Урок по ОПК
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

УРОК "ХРАМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hram.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «ХРАМ»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Островского района;

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.

Основные понятия и термины: Храм. Икона. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Каждение. Панихидный столик. Благословение. Голгофа. Аналой. Престол.

Средства наглядности: презентационный материал, содержащий фотографии храмов Лебедянского района, храма Христа Спасителя (г. Москва), внутреннего устройства и интерьера православного храма.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2010.

- Доска; Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; Таблица с понятиями и их значениями;

* Примечание. У каждой группы на столе находятся карточки с понятиями, над которыми та или иная группа будет самостоятельно работать по учебному пособию.

1-я группа – «иконостас», «Царские врата

2-я группа – «благословение», «алтарь»

3-я группа –» «каждение», «икона»

На доске – таблица по форме активного занятия, где слева располагаются предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а справа – их объяснения. По окончании самостоятельной работы в группе представители соединят предложенные им на карточках понятия с соответствующими толкованиями.

Таким образом, учитель проверит правильность выполнения работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.   Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прошу вас прослушать отрывок из музыкального произведения и ответить на вопрос: где исполняется данное музыкальное произведение? (Звучит «Не умолим никогда Богородице», муз. А. Астафьева,)

– А теперь посмотрите на экран. Что вы видите на нем?

2 слайд

(Храм Христа Спасителя, г. Москва)

– Правильно. Как вы понимаете слово «храм»?

(Ответы детей)

– Кто из вас был в храме?   Слайд 3

(Ответы детей)

2. Ресурсный круг.

Учитель: Теперь представьте, что вы находитесь в храме.  

– Что вы видите, что вы слышите и что чувствуете в храме?

(Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, передавая слово по кругу прикосновением к руке рядом стоящего одноклассника.)

3. Постановка темы, цели и задач урока.

Учитель: Ребята, вы уже многое знаете о храме. Как вы, наверное, уже догадались, тема нашего урока – «Храм». Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о храме и его значении в жизни православного человека.

Слайд 4 Наши задачи: 1) познакомиться с устройством православного храма; 2) получить знания о назначении храма; 3) формировать уважительное отношение к истокам и традициям православной культуры; 4) учиться работать с различными источниками информации.

4. Изучение нового материала.

Работа с иллюстрациями.

Учитель: Какие храмы вы знаете? (Ответы детей)

– Какие храмы располагаются на территории нашего Лебедянского района? (Ответы детей)

– Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?   Слайд 5

(Предполагаемые ответы учащихся: купола, кресты, звонница)

(Учитель на экране демонстрирует фотографии и названия храмов Лебедянского  района)

Учитель: А сейчас мы послушаем сообщение ребят о храмах, которые находятся в наших соседних сёлах, так как в нашем классе учатся ребята из этих сёл. И о церкви села Новое Ракитино нам расскажет Тарновская Яна,  

Новиков Никита о храме села Романово, Крапивин Артём о церкви, которая была в нашем селе Ольховец. (сообщения детей)  Слайд 6,7,8

Учитель: Итак, мы узнали  с вами об истории разных храмов. А сейчас мы поговорим об особенностях храмов.

– Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос искупил грехи человечества.

– Но далеко не всегда православный храм имеет лишь один купол. Их количество может быть различным, и каждое число символично. А что символизирует то или иное количество куполов, нам расскажет Афанасьева Диана.

Ученик: Количество куполов на храме также всегда символично. Один купол означает единство Бога, два – две природы Иисуса Христа (божественную и человеческую), три – Троица, четыре – четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов означают Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь – семь таинств Церкви, семь Вселенских соборов, девять куполов символизируют девять чинов ангелов и девять чинов праведников, тринадцать – Христа и 12 апостолов, двадцать пять глав могут быть символом престола Бога в Апокалипсисе и двадцати четырех Старцев или обозначать похвалу Богородице, а тридцать три главы – число земных лет Иисуса Христа.

Слайд 9, 10

Учитель: Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня. Происхождение слова «колокол» иногда связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук-сигнал. Внешняя форма колокола в христианской символике толкуется как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе благодать Бога. Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках вводных дверей, и внутри храма, и в башне куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. Затем на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

– А сейчас мы с вами услышим один из праздничных колокольных звонов. (Звучит запись колокольного звона) Слайд 11

Учитель: Как же выглядит классическое строение православного храма?

Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная. Слайд 12

Например, храм  похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест.

Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят - праведному пути в жизни.

Крест – это главный символ или знак христиан, символ нашего спасения.

Работа в группах.  Слайд 13

Учитель: «Войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Сейчас я предлагаю вам сесть в группы.

У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Обратимся к учебнику. Найдите в тексте объяснение каждого понятия. Выберите в группе того, кто будет излагать выполненное задание. (На выполнение задания отводится 4–5 минут) 

Далее следует проверка выполнения заданий в той последовательности, которая предложена ниже. Представитель (лидер) от каждой группы раскрывает в своем выступлении значение понятий, работая с таблицей на доске, где соединяет соответствующее понятие с его значением; учитель дополняет ответы детей. Слайд 14,15

1-я группа: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название (праотеческий, пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.                        Слайд 16,17

2-я группа: За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. Храм обязательно строится алтарной частью на восток, так как на востоке всходит солнце и восток символизирует собой свет, начало новой жизни. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить.

Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)

 (Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле).

Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться и поставить свечу за здравие родных и близких, за упокой душ умерших)

Учитель: А знаете ли вы, что такое икона? слайд 18

3-я группа: Икона – это изображение лика святого или события Священной истории.

Учитель: Во время богослужения священник перед иконами и прихожанами совершает каждение. Что такое «каждение» и что значит «кадить»? (Продолжение выступления 3-й группы)

Учитель: Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давайте еще раз вспомним о них.

 «Как вести себя в храме»

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам —

Неполезно это нам...

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом.

Поставить свечу и помолиться о здравии родных и близких можно перед любой иконой, стоящей в храме.

(Учитель зажигает свечу и демонстрирует все сказанные далее слова)

– Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Душой хороший человек тянется к небу, а своими добрыми делами светит всем окружающим. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.  

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          

8. Рефлексия. «Градусник».

(На заранее заготовленном большом листе бумаги, помещенном на видном и доступном месте, изображен градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно»)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хотелось, чтобы вы оценили атмосферу нашей работы сегодня с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...