конспект урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Воронина Ирина Анатольевна

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Праздники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока ОРКСЭ33.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое  общеобразовательное учреждение

Свердловской  области

«Сухоложская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Конспект открытого урока по предмету ОРКСЭ.

Тема «Праздники»

                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                           Составила: Воронина И.А.                                                                                                                

2016год

Тема урока: «Семейные праздники»

Класс: 4

Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений о роли праздников для человека, народа.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

-познакомить с историей появления праздников, группами праздников,  значением  в жизни человека;

знать, понимать и уметь объяснять понятие и термины: праздник, традиции, подарок; учить культуре проведения праздников;

-развивать связную речь при составлении ответов на вопросы, рассказывании сообщений, составлении рассказов по плану; мышление при классификации праздников (составление кластера), работе с текстами, отгадывании загадки; памяти при загадывании загадки, запоминании пословиц, проведении физкультминутки; слухового внимания при ответах на вопросы; зрительного внимания при проведении дидактической игры.

Метапредметные:

познавательные УУД

 осуществление информационного поиска, структурирование заданий, установление причинно-следственных связей, выбор способов решения этических задач.

регулятивные УУД

 планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

коммуникативные УУД

 построение речевого этикета на основе знаний норм и правил русского языка;

умение работать в группе;

умение определять общую цель и достигать ее.

Личностные результаты

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, понимание ценности семейного праздника во взаимоотношении людей.

Тип урока: открытие нового знания

Основные термины и понятия:

праздник,  традиции, подарок

Межпредметные связи:

окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Оборудование:

мультимедийная презентация к уроку; карточки с заданиями, иллюстративный материал, фрагмент мультфильма; материалы для изготовления подарков.

Источники:

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4- классы. - М: «Просвещение» 2012

С. И. Ожегов «Словарь русского языка» Издательство «Советская энциклопедия», М: 1976.

Предварительная подготовка:

  1. 3 учащимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по плану:
  1. Как называется мой любимый праздник.
  2. Как моя семья отмечает этот праздник.
  3. Какие чувства вызывает этот праздник.
  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.
  1. Сообщения  4  обучающимся по теме урока.
  2. Подбираются стихотворения, загадки по теме урока.
  3. Оформление фотогазеты «Семейные праздники»
  4. Рисование рисунков по теме урока.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающие  технологии (подвижная физминутка в середине урока, физминутка для глаз перед работой с таблицей, психологический настрой  на этапе организационного момента, развитие м\м\п – изготовление подарков)
  2. ИКТ технологии (презентация по теме урока на всех этапах)
  3. Обучение говорению (упражнение на развитие речи) – чтение стиха наизусть, чтение загадки, .работа со словарём.
  4. Игровые технологии  (дидактическая  игра «Назови праздник»)
  5. Проектная деятельность (подготовка и представление сообщений)
  6. Работа в группах (на этапе закрепления изученного материала)

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический настрой на работу

- Собрались с вами мы, друзья – дети, гости, я.

С пользой время проведем, о семейных праздниках речь мы поведём.

 

  1. Актуализация знаний.

- Начнем урок с проверки ваших знаний.

- Отгадайте  загадку (загадывает ученик):

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас всегда?

Ваша дружная …(семья)

- Назовите пословицы и поговорки о семье.

3. Определение темы, задач урока

- Прослушайте стихотворение и назовите тему урока.

1. Чтение стихотворения учеником

Праздников много бывает на свете!

Их любят взрослые, любят и дети.

В праздник танцуют, в праздник поют,

В праздник волшебных сюрпризов все ждут!

-Назовите тему урока.     (СЛАЙД №1)

-Какие задачи перед собой поставим?

Узнать:  (СЛАЙД №2)

-Когда и как появились праздники?

-Какое значение имеют праздники?

-Какие бывают праздники?

-Как отмечаются семейные праздники?

  1. Работа по теме урока.

1. Работа с понятием

- Как вы думаете, для чего нужны  праздники? Ответить на этот вопрос помогут предложения, записанные на карточках. Работать будете в группах.

- Вспомните правила работы в группе.

- Выполните задание №1: Подчеркните те предложения, с которыми вы согласны.

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны”.

- Прочтите выбранные предложения.

- Дополним ваши знания,  прослушив сообщения о праздниках и ответив на вопрос: когда появились праздники и какое значение они имеют для людей.

Заслушивание 1 сообщения

- Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Ещё в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными.  Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян.

Заслушивание 2 сообщения

- Слово «праздник» в славянских языках - столь же древнее, как и сами праздники. Сегодня трудно точно определить истоки возникновения праздников – наверное, всё началось с древних языческих ритуалов. Ведь и у нас, в России, до сих пор широко отмечаются некоторые языческие праздники – например, Масленица – хотя многие люди уже забыли о его настоящих корнях.

В наше время люди воспринимают праздник как что-то необычное и чудесное, совершенно отдельное от повседневной реальности.

Праздники – это составляющая часть нашей культуры, которая помогает нам лучше понять друг друга.

- Когда появились праздники? Какое они имеют значение для людей?

- Подберите имена прилагательные к каждой букве этого слова.

П Р А З Д Н И К       (СЛАЙД №3)

Вывод: А теперь попробуйте ответить, что такое праздник?

- Где можно узнать точное определение этого слова?

2.Работа со словарем

-Давайте обратимся к  словарю  Ожегова.

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события; день радости и торжества по поводу чего - нибудь; день игр и развлечений; день не рабочий и выходной.

- Совпали наши выводы с определением?

3. Работа с иллюстрациями  (физминутка для глаз)  (СЛАЙД №4)

-Как вы думаете, каким событиям  могут быть посвящены праздники?

(Новый год, 8 марта, день рождения, День Победы, новоселье, свадьба, День защитника Отечества, 1 мая, день учителя)

- Праздников множество и они различны. Их можно разделить на группы: (СЛАЙД №5)

Государственные

Общественные

Семейные

- На столах лежат иллюстрации с изображением разных праздников. В группах выполните задание:

-1 группа выбирает картинки с изображением государственных праздников.

-2 группа – с изображением общественных праздников.

-3 группа – с изображением семейных праздников.

- Правильно выбрать ответ поможет текст №2.

         -К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества,  8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

       -К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города.

       -К семейным праздникам относятся: день рождения, свадьба, новоселье.

       

 -Проверим вашу работу. Назовите праздники.

- В каждой семье отмечают свои праздники. Эти праздники называются семейными. Поговорим с вами о семейных праздниках и традициях, которые имеют большое значение для каждого человека.

- Послушайте сообщение  и ответьте, с какого года в России отмечают День семьи.

Заслушивание 3 сообщения

- Семейный праздник –  это праздник,  созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих  их.

Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу, кто сопровождает нас в самые сложные моменты нашей жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.

В России главные семейные праздники во многом схожи с  семейными традициями  других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.

 С 2008 года отмечают День семьи, любви и верности. Символ праздника - ромашка, медаль за любовь и верность.

- С какого года в России отмечают День семьи?

Физминутка

4.Заслушивание  рассказов о семейных праздниках     (СЛАЙД №6)

- Ребята составили рассказы о своих семейных праздниках. Рассказы составляли по плану:

1. Как называется мой любимый праздник.

2.Как моя семья отмечает этот праздник.

3.Какие чувства вызывает этот праздник.

- При проведении семейных праздников принято фотографироваться, чтобы затем вспоминать об этих событиях.

- На ваших фотографиях представлены ваши семейные праздники. Назовите их.

- Вы нарисовали самые запомнившиеся вам семейные праздники. Назовите их.

- Почему именно этот праздник запомнили?

Вывод:

 - Объясните, чем семейные праздники отличаются от праздников государственных.

- С кем отмечаются семейные праздники?

5.Беседа

 - На праздники принято дарить подарки. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки получали вы на семейном празднике?

- Вы знаете, откуда пришла традиция дарить подарки?

- Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

- Прослушайте сообщение и назовите синоним к слову «подарок».

6. Заслушивание 4 сообщения

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

На Руси у слова «подарок» был синоним — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить».

7. Знакомство с правилами выбора подарков   (СЛАЙД №7)

(просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Винни Пух и все-все-все»)

-Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все».

- После просмотра ответьте на вопрос: всем ли подаркам он был рад?

    «Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.

– Душераздирающее зрелище, — сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

– Я так и думал, — вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».

 – Доброе утро Иа! – сказал Пух.

- Всем ли подаркам был рад ослик?

Вывод: чей подарок оказался самым нужным? Почему?

8. Решение проблемных ситуаций   (СЛАЙД №8)

 -Как вы себя поведёте, если получите два одинаковых подарка?

-Как вы себя поведёте, если подарок, который вам подарили,  вам не понравился?

- А где мы можем взять подарок? В  какой подарок мы вкладываем больше души, в тот, который покупаем или в тот, который делаем своими руками? А какой подарок можно сделать своими руками? 

9. Выставка подарков        (СЛАЙД №9)

- У вас на столе все необходимое для того, чтобы в течение пяти минут создать подарки-символы для празднования:

1 группа: дня рождения младшего брата;

2 группа: дня рождения мамы и представить подарок.

- Давайте посмотрим, какие подарки вы подготовили.

-Теперь подумаем над тем, что мы чувствуем, когда получаем подарок?

- Конечно же, мы становимся чуточку счастливее, чувствуем тепло любимых людей, становимся ближе.

- Чтобы праздник удался, нужно  выполнить несколько полезных советов:

9. Знакомство с полезными советами  по проведению семейного праздника

(СЛАЙД №10)

Красиво оформленные приглашения

Украшение дома

Встреча гостей

Продуманное меню

Игры и развлечения

Призы

Время праздника

Проводы гостей

4. Итог:

- Давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока

-Что такое праздник?

- Какими бывают праздники?

- Поиграем в игру «Назови праздник». Ведущий показывает картинки, а вы называете группу, к которой он относится.

-Что принято дарить на праздник?

-Чтобы ваш праздник понравился и  запомнился всем, что вы для этого

делаете?

- Какие из предложенных игр вы провели бы у себя на дне рождения:

  • Прятки
  • Салки
  • Складывание пазлов

Пение под караоке

  • Игры с мячом
  • Настольные игры
  • - Прослушайте стихотворение:

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья -  это труд, друг о друге забота,

Семья -  это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья -  это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

5.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я понял (а)…

3. Я научился (лась)…

4. Я смог (смогла)…

5. Было интересно…

6. Меня удивило…

7. Мне захотелось…

6. Дача домашнего  задания   (СЛАЙД №11)

- Подготовить игры для проведения дня рождения.

- Подобрать пословицы и поговорки по теме урок, загадки.

- Сообщения о праздновании семейных праздников у представителей других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...