Главные вкладки

    Урок ОРКСЭ "Нравственный поступок"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon orkse_urok.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Березина Татьяна Александровна

    Г. Саратов, МОУ «СОШ № 72»

    Учитель начальных классов

    ОРКСЭ

    4 класс

    Нравственный поступок, тема № 19.

    Базовый учебник: А.Я.Данилюк: Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.

    Цели урока: Раскрыть на конкретных примерах понятие «нравственный поступок». Подвести учащихся к осознанию того, что совершать нравственные поступки – духовная радость.

    Задачи:

               - личностные: формирование  внутренней установки на нравственный поступок как  элемента самосознания.

               - метапредметные: формирование умения анализировать основные признаки нравственного поступка и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. Развитие навыков смыслового чтения. Умение применять знания для выбора способов решения этических задач. Развитие у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки на основе этических категорий (нравственность и нравственный поступок).  Развитие сотрудничества в процессе работы в команде; умение определять общую цель и достигать ее совместными усилиями; умение отстаивать свою этическую позицию, но уважать право на иное мнение.

                - предметные:  понимание нравственного поступка как  соединения нравственных качеств личности.

     Тип урока: урок открытия нового знания.

     Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая и фронтальная.

     Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.  Ресурсы: рассказ В.Осеевой «Пёрышко», сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»; пословицы, поговорки, высказывания великих людей; Основы светской этики. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 63 с.

     Структура и ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время

    1.

    Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

    Игровой приём «Улыбка»

    Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю. От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

    1 мин.

    2.

    Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

    Каждый день мы совершаем поступки. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей и разберемся, что же такое нравственный поступок?

    - Как вы понимаете слово поступок?

    - Прочитайте в своих учебниках что такое поступок на с. 40.

    -Послушайте рассказ В. Осеевой «Перышко» (Приложение 1)

    - Почему плакал Миша?

    - Как вы оцениваете поступок Феди?

    - Правы ли другие ребята?

    - Как вы считаете, можно ли по поступкам оценивать человека?

    Вывод: Выбор в пользу того или иного поступка делает сам человек.

    - Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А какой безнравственным?

    -Прочитайте в учебнике что такое нравственный поступок на с. 40.

    -Какое действие называется нравственным поступком?
    Прочитайте о признаках нравственного поступка по учебнику с. 40-41.

    Заполним схему признаков нравственного поступка. (Схема у каждого ученика.) http://festival.1september.ru/articles/591565/img1.jpg

    Вывод: Любой нравственный поступок имеет мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат.

    -Помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»?

    -На какие желания истратила Женя шесть лепестков волшебного цветка?

    -Много ли пользы было в этих желаниях?

    - Послушайте конец этой истории. (Приложение 2)

    - Какой поступок с точки зрения нравственного поступка совершила Женя?

    -Как чувствовала себя Женя в момент совершения поступка?

    (Ответы детей)

    (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их.)

    (Это действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.)

    (Заполнение схемы)

    (-Вели, чтобы я была дома с баранками!

    -Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

    -Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

    -Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

    -Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!

    -Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.)

    20 мин.

    3.

    Этап 3. Практикум

    - Ребята, сегодня вы будете работать по группам. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 5 минут.

    1 группа

    - Как вы понимаете фразу из учебника: «…при выполнении действия важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот,…безнравственным»? Приведите пример.

    2 группа:

    Рассмотрите рисунки в учебнике. Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают на нем персонажи?

     3 группа: 

    Закончи предложения:

    1) В своих поступках человек должен ориентироваться на ________________.

    2) Цель поступка важна, но не менее важны____________________________.

    3) Нравственным можно назвать человека, который совершая поступок __________________________________.

    4 группа.

    Задание: соединить части пословиц (карточки в конвертах №3 и №4). Как вы понимаете эти пословицы?

    Не плюй в колодец, // пригодится воды напиться.

    Заварил кашу, // расхлебывай.

    В ком добра нет, // в том и правды мало.

    Не одежда красит человека,// а добрые дела.

    (Работа по группам)

    14 мин.

    4.

    Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

    Проверка полученных результатов, осуществление коррекции.

     - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?

    - Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?

    - Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»?

    (Ответы детей)

    (Нет)

    (Да)

    4 мин.

    5.

    Этап 5. Подведение итогов.

    Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам.

    - Как вы понимаете фразу из учебника: «Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал именно эти действия, говорит о его нравственности. Кроме этого важно … каким образом действовал человек»

    Подведем итоги нашей работе.

    -О каких поступках мы говорили?

    -Чему вы сегодня научились?

    -Каким может себя почувствовать человек совершивший «доброе дело»?

    Закончить наш урок я хочу мудрым советом великого русского писателя Л.Н. Толстого:

    «Если ты видишь,

    что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше».

    (Ответы детей)

    5 мин.

    6.

     Этап 6. Домашнее задание

    На выбор:

    1.Вспомните сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка. Сделайте вывод.

    2.Как ты понимаешь утверждение: «Не всякое действие поступок?»

    1 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 3 класс "Честный и не честный поступок"

    Урок развития речи. Направлен на развитие творческого мышления, эмоционального мира ребенка....

    Урок по ОРКСЭ №19,20. Ноавственный поступок. Золотое правило нравственности

    Материал представляет собой презентацию к уроку, комментарий к слайдам...

    Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19

    В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...

    Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20

    В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...

    Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21

    В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...

    Урок "Нравственный поступок" по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики"

    "Нравственный поступок" предмет ОРКСЭ разработка урока...