Конспект урока + презентация по ОРКСЭ "Этика и этикет" в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Полякова Ксения Евгеньевна

ОРКСЭ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4_kl_etika_i_etiket.doc96.5 КБ
Office presentation icon orkse_4_klass_etika_i_etiket.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.09.2017                                                                                                 ФИО учителя: Кейзер А.В.

Школа: 148                                                                                                                        ФИО студента: Полякова К.Е., 46 гр.

Класс: 4                                                                                                         ФИО методиста: Мухина И.Г.

Кабинет: 223

                           КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

      Тема: «Этика и этикет»

Цели деятельности учителя: познакомить детей с первичными представлениями об этикете; объяснить, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

разовьют этические чувства как регулятор морального поведения; обобщат и расширят знания о правилах этикета.

Личностные:

научатся искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Оборудование:  учебник «Основы светской этики», презентация, проектор, компьютер.

 

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный, беседа.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

  1. II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: разгадывание кроссворда.

Словесный, беседа.

3 мин

Мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда, который нарисован на доске). 

  1.  Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. (Честность)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

Участвуют в работе.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать

друг друга,

Л – осознают свои возможности в учении;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Постановка учебной задачи

Словесный, беседа.

10 мин

 Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

“Этикет” – слово греческое и означает «нрав», «обычай». Это установленный, принятый порядок поведения. Этикет разъясняет правила хорошего тона, рассказывает, как надо себя вести.

А кто знает, что такое этика? (ответы детей)

Этика изучает мораль – это система норм и правил поведения, выработанных и охраняемых обществом. Этика регулирует отношения между людьми, показывает, как надо жить радостно, «без печали». Этика помогает оценить хорошие и плохие поступки человека, сформировать такие качества личности, как доброта, любовь, забота о самых родных людях.

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!

Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

Обсуждают

Предполагают о дальнейшей деятельности.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р: принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке

IV. Открытие нового знания

Словесный, беседа, рассказ.

Наглядный: презентация.

Динамическая пауза

5 мин

1 мин

10 мин

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям.

900 лет назад появились правила посвящения в рыцари, участия в рыцарском турнире, служения даме сердца. В  переводе с немецкого слово рыцарь означает «всадник».

В переносном значение рыцарь – благородный, воспитанный человек. Благородный рыцарь должен был обладать семью добродетелями: фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, пением стихов в честь прекрасной дамы. Этикет определял поступки рыцарей, одежду и её цвет, слова и жесты, правила приёма пищи.

Этикет определяет, прежде всего удобства для человека. Так, 200-300 лет назад мужчины носили на левом боку холодное оружие – саблю, шашку, шпагу или кинжал.

Что же включает в себя этикет? (ответы детей)

Этикет включает в себя почтительное обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы приветствия, правила ведения разговора, рассказывает о поведении за столом и многое другое.

Разобраться во всём этом поможет этикет, ведь он рассматривает манеры поведения человека.

Что понимается под манерами поведения человека? (ответы детей)

Манеры – это способ держать себя, обращение с другими людьми, употребляемые выражения, тон и интонация голоса, жестикуляция и мимика, осанка, походка человека.

Давайте попробуем с вами перечислить хорошие манеры. Посовещайтесь в парах и затем мы выслушаем несколько ответов.

К хорошим манерам всегда причисляли скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично относиться к другим людям.

В обществе всегда осуждались дурные манеры. К ним причисляют привычку слишком громко говорить и спорить, грубость в разговоре и неряшливость в одежде, проявление недоброжелательности к окружающим, сквернословие, бестактность, употребление унизительных прозвищ.

Раньше культуре общения обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Почему мы так говорим?

- Все ли вам было понятно в его речи?

- Что вам показалось смешным?

- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

- Какие еще правила общения вы знаете?

Встаем из-за парт и повторяем движения!

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком:

«Зайка, зайка, попляши,

Твои лапки хороши!»

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять.

Этикет в школе (анализ школьных ситуаций).

Вы учитесь в 4 классе и уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Сейчас я вам буду предлагать различные ситуации, а вы скажете, правильно ли поступают дети. Если не правильно, то вы попробуете исправить их ошибки в поведении.

  1. Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

2. Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"

- Какие правила поведения вы можете назвать? 

Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”.

- Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

- Что было необычного в поведении мальчика?

- Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

- А как вы ведете себя за столом?

- Какие правила вы можете предложить?

Этикет в гостях.

- У вас есть друзья. Вы ходите друг к другу в гости. Как вы себя ведете? (ответы детей)

Участвуют в работе.

Работают в парах.

Участвуют в обсуждении

Повторяют движения за учителем.

Предполагают.

Участвуют в работе.

Участвуют в обсуждении.

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

Р: ориентир на ЗОЖ

К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Л – проявляют интерес

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности

Словесный, беседа.

3 мин

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что такое этикет?

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)

Спасибо за урок.

Анализируют свою деятельность.

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. Черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. ЭТИКА СОВЕСТЬ ЭГОИЗМ ПОРОК ЧЕСТНОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 2

“ Этикет” – слово греческое и означает «нрав», «обычай». Это установленный, принятый порядок поведения. Этикет разъясняет правила хорошего тона, рассказывает, как надо себя вести.

Слайд 3

Виды этикета:

Слайд 4

ЭТИКЕТ На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название ЭТИКЕТ – воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя. Французы были не первыми, кто задумался о правильном поведении. Еще древние греки пытались научить людей «красивому поведению».

Слайд 5

ЭТИКЕТ

Слайд 7

Манеры – это способ держать себя, обращение с другими людьми, употребляемые выражения, тон и интонация голоса, жестикуляция и мимика, осанка, походка человека.

Слайд 9

Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Слайд 10

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!».

Слайд 11

Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"

Слайд 12

 На занятия нужно приходить без опозданий.  При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.  В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.  Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.  Во время перемены нельзя бегать по школе, кричать, драться.  Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.

Слайд 13

 Пищу надо брать с тарелки вилкой или ложкой.  Когда ешь, не откусывай больших кусков – это некрасиво.  Не разговаривай с полным ртом, не чавкай.  Если тебе нужно что-то взять, не тянись, а вежливо попроси передать.  Никогда не отзывайся плохо о блюде, которое едят твои соседи. Не порти аппетит другим.  Не сиди боком к столу – это некрасиво.  Не кроши хлеб, доедай кусок до конца.

Слайд 14

 Принимай вежливо гостей.  За поздравления и подарки благодарят.  Помни, дарить подарок труднее, чем получать.  Хозяин должен быть приветливым.  Хозяин должен быть внимательным, видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание.

Слайд 16

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость. Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по окружающему миру 2 класс "Школа России" «Мы – зрители и пассажиры.»

Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Мы – зрители и пассажиры.»Цели урока: Познакомить с правилами поведения в общественных местах (кинотеатр, театр, общественный транспорт).Планируемые рез...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Ю. Ермолаев Два пирожных»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль п...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...

Конспект урока + презентация по обучению грамоте, 1 класс, "Знакомство со звуком И", УМК "Школа России"

Звук [и]. Буква Ии. Нет друга – ищи, а нашел – береги.Познакомить со звуком [и], буквой И и....