Урок ОРКСЭ "Нравственный поступок"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Березина Татьяна Александровна

Г. Саратов, МОУ «СОШ № 72»

Учитель начальных классов

ОРКСЭ

4 класс

Нравственный поступок, тема № 19.

Базовый учебник: А.Я.Данилюк: Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.

Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.

Задачи:

           - личностные: формирование  внутренней установки на нравственный поступок как  элемента самосознания.

           - метапредметные: формирование умения анализировать основные признаки нравственного поступка и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Развитие навыков смыслового чтения. Умение применять знания для выбора способов решения этических задач. Развитие у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки на основе этических категорий (нравственность и нравственный поступок).  Развитие сотрудничества в процессе работы в команде; умение определять общую цель и достигать ее совместными усилиями; умение отстаивать свою этическую позицию, но уважать право на иное мнение.

            - предметные:  понимание нравственного поступка как  соединения нравственных качеств личности.

 Тип урока: урок открытия нового знания.

 Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.

 Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.  Ресурсы: рассказ В.Осеевой «Пёрышко», сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»; пословицы, поговорки, высказывания великих людей; Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.

 Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Игровой приём «Улыбка»

Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

1 мин.

2.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Каждый день мы совершаем поступки. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей и разберемся, что же такое нравственный поступок?

- Как вы понимаете слово поступок?

- Прочитайте в своих учебниках что такое поступок на с. 40.

-Послушайте рассказ В. Осеевой «Перышко» (Приложение 1)

- Почему плакал Миша?

- Как вы оцениваете поступок Феди?

- Правы ли другие ребята?

- Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?

Вывод: Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек.

- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А какой безнравственным?

-Прочитайте в учебнике что такое нравственный поступок на с. 40.

-Какое действие называется нравственным поступком?
Прочитайте о признаках нравственного поступка по учебнику с. 40-41.

Заполним схему признаков нравственного поступка. (Схема у каждого ученика.) http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg

Вывод: Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат.

-Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»?

-На какие желания истратила Женя шесть лепестков волшебного цветка?

-Много ли пользы было в этих желаниях?

- Послушайте конец этой истории. (Приложение 2)

- Какой поступок с точки зрения нравственного поступка совершила Женя?

-Как чувствовала себя Женя в момент совершения поступка?

(Ответы детей)

(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их.)

(Это действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.)

(Заполнение схемы)

(-Вели, чтобы я была дома с баранками!

-Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

-Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

-Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

-Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

-Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.)

20 мин.

3.

Этап 3. Практикум

- Ребята, сегодня вы будете работать по группам. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5 минут.

1 группа

- Как вы понимаете фразу из учебника: «…при выполнении действия важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот,…безнравственным»? Приведите пример.

2 группа:

Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают на нем персонажи?

 3 группа: 

Закончи предложения:

1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ________________.

2) Цель поступка важна, но не менее важны____________________________.

3) Нравственным можно назвать человека, который совершая поступок __________________________________.

4 группа.

Задание: соединить части пословиц (карточки в конвертах №3 и №4). Как вы понимаете эти пословицы?

Не плюй в колодец, // пригодится воды напиться.

Заварил кашу, // расхлебывай.

В ком добра нет, // в том и правды мало.

Не одежда красит человека,// а добрые дела.

(Работа по группам)

14 мин.

4.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Проверка полученных результатов, осуществление коррекции.

 - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?

- Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?

- Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?

(Ответы детей)

(Нет)

(Да)

4 мин.

5.

Этап 5. Подведение итогов.

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.

- Как вы понимаете фразу из учебника: «Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого важно … каким образом действовал человек»

Подведем итоги нашей работе.

-О каких поступках мы говорили?

-Чему вы сегодня научились?

-Каким может себя почувствовать человек совершивший «доброе дело»?

Закончить наш урок я хочу мудрым советом великого русского писателя Л.Н. Толстого:

«Если ты видишь,

что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше».

(Ответы детей)

5 мин.

6.

 Этап 6. Домашнее задание

На выбор:

1.Вспомните сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод.

2.Как ты понимаешь утверждение: «Не всякое действие поступок?»

1 мин.