Конспект урока ОРКСиЭ /ОПК с презентацией "Заповеди"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

«Заповеди » по предмету ОРКиСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока с презентацией1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга

Информационно-методический Центр

Тема урока: «Заповеди »

по предмету ОРКиСЭ

учителя высшей

квалификационной

категории

ГБОУ  СОШ №352

Абакумовой Л.В.

Санкт-Петербург

2015 г.


Тема урока: Заповеди.

Цель урока: знакомство с 10 основными заповедями христианства, изложенными в Ветхом Завете.

Задачи:  

  • учебная:

ознакомить учащихся с основными христианскими заповедями, их значением в жизни человека и необходимости соблюдения;

  • развивающая:

развивать речь учащихся, живое образное мышление, творческое воображение, умение высказывать свое мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы;

  • воспитательная:

воспитывать стремление жить в соответствии с основными христианскими заповедями.

Оборудование: Презентация на тему: «Заповеди», компьютер, интерактивная доска, Большой энциклопедический словарь, Толковый словарь С.И. Ожегова.

Методы обучения: метод развития критического мышления, элементы методики проектного обучения.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока:

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Доска

I. Организационный момент.

Время: 2 мин.

Приветствие учащихся.

- Прозвенел звонок, собрал всех на урок. Каждый подтянулся, друг другу улыбнулся.

 

Проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка рабочих мест к уроку.

II. Актуализация новых знаний

Время: 3 мин.

Выявляет уровень знаний, задает вопросы.

- Мы живем в огромном мире, по-другому мир называется природой. А у природы есть свои законы, т.е. правила, по которым она живет.

- Какие законы природы вы знаете?

- А что будет, если эти законы нарушатся?

Вывод: мир ждет разрушение и катастрофа.

Участвуют в диалоге. Формулируют ответы.

Учащиеся отвечают на вопрос ( Например, смена времен года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.д; в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей; земля вращается вокруг солнца; ежедневно солнце всходит и заходит. И еще в мире существует множество разных законов.

Ученики высказывают предположения о последствиях.

III. Объявление темы, целей и задач урока.  

Время: 5 мин.

IV. Изучение нового материала

Время: 12 мин.

Физкультминутка

Время: 2 мин.

V. Закрепление нового материала.

Время: 14 мин.

1. Работа со статьей учебника (стр. 40-41)

2. Работа с пословицами.

3. Работа над проблемными вопросами.

VI. Рефлексия

Время: 3 мин.

VII. Итоги урока

Время: 2 мин.

VIII. Домашнее задание.

Время: 1 минута.

Рассказ учителя:

- Человек – это часть природы. Человечество – это все люди, живущие на земле. А у людей есть свои законы.

Задает вопросы:

- Какие законы и правила жизни человека вы знаете?

- Кто составляет эти законы?

Рассказ учителя:

- У каждого человека должны быть правила, принципы, по которым он живет. Поэтому все религии мира отвечают на вопрос, в чем ценность каждого отдельного человека и по каким принципам он должен жить. Ценность человека постоянно упоминается в священных книгах разных религий. В Ветхом Завете содержатся предписания о том, как должен жить и вести себя человек. Эти предписания являются общими для всех христиан.

Вопрос учителя:

- Кто догадался как называются эти предписания и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока: «Христианские заповеди». Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.


- Прежде, чем мы поговорим о том, как это произошло, давайте подумаем, что обозначает слово «заповедь».

- Попробуем сформулировать задачи, которые мы поставим перед собой на уроке.

Итак, задачи нашего урока:

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

-выяснить значение заповедей;

-подумать: легко ли соблюдать заповеди?

-подумать : нужны ли заповеди нам? Зачем? Не устарели ли они?

Задает вопросы:

- От кого люди получили заповеди?

(от Бога)

-Где они записаны?

( В Библии)

- А как люди получили от Бога заповеди?

Сообщение учителя:

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ увидели как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на Синай, встретил там Бога и получил от него заповеди.

Моисей провел на вершине горы 40 дней. Огонь не обжигал его. Это было знаком присутствия Бога. Бог сам начертил заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу.

Моисей, вернувшись к людям, светился так, что от его лица исходили лучи. Бог дал Моисею 10 заповедей.

- Прочитаем заповеди на первой скрижали. Чему они учат нас?

- Как вы понимаете эти заповеди?


Вывод: на первой скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны себя по отношению к Богу.

- Прочитаем заповеди на второй скрижали. О чем эти заповеди? Чему они нас учат?

- Как вы понимаете эти заповеди?

Вывод: на второй скрижали были написаны заповеди, которые учат нас, как вести себя по отношению к другим людям.

Устанавливает осознанность восприятия.

Дает опережающее задание перед чтением:

- Что нового вы узнаете из текста? В процессе текста отмечайте новую информацию.

Вопросы после чтения:

- Какое предписание содержится в Ветхом Завете? ( Как должен жить и вести себя человек).

- Какие самые известные из них? (10 заповедей)

-Для чего служат заповеди людям?

-Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения сегодня?

-Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

- Какое значение имеют 10 заповедей для многих поколений верующих?

(Они не только были основой поведения многих поколений верующих, но и стали отправной точкой для большинства законов, которые приняты в различных странах мира).

- Почему именно этим законам следуют люди вне зависимости от их национальности или веры?

( Все религии отвечают на вопрос о том, в чем ценность каждого отдельного человека, и как мы должны относиться к ближнему).

Организует деятельность детей по применению новых знаний.

- Соотнеси пословицу и заповедь (пословицы на слайде).

Задает проблемный вопрос:

-Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом Заповеди?

Выберите утверждение, приемлемое для вас:

-Нет, они нужны были в древности, когда народ был необразованным.

-Да, потому что соблюдение Заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей.

-Да, потому, что нравственные законы нужны для любого времени

-О чем однажды спросил Иисуса человек? ( Какая заповедь самая важная).

Что ответил Иисус?

При затруднении можно разрешить учащимся обратиться к стр. 41 учебника.

- Какие заповеди стали основной учения христианской церкви?

Вывод: основой учения христианской церкви  стали заповеди об отношении к Богу и ближнему.

В Заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь к добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Поэтому отношения людей друг с другом обретают высший смысл. Ведь они-договор Бога с человеком.

Вывод:

-Я желаю вам, чтобы вы были счастливы и радовались каждому мгновению своей жизни и, чтобы другие, глядя на вас, становились лучше и добрее. Не пускайте зло в ваши сердца и души!

Устанавливает осознанность восприятия.

- Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

- Какие заповеди тебе были известны?

-О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие новые слова запомнили?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Учитель задает вопросы.

- Какая была тема урока?

- Какие задачи? ---            Справились ли мы с ними?

-Спасибо за плодотворную работу на уроке.

1)Учебник С.40-41 –прочитать, ответить на вопросы

2)Учитель предлагает продолжить предложение на карточке:

  • Заповеди даны-…(Богом)
  • Они учат … (Отличать добро от зла)
  • Исполнение заповедей позволяет душе …(расти)
  • Если мы нарушаем заповеди, то…

 Участвуют в диалоге. Формулируют ответы.

(Это правило для учащихся. В каждой стране есть свои законы. Правила и законы составляет Совет школы, государство, правительство, люди.)

Высказывают предположения. Формулируют тему урока.

Дети записывают тему урока.

Находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова. Выясняют значение слова. В толковом словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:

«1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-нибудь, чего-нибудь.

2. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание».

Формулируют задачи урока, составляют план (на уроке мы будем думать, находить, выяснять, обмениваться мнениями).

Формулируют ответы.

Читают первые 4 заповеди. Осмысливают прочитанное.

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

Читают статью в учебнике.

Формулируют выводы.

Учащиеся отвечают на вопросы

Учащиеся делятся на группы, осуществляют работу в группах.

Самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Учащиеся высказывают свое мнение

Выполняют работу в группах. Делают вывод(Нравственные законы важны для любого времени)

Формулируют ответы.

(Иисус ответил, что есть две самые главные заповеди, на которых основано все Священное писание. Первая из них «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею». А вторая – « Возлюби ближнего, как самого себя». ( Евангелие, Глава 22, стихи 37, 39)

Формулируют ответы.

Формулируют ответы.

Ученики отвечают на вопросы

Учащиеся записывают домашнее задание.                

Слайд

№1

Слайд

№2

Слайд

№3

Слайд

№4

Слайды

№5

№6

№7

Слайды

№8-11

Слайд

№12

Слайд

№13

Использованная литература

1. Борисова А. В. История мировых религий: христианство: учеб. пособие для студентов / А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 107 с.

2.Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. - 261 с. - (История религиозной культуры).

3.Воронцова И. В. Православные таинства и обряды / И. В. Воронцова. - М.: Вече, 2006. - 306 с.: ил. - (Русское православие).

4.Екименкова В. М. Вера исцеляет сердца : из опыта преподавания православной этики учащимся 1 - 10 классов / В.М. Екименкова. - М.: Ковчег, 2001. - 159 с.: ил. - (Православие в школе).

5.Ерохина Т. И. Православие и русская культура: учебное пособие для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ / Т. И. Ерохина, И. Н. Чижова; под ред. Т. А. 6.Степановой; Департамент образования Яросл. обл. - Ярославль; Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2009. - 157 с.: ил.

7.Колбовский Ю. Я. Православие и русская культура: учеб. пособие для учащихся старших кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Я. Колбовский, Т. А. Степанова ; Департамент образования администрации Яросл. обл. - Ярославль ; Рыбинск : Рыбинск. Дом печати, 2004. - 318 с.: ил.

8.Колесникова В. С. Краткая энциклопедия православия: Путь к храму / В.С. Колесникова. - М.: Центрполиграф, 2002. - 588с.

9.Лопатина А. А. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников / А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита-Русь, 2010. - 216 с. - (История и культура мировых религий).

10.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2010.С.-239

11.Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР: [учеб. пособие для богослов. семинарий, ин-тов и свет. учеб. заведений] / Д. В. Поспеловский ; под ред. Т. Горячевой, Ю. Зигангирова; худож. Г. Лукашевич. - М.: Библейс.-богосл. ин-т св. ап. Андрея, 1996. - 408 с.

12.Православие: словарь-справочник / ред.-сост. Н. М. Терехова, Е. С. Калугина. - изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Даръ, 2007. - 959 с. : ил. - (Азы православия).

13.Православие: Pro et contra: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви / Русский христианск. гуманитарн. ин-т.- СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 791 с. - (Русский путь).

14.Сычева М. А. Православие: уроки в школе и колледже : учебно-метод. пособие / М. А. Сычева. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 296 с.: ил. - (Библиотека учителя).

15.Топоров В.Н.Святость и святые в русской духовной культуре / В. Н. Топоров ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед. - Т. 1: Первый век христианства на Руси. - М.: Гнозис: Языки рус. культуры, 1995. - 874 с. - (Из истории русской культуры. Язык. Семиотика. Культура).

16.Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре / В. Н. Топоров ; Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед. - Т. 2: Три века христианства на Руси (XII-XIV вв). - Москва: Гнозис: Языки рус. культуры, 1998. - 864с.: ил. - (Из истории русской культуры. Язык. Семиотика. Культура).

Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Издательство "Азъ", 1992

17. Шевченко Л. Л. Православная культура: экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий: 1-й год обучения / Л. Л. Шевченко. - Кн. 2. - М.: Покров, 2004. - 111 с.: цв. ил.

18. Я познаю мир: детская энциклопедия: Религия / авт.- сост. О.А Могила, С.В. Чумаков.-М.:АСТ,2000.-570с.

На уроке использован УМК:

Модуль «Основы православной культуры».

1. Кураев А.В, Основы православной культуры.4 класс-М.:Просвещение, 2010.С.-96

2. Рабочие тетради к преподаванию модуля «Основы православной культуры». 4 класс, I полугодие.–СПб:Сатисъ,2012.
3.Диск:методические указания по использованию Рабочей тетради.
4.
 Берсенева Т.А., Мороз А.А. Добрые уроки-наставления: учебное пособие для 4-5 классов. – СПб: Сатисъ, 2011.
5. Данилюк А.Я., Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/  М.: Просвещение, 2010.С.-32

6. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Захарченко — СПб: СПб АППО, 2011.

 7.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс: справочные материалы для общеобразовательных учреждений/(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2010.С.-239

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСиЭ. Тема :"Дружба"

Имеется конспект урока и презентация (подработала для учеников своего класса)...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Урок ОРКСиЭ по теме "Дружба" (модуль "Светская Этика")

Формирование уважительных и дружеских отношений между собой...

Конспект урока по ОРКСиЭ, модуль: основы православия, на тему "Монастырь. Духовный подвиг".

Задачи урока:Образовательные:- умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта, умение правильно оценивать себя и других;Развивающие:- создавать условия для развития логического ...