Вспомните, мы говорили, что светская этика предполагает…

Как понять, хорошие поступки мы  совершаем или нет, приносят ли наши  поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно вспомнить золотое правило этики.

Сегодня мы будем говорить о свободе, о выборе, о нравственности.

Послушайте восточную притчу Мастер- учитель.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Кто решал судьбу бабочки?

Был ли ученик свободен в своем выборе?

Как вы думаете,  что ответил Мастер  ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Все в твоих руках»  

Ребята, как вы поняли слова Мастера? (Ответы учащихся).

Человек всегда может сделать выбор.

И у вас, когда вы писали свое имя, и у ученика была свобода выбора.

Что такое свобода?

Что значит быть свободным? (Отвечать за свое поведение, за соблюдение норм и правил, принятых в обществе.)

Мы не может выбирать дышать или не дышать, но мы всегда выбираем, как ему поступить по отношению к другим людям.

Этот выбор называют нравственным.

Нравственный Выбор- это выбор, направленный во благо другого человека

НВ- выбор между добром и злом. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях:  спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом.

Приведите примеры ситуаций из ващего жизненного опыта, когда вам нужно было сделать нравственный выбор.

Давайте прочитаем стихотворение С. Михалкова «Находка». Обсуждение стихотворения.

 А теперь давайте поговори о рассказе «Полосатая палка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

мораль нравственность культура этика Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой. Вспоминаем, что знаем

Слайд 2

добро Мысли, слова, дела, которые люди считают хорошими и полезными Справедливость, добро, совесть, свобода - Духовные ценности Образец поведения идеал общение Обмен информацией между людьми Готовность помочь кому-либо, не ожидая награды, готовность простить за плохие поступки милосердие

Слайд 3

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали .

Слайд 4

свобода

Слайд 6

СВОБОДА ВЫБОР НРАВСТВЕННОСТЬ

Слайд 8

Кто решал судьбу бабочки? Был ли ученик свободен в своем выборе? Как вы думаете, что ответил Мастер ученику? « Все в твоих руках »

Слайд 9

СВОБОДА - способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества . НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР- выбор, направленный во благо другого человека.

Слайд 10

С.Михалкова «Находка». Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке .

Слайд 11

Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.

Слайд 12

Что вы можете сказать о мальчике и девочке из этого стихотворения?

Слайд 13

Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.

Слайд 15

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

Слайд 16

«Полосатая палка» 1 Знакомство с Мишкой 2. Встреча с бабушкой 3.Как Мишка отнял палку у слепого 4.Мишка хочет исправить злое дело 5. Еще есть надежда

Слайд 17

Прочитать рассказ А. Гайдара «Совесть». Подготовить пересказ. Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Ю. Яковлев Полосатая палка

Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла,  сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось.

— Что вы думаете с ним делать? — спрашивали у матери.

Она пожимала плечами. Потом дрогнувшим голосом говорила, что он отбился от рук, что не в силах с ним совладать. И начинала тихо плакать. Когда к нему очень приставали, он давал обещание исправиться. Лишь бы отвязались.

В школе ему грозили исключением, в милиции — колонией. Но угрозы не пугали его .

— Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу! —отвечал он учителям.

— В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, — объяснял он в милиции.

И действительно, в колонию его не отправляли и в школе продолжали держать.

В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона — наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом.

Таким был этот Мишка из девятой квартиры.

Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились, как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку. На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по скверу, по всему двору. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек — и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом. А Мишка шёл дальше, размахивая палкой.

На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.

— У вас дома кто-нибудь ослеп? — спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.

— Никто и не думал слепнуть! — пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: — Причём здесь слепые?

— С такими палками только слепые ходят.

— Ну да, слепые! — выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:

— Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?

В глубине души его подмывало выяснить, причём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:

— Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры знали, что улицу переходит слепой.

Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток, где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям переходить улицу!»

Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей. А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?

Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу. Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за чтобы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого. Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.

Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. Если бы палку вырвал не он, а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь. Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой. Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места.

На перекрёстке слепого не оказалось. Он каким-то образом ушёл без палки.

Мишка остановился на том месте, где стоял слепой, и стал думать, что делать дальше. Он мешал потоку, и спешащие люди толкали его. Задевали плечами. А может быть, прохожие принимают его за слепого и сейчас кто-нибудь вызовется перевести его на другую сторону? Он не стал дожидаться и перебежал дорогу сам. Он уже не размахивал палкой, а волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.

Вспыхивали и гасли огни светофора. Люди спешили перебраться на другую сторону. Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями, зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.

Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:

— Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

— Насмерть?

— Кто его знает.

Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.

Надо попытаться найти слепого. Может быть, это не он попал под машину. Если он жив, то наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. Ведь палка его глаза, его проводник, его неизменный друг.

Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…

Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой.

У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару: шагай смелей… Увидев слепого, Мишка покраснел. Словно слепой всё знал о нём и осуждающе смотрел сквозь тёмные очки. Мишка спрятал похищенную палку за спину и, прижимаясь к стене, проскользнул мимо. Но тут же подумал, что какой-нибудь пацан вроде него может вырвать палку и у этого слепого, и он решил его охранять.

Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.

Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды

А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?

Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нравственный выбор", ОРКСЭ, урок № 11, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новому материалу.Раскрывает суть понятия "нравственный выбор", предполагает работу с притчей "Человек с горячим сердцем", группо...

Моделирование ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения в начальной школе

Моделирование ситуаций нравственного  выбора на уроках литературного чтения в начальной школе...

Свобода нравственного выбора "Хочу и надо"

Всреча в семейном клубе, где родители вместе с детьми обсуждают желания и обязательства, мечты и усилия для достижения цели...

Нравственный выбор на примере героев сказок

Конспект фрагмента открытого урока на Дне открытых дверей,посвященному году А.С.Пушкина в литературе. Сделать правильный выбор между добром и злом поможет былинный герой Илья Муромец и золотое правило...

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...