Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения в 3 классе. "Посеешь поступок- пожнешь привычку"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Урок внеклассного чтения в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по литературному чтению. Тема: «Посеешь поступок- пожнешь привычку»

    Цели урока: повторить и обобщить ранее полученные знания по произведениям о хороших и плохих поступках детей  Н.Носов «Огурцы», Е.Пермяк»Пичугин мост», В.Осеева «Навестила»”; на их основе воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства ответственности за свои поступки; обогащать словарный запас ; развивать образное мышление, речь; прививать интерес к чтению.

    Оборудование: пословицы и высказывания о дружбе, карточки для магнитной доски ,портрет В.А.Осеевой, аудиозапись.

    Ход урока.

    Урок проводится в виде телепередачи “Пусть говорят”.

    I. Организационный момент.(Звучит музыка.)

    - Здравствуйте, в эфире программа “Пусть говорят”. Тема передачи “ Поступок – это..”. Эта тема была и остаётся актуальна и сегодня, тема ваших сверстников.

    II. Постановка целей урока.

    -Сегодня мы проведём необычное расследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое поступок? Какие бывают поступки ?”

    Человек есть тайна.

    Её надо разгадать…

    Ф.М.Достоевский

    Да, дорогие зрители, не удивляйтесь. И вы тоже тайна! И не только для окружающих, но и для себя. Бывает, ты и сам не понимаешь, почему вдруг поступил совсем не так, как намеривался и мог поступить. Почему? Надо подумать и разобраться. Нелегко человеку – и маленькому, и взрослому – понять, что в нем происходит на самом деле. Ведь каждый на себя словно через улучшающее стёклышко глядит. А как увидеть себя настоящего, не приукрашенного? Увидеть, чтобы понять. Понять, чтобы изменить что-то в себе и стать хоть чуточку лучше. Может быть, взглянуть на себя глазами другого человека? Не зря же говорят, что со стороны виднее… Давайте для начала всмотримся в героев сегодняшней передачи. Подумаем, почему они принимают такое, а не иное решение. Что они хотят и что у них из этого хотения получается?

    Возможно и у нас найдется с ними что-то общее…

    III. Работа по теме урока.                       

                                                  К нам поступила заявка. Девочка Муся навестила свою подругу, когда та заболела и не пришла в школу. Но девочки в школе считают, что Муся поступила неправильно. Муся очень обеспокоена. . Нам лучше пригласить её в студию, чтобы понять причину её беспокойства. Встречайте гостью нашей передачи, Муся.

    1. Муся. – Валя не пришла в класс. Подруги послали меня к ней, чтобы узнать, что с Валей, может, она больна, может, её что-нибудь нужно?  Я проведала Валю, поговорила с ней. Но подруги считают, что я поступила не по-дружески.   Вот я и не пойму что я сделала не так?

    Уч. Да, в этой ситуации нужно разобраться. Давайте пригласим в студию Валю и узнаем подробнее что же произошло. (Чтение по ролям произведения В.Осеевой «Навестила».

    - Валя и Муся -  подруги. Давайте выясним: Что же такое дружба? (ответы детей.) У нас в студии есть доктор наук по дружбе. Спросим у него.

    Доктор  (даёт определение слову дружба из толкового словаря С. И. Ожегова.)

    Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    Уч. -- Какую помощь оказала Муся подруге Вале?

    Почему она подругам не сказала правду?

    -А как поступили бы вы?

    Уч.- Каким человеческим качествам и поступкам учит нас история нашей героини?

    2. Уч. А мы продолжаем нашу передачу. Пусть говорят, что поступки совершают только настоящие герои.   Встречаем Котьку. Он расскажет ,что с ним произошло.

    Котька. Один раз мой друг Павлик взял меня с собой на рыбалку. Но в этот день нам не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, мы забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил нас и засвистел в свисток. Мы от него бежать. По дороге Павлик, чтобы ему не досталось дома за то, что лазит по чужим огородам, отдал свои огурцы мне. Я пришел домой радостный, хотел порадовать маму.  

    – Что мы узнали о двух друзьях?

    – Как вы относитесь к поступку Павлика?

    – Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске.)

    – Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый.)

    – Чему радовался Котька?

    Уч. Чтобы лучше понять эту историю пригласим в студию маму.

    Мама. (инсценирование сцены разговора мамы и Котьки)

    Уч. Как поступила мама? (справедливо) Выясним что такое справедливость?

    Доктор. Справедливость - это действие осуществляемое на законных и честных основаниях.

    в) Чтение II части до слов: “ Котька побежал домой…”

    Доктор наук – Это Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения. Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать.)

    – Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх.)

    – Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

    – Каким был дедушка-сторож? (Честным, трудолюбивым.)

    – В чём вы почувствовали его строгость? (Зачитать: “А ты на Павлика не смотри…”)

    – В чём проявилась доброта дедушки? (Мудрый – не кричал, не наказал.)

    г) чтение III части учащимися вслух. (Развязка – логическое заключение).

    – Каким вы видите здесь Котьку? Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке? (“Сынок”.)

    – Почему дедушка так обращается к мальчику? Чему радовался Котька в конце рассказа?

    – Каким вы увидели мальчика? Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

    – Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. (“А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен”.) Сделайте вывод.

    Вывод: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

    Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:

    • Стыдно сказать, а грех утаить.
    • Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
    • Правда дороже золота.

    IV. Физкультминутка. Реклама во 2-м.

    V. Обобщающая беседа по пройденному материалу.

    Уч. В эфире передача “Пусть говорят”. Мы говорим о поступках, которые совершают дети. К нам в студию пришли три товарища.

    Что говорит о Семе автор? Какой он? Что вы можете  сказать о Семе?

                    - скромный  – не мечтал о подвиге - заботливый, чуткий                                           – думал о людях - трудолюбивый, старательный, настойчивый                                                                                                                                                                

           - о чем мечтали ребята?

    - почему Сема ничего не говорил? Как можно сказать о таком человеке? Как говорит о нем автор?

    - почему Сема решил построить мост? О ком он беспокоился? Как называют такого человека?

    - как вы думаете, сколько Семе было лет? Ему было трудно построить мост? Мальчик старался? Что можно сказать о таком мальчике?                                                                        

    Почему новый мост называют по-старому – фамилией Семы? ( Люди долго помнят хорошие поступки)

    Вам хотелось бы быть похожими на Сему? Я надеюсь, что каждый из вас будет совершать только хорошие поступки, постарается быть таким же заботливым, чутким, старательным, как этот мальчик.

    Какая пословица могла бы быть главной мыслью  рассказа?

    Доброе дело само себя хвалит.

    Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

    Хлеб – всему голова.

    Всякий человек в деле познаётся.

    Итог: о каких же качествах личности мы говорили?

    - Подберите пословицу.

    VI. Физминутка.

    VII. Обобщение по рассказу В.А.Осеевой “Почему?”

    Уч Мы говорим о дружбе между людьми. Но бывает ли дружба между человеком и животными?

    - С каким животным ассоциируется слово дружба? Давайте попробуем это выяснить. Следующий гость спрашивает нас “Почему?” Это В.А.Осеева. Что вы знаете о ней? ( Биография) О чем писала В.А.Осеева?- Когда задают вопрос Почему? (чтобы выяснить причину) Давайте выясним причину. Включаем прослушку.(Работа по тексту. Выборочное чтение)

    -Что произошло с мальчиком ?

    -Почему мама так сильно расстроилась?

    -Кто был наказан?

    -Как вёл себя мальчик? За кого он переживал?

    -Признался ли он в своём поступке?

    -Попробуйте ответить на все “Почему” из этого рассказа.

    -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

    -Что вы больше всего цените в дружбе?

    -Подберите пословицу или высказывание.

    VIII. Итог урока.

    -Мы много обсудили произведений. Какие же выводы вы сделали для себя? Давайте это проверим .Проведём игру “Да- нет” У вас на карточках написаны различные действия и поступки. Вы должны собрать качества настоящих друзей и то, чего настоящие друзья делать не должны.(Помогать, принимать помощь, ругать, драться, играть, жадничать, сообщать новости, сплетничать, уважать, командовать ,доверять)

    Волшебный стул

    Ученик, которого назвали ребята, выходит к доске, остальные приговаривают:

    Кто сегодня всех красивей?
    Кто сегодня всех счастливей?
    Поскорее появись!
    На волшебный стул садись!

    Ученик садится.

    - Ребята, тот, кто садится на это стул, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только  все хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле. (Ребята называют хорошие качества).

    Тебе было приятно услышать столько хороших слов о себе?

    Каждому человеку приятно, но не каждый может говорить также хорошо о других. Помните из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как сам будешь относиться к людям , так и к тебе будут относиться.

    Игра «Ромашка счастья» 

    Мы, ребята, с вами рисовали ромашку счастья, на лепестках которой писали разные человеческие ценности. А вот сейчас попробуем написать, на этом цветке, поступки, совершаемые хорошим человеком.

    -В конце нашей передачи я еще раз хочу повторить мудрые слова Аристотеля:” Дружба- самое надежное для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей , даже если б имел все остальные блага.”

    ПОСТУПОК – это ведь почти то же самое, что и подвиг, только менее значительный. Подвиг приносит славу, иногда, всенародную и на все времена. А поступок вызывает уважение – иногда лишь у того, кто его совершил, то есть уважение к себе, самоуважение. Чаще всего поступки и совершают главным образом для того, чтобы не потерять уважение к скамому себе. Ведь совершить поступок – значит сделать что-то такое, что каждый обязан делать, да не каждый делает. Одни люди легко совершают поступки, другим приходится пересиливать себя , побеждать свою нерешительность и страх. Особенно трудно пересиливать стыд. Соврешь, а потом надо признаваться, что соврал. Стыдно! Ноги не идут, глаза не смотрят, язык не поворачивается. Признаешься – это поступок, не признаешься – тоже, конечно, поступок, все на свете поступок. Можно сказать, шаг ступил – поступок, но..

     ПОСТУПКАМИ принято называть благородные действия человека, такие, которые называются честью и совестью. Если слово поступок произносят без прилагательного, то, значит, имеют в виду красивый, благородный поступок. Про дурные, нечестные поступки говорят с прилагательными:

    IX. Домашнее задание.

    Написать сочинение о себе и своих друзьях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

    Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

    Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

    Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

    "Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

    Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

    Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

    Конспект урока, используемая литература....

    урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

    На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

    урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

    Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

    Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

    Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...