Урок ОРКСЭ "Семья. Семейные традиции"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бобкова Ольга Алексеевна

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Семья. Семейные традиции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 4 классе   по предмету «ОРКСЭ» , модуль: «Основы светской этики»

Тема : "Семья. Семейные традиции"

Цель урока: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни;

углублять представления воспитанников  о ценности  и соблюдении семейных добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

личностные:

- развивать навыки ответственного поведения в семье;

 -знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам членам своей семьи.

- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.

-воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

-следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

метапредметные:

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

предметные:

- раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха;

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-презентация;

-видеоролик с песней "Гимн семьи";

-аудиозапись к стихотворению ;

-конверты с заданиями;

-иллюстрации;

-толковые  словари;

-наглядный материал (домики, ромашки, пословицы)

Основные понятия урока:

Семья, семейные традиции, социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Этап урока

УУД

Содержание урока

Примечание

1.Организа-

ционный момент.

2.Введение в тему урока через актуализа-

цию знаний.

(Опорные понятия)

Выявление восприятия. Мотивация

Личностные действия

Познавательные УД

  Вступление. Мотивация к восприятию темы урока.

Чтение  сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил  до вечера и засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
- Как вы думаете, почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

- Эти цветок  выбран  мною  не случайно. Этот цветок - символ.

Маленькое солнце на моей ладошке, -

  Белая ромашка на зеленой ножке.

  С белым ободочком желтые сердечки…

  Сколько на лугу их, сколько их у речки!

 

На доске ромашки: одна большая и несколько маленьких.

3.

Целеполагание.

Исторические аспекты: возникновение семьи

Личностные действия-смыслообразо-вание, т.е установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

   Любят  тебя без особых причин:
    За то, что ты - внук,
    За то, что ты - сын,
    За то, что малыш,
    За то, что растешь,
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей.
- Что является опорой в жизни каждого человека?
- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в нашем сердце, что согревает нас в трудные минуты, место,  где нас всегда поддержат и безусловно любят. О чем я говорю? Что это за место? (семья, дом)

-  Что такое семья? Как вы объясните это привычное для всех слово?

Версий происхождения слова «семья» несколько, но самая популярная: семья – это «7 Я». Первое «Я» – это, конечно, мы сами. Второе и третье – наши родители, оставшиеся четыре «Я» – наши бабушки и дедушки. Как раз и получается ровно семь. 

- Давайте  обратимся к толковому словарю и найдем определение этого слова.  (Семья́ — основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья – это малая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и родственными связями.)

- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
- До сих пор так никто и не знает, как  и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на “семьи” в нынешнем понимании – отец, мать и дети.
- Почему же возникла необходимость жить семьёй? 
Вывод: Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге, защищать друг друга.

 

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Словарная работа

4. Исследовательская работа.

5. Коллективная работа по теме урока. Первичное закрепление.

6.

Итог

Рефлексия.

Познавательные УД

Коммуникатив-ные УД

Личностные УД

Личностные УД

Коммуникатив-ные УД

Самооценка

- Для чего же человеку нужна семья???

– Давайте определим какие важные задачи должна решать семья.
( на доске слово семья и далее слова : вести общее хозяйство, воспитывать

 детей, организовывать досуг...) Коллективная работа по теме урока.

- У любого народа есть много пословиц о семье. Я предлагаю вам вспомнить

некоторые из них. (работа в группах) - Объясните смысл пословиц.

Доброе семя – добрый всход

Семя добрый всход дает,

Если на добре растет.

Если добрая семья,

Если ты живешь, любя,

Скоро из тебя взойдет

Добрый и чудесный всход!

В родной семье и каша гуще

Побывал в домах я многих:

Много разного видал,

Кашу всякую едал.

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша.

Дома близкие мои

Варят кашу из любви.

В своей семье и сам большой

В своей семье любой велик,

И каждый к этому привык.

Здесь почитают не за знанья,

Здесь окружают пониманием.

Пусть даже ты не преуспел,

В глазах родных – ты все сумел,

Ты сделал все, что только мог,

Здесь не услышишь ты упрек.

Минутки  тишины

Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто  в ней живет,  в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него…

(включается красивая инструментальная музыка,  и меняются слайды с красивыми цветочными мотивами на протяжении 90 секунд)

А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах.

- Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

 «Как появилась дружная семья»  (работа в группах)

Давным  –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: ....(каких?)

(На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.)

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

     В мире существует несколько праздников, которые отмечают всей семьёй и один из них - это День семьи, любви и верности . Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
(просмотр и слушание "Гимн  семьи")

Семья это близкие родственники, которые живут вместе в мире и согласии, дарят друг другу любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

Слёзы радости и огорчения, ссоры и примирения – это то, без чего, пожалуй, не обходится ни одна семья.

 Но очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?

 Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

В ваших семьях, наверное, тоже существуют традиции? Назовите их.

Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» Воскресенье – вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Заглянем в прошлое и вспомним очень важную народную мудрость, которая гласит:  Тот, кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

 «Загляните в семейный альбом».

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

 В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь.

«Жизнь человека - только миг. 
В безбрежном времени вселенной, 
И только в памяти живых 
Она становится нетленной». 
«И дух наш, продолжая жить, 
Во внуков, правнуков вольется. 
И никогда не оборвется 
Веков связующая нить».

- Спасибо, ребята. Вы представили очень интересные проекты. Очень подробно рассказали о некоторых традициях, ценностях ваших семей.
Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами.

В итоге урока составляется каждой группой синквейн "Семья"

http://festival.1september.ru/articles/640193/01.gif

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Презентация релакс.

Семья – мой дом родной.

Там я живу, там мой покой,

Мое пристанище и кров,

Мои мечты, моя любовь.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

А семья – это дом, это двое и третий,
И, быть может, четвёртый, и пятый потом.
Это тёплые строки в желанном конверте,
Если машет разлука печальным крылом.

А семья – это свет, что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь и сопутствует нам.
Это – творчество, где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе – всегда пополам.
А семья – это всё. Без неё холодеет
Одинокая мысль, одинокая жизнь.
Ничего не бывает на свете роднее,
Ничего! Как ни думай... И как ни храбрись...

Притча "Семейное счастье"

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

        Притча "Хлебец с маслом"        

     Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

"Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе".

Притча "Счастье, попавшее в яму"

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а Счастье, естественно, выполняло их. И люди уходили, оставив Счастье сидеть в яме дальше. Однажды к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил:

— Тебе-то, Счастье, чего хочется?

— Выбраться отсюда, — ответило Счастье.

Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А Счастье... побежало за ним.

Притча "Камни"

     Однажды профессор философии перед лекцией зашел в аудиторию и разложил на столе несколько различных вещей. Когда началось занятие, он молча взял большую пустую стеклянную банку и заполнил ее большими камнями. Затем спросил: "Банка полная?" "Да!" - согласились студенты. 
    Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал ее в эту же банку. Затем слегка поболтал банку и галька, конечно же, заполнила мелкие щели между камнями. Профессор опять спросил студентов: "Банка полная?" Они рассмеялись и согласились, что банка полная. 
    Тогда, профессор достал коробку песка и высыпал ее содержимое в банку. Естественно, песок заполнил все остальное пространство. 
     "Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, а остались бы только они, то ваша жизнь была бы все еще полна. 
Галька - другие вещи, которые имеют значение, подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни. 
    Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же самое происходит и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими для вашего счастья.
    Заботьтесь сначала о камнях - это то, что действительно имеет значение. Установите ваши
 приоритеты. Остальное - только песок.

Притча «Волшебная копейка»

     Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

Притчи о семье,

родителях и детях,

о семейном счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Урок «Семья и семейные традиции»

Семья -это главное. Чтобы сохранить её, необходимы семейные традиции.В каждом доме индивидуальный стиль существования. Правила поведения, заповеди, примеры,  домашние ритуалы, усвоенные в родител...

Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Семейные традиции"

Материал содержит конспект урока по кубановедению в 1 классе по теме "Семейные традиция"....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

« Семейные традиции и семейные праздники» в третьем классе.

Научить детей и взрослых правильному осознанному,  нравственно-направленному, использованию свободного времени....

Урок кубановедения "Семейные традиции"

Урок кубановедения "Семейные традиции"...