Поурочный план по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Абдушева Райля Иштимеровна

В поурочном плане даны цели, задачи урока, поэтапный план урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkes_na_temu_druzhba.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема: Дружба

Модуль «Основы светской этики»

Место урока в курсе: урок  № 14

Класс: четвертый

Количество часов: 1 час

Цель: Сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Рассмотрение  роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Методы:

  • проблемно – поисковый,
  • словесный (беседы),
  • метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций),
  • частично – поисковый (эвристическая беседа).

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, цветочки, карандаши.

Ожидаемые результаты:

  • умение дружить,
  •  беречь дружбу,
  • общаться в коллективе.
  • доброжелательность,
  • уважения друг к другу

Ход урока.

 

I. Индукция.

1) Вступление.

Слайд 1.На доске пословица:

« Хороший  друг – это настоящий клад». (китайская)

- Как вы понимаете эту пословицу?

 - О чем на уроке пойдет речь?

- А сейчас улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.  Вздохните и выдохните все обиды,  печаль и беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II.Актуализация знаний.

 1)Беседа.

  Слайд 2.

- На доске слова: друг, приятель, товарищ.

– Прочитайте слова. Что их объединяет?                                                                           (дружба)

- Чем они отличаются друг от друга?                                                                     (ответы детей)

 2) Беседа о друге.

- Внимательно прослушайте стихотворение, ответьте на вопрос:

- Какими словами обращался  автор к своему другу?

  Слайд 3.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

–  Это отрывок из стихотворения А.С. Пушкина, которое он посвятил  Ивану Пущину,    близкому другу еще с детских лет, поэту (портрет И. Пущина)                    ( Дети отвечают)

 - Великий Пушкин умел дружить. У него было много друзей.

 3) Рассуждения.

   Слайд 4.

  - «Друг» - какое красивое слово!

  - Запишите это слово и прочитайте.

  - Рядом запишите слова, которые ассоциируются у вас с этим словом.

      (Дети записывают и зачитывают, что у них получилось, учитель записывает на доске)

- Кто может быть другом?                                                                (мама, учитель, игрушка,…..)

- Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; друг — это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо; друг — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

-  Какими же качествами должен обладать друг?

              (Дети записывают и зачитывают свои предложения, учитель записывает на доске)

 

III. Работа над новым материалом.

1)Рассуждения о дружбе.

— Вы сказали, что слова, записанные на доске, объединены общим понятием ДРУЖБА. Какое прекрасное слово « дружба».

      Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

     Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

Слайд 5.

ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

ДРУЖБА – межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности и личных отношениях между людьми.

- А вот, что написано в учебнике на с. 32                                                  (чтение учебника с.32)

2) Рассуждения о друге.

- А у вас есть друг? Напишите о нем.                     ( Дети записывают и читают свои записи)

- А почему вы не дружите с другим человеком?

- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно.  Вот  одна из черт дружбы – избирательность.

                                                                                                                    (читаем в учебнике с. 32) 

- А какая пользу вы имеете от своего друга?

- Другая черта дружбы – бескорыстность.                                             (читаем в учебнике с. 33)

- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?

- Третья черта – общность интересов.                                                    (читаем в учебнике с. 33)

Слайд 6.

3) Обсуждение.

Ученик исполняет стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи

со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь и я с Ильиной — стану

знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись

хоть на день!

Будешь ты меня спасать — дашь

контрольную списать».

А девчонка — на дыбы!

Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени

уговаривать подруг.

Напишу я объявление:

«Срочно требуется друг».

— Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

— Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

Лев Николаевич Толстой сказал «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»

- Да, дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям. С одной стороны быть к ним требовательными, а с другой – внимательными, тактичными, стараться не ранить их своими словами

 

4) Работа по группам:

-   Предлагаю школьникам разрешить нравственные проблемные ситуации.

Задание №1

Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадь, чтобы списать.

Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.

Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя.

                                                                                     (дети обсуждают в группах, рассуждают)

- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

- Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

IV.  Релаксация.

 - С чего начинается дружба?                                                        (Дети отвечают: «С улыбок!»)

   Поем и танцуем.                                                                                            (Песня «От улыбки»)

 - От ваших улыбок даже светлее стало в классе и теплее у всех на душе.

V. Обобщение.

1) Работа с пословицами.

  1.– А еще о дружбе говорит народная мудрость в пословицах и поговорках.

   - На столах лежат конверты с заданием №2.   

  Прочитайте. Вставьте слова, которые, вы считаете, подходят по смыслу.

  Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд 7.

 2. Выберите из каждой пословицы самые главные слова о дружбе и   запишите их  на      кирпичиках, которые лежат на парте.

  ( На листах появляются записи детей)

  Слайд 8.

   Старый друг лучше, братство дороже богатства, не забывай друга,    друга    береги, не бросай друга, друга не купишь, друзья познаются в беде и в  радости, будь требовательным и дружбе; будь бескорыстен в дружбе; не смейся над недостатками друга; умей прощать другу.

                                                                                      (Из кирпичиков получился дом дружбы.)

- Мы с вами вывели закон о дружбе!

- Если вы будете эти законы соблюдать, то у вас всегда будут окружать друзья,

  Вы никогда не будете одиноки.

  Ведь человек не может жить один, без друзей!

– Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”.

Друг познается в удаче
Так же порой, как в беде.
Если он душу не прячет,
Чувства не держит в узде.
Друг познается в удаче,
Если удача твоя
Друга не радует, значит,
Друг твой лукав, как змея.
Или же горькая зависть
Разум затмила его.
И, на успех твой позарясь,
Он не простит ничего.
Он не простит, но иначе
Скажет об этом тебе.
Друг познается в удаче
Больше порой, чем в беде.

VI. Закрепление.

1) Написание мини – сочинений.

 - Вы были соавторами поэта, а сейчас попробуйте себя в роли писателей. Но сначала послушайте стихотворение Я.Акима «Я пишу тебе письмо». Слайд 9.

         

        «Я пишу тебе письмо.

          А листок в конверте чист.

          Нет на нем ни букв, ни строчек.

          Пахнет осенью листочек-

          С дерева опавший лист.

         

          Ты письмо мое получишь

          И обрадуешься вдруг-

          Жить на свете много лучше,

          Если друга вспомнил друг».

Звучит песня

- Возьмите сердечко, которое лежит на ваших партах и напишите письмо  своего другу. Ведь другу можно доверить тайну,  поделиться чем – нибудь, сообщить новости.

                                                                              ( Дети пишут сочинения и зачитывают классу)

 - Если есть ваш друг в классе, то можете вручить письмо ему сейчас. А у кого друг не в классе, вручите потом.

VII.Рефлексия.

 - Спасибо вам, ребята.  

 - Но мне хочется узнать,   понравился вам урок или нет. На столах лежат  цветочки, возьмите себе тот, который подходит вашему настроению.

         Красный – прекрасное, мы подружились;

         Желтый – не очень хорошее, сомневаетесь;

         Зеленый – плохое, со мной не согласны.

 - Поднимите ваши цветочки вверх и я увижу, какое настроение  осталось у вас после урока.

 - Я рада, что мне удалось подарить вам минуты радости творчества.

  - В конце урока хочу предложить вам стихотворение.

 Слайд 10.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

 

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу.

Ведь дружба – это ценный дар!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Поурочные планы по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"

Это примерные поурочные планы по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"...

Поурочные планы по ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики"

Поурочные планы по ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" Всего 34 урока, Подробные планы уроков по каждой теме....