Главные вкладки

    Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Песоцкая Александра Власовна

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2 «а»

    Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

    Планируемые результаты:

    ·                Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.

    • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

     

    Тип урока: Открытие новых знаний

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_5.doc95.5 КБ
    Office presentation icon anna_ne_grusti.ppt2.71 МБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    Литературного чтения

    Челябинск, 2016

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2 «а»

    Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»» 

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся. 

    Планируемые результаты:

    • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
    • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

    Тип урока: Открытие новых знаний

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

    Этапы

    Методы  и приёмы

    t, мин

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Орг. момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

    Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

    Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.

    Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

    Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

    Р: нацеливание на успешную деятельность.

    Проверка домашнего задания

    3 мин

    Прочитайте в парах

    Выразительное чтение стихотворения: В. Лунин «Я и Вовка» на оценку (несколько учащихся)

    Фронтальный опрос учеников с домашним заданием (выразительное чтение стихотворения)

    Мотивационный этап

    6 мин

    Закончите, фразу:

    “Друг – это ...”

    • Готов помочь в беде.
    • Умеет хранить тайну.
    • Добрый, чуткий человек.
    • Тот, кто посочувствует.
    • Верный и преданный
    • Честный.

    Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

    Сейчас вам предстоит работа в группах по 5-6 человек. На партах лежит толковый словарь С. И. Ожегова и карточка со словом. Вам необходимо найти в словаре значение этого слова, объяснить его значение и привести пример.

    Назовите правила работы со словарём:

    1. Прочитай слово. Посмотри, с какой буквы начинается слово.
    2. В оглавлении (содержании) найди нужную страницу с нужной буквой (буквы расположены в алфавитном порядке)
    3. Открой нужную страницу. Находи нужное слово.

    Приступайте. У кого возникнут трудности при работе со словарём, поднимите руку, я подойду.

    1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
    2. Милосердие  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
    3. Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
    4. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей.
    5. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.
    6. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.

    (один представитель от группы даёт толкование слова)

    - Возникли ли у вас трудности при работе со словарём/в группе? Какие? Почему*

    Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

    Мозговой штурм.

    Закончить фразу по смыслу.

    Практическая работа в группах с толковым словарём С.И. Ожегова. Определение лексического значения слов.

    Составление правила работы с толковым словарём

    Толкование слов

    Анализ своей работы

    П: выявлять существенное:

    осознавать познавательную задачу;

    устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

    Постановка темы и цели урока

    Словесный: учебный диалог

    Наглядный: учебная презентация

    1 мин

    - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

    Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

    Какие цели мы перед собой поставим?

    • Познакомиться с…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)
    • Учиться…(делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему)

    -Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

    Определение темы урока и постановка целей

    Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Основной этап

    Словесный: учебный диалог

    Наглядный: учебная презентация

    Практический: чтение рассказа в уч на стр 79

    11 мин

    - Поработайте в парах. Прочитайте  опорные слова. Составьте по ним небольшой рассказ.

    Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно.

    (Проверка выполнения задания).

    -На с.79 прочитайте название рассказа Н.Булгакова. ( "Анна, не грусти!")

    -Как вы думаете, о чем этот рассказ?

    - Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении (по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка)). 

    Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

    Чтение учителя и читающих детей.

    Первичное восприятие: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем?

    - Подтвердились ли наши предположения о которых мы говорили перед чтением?

    -Похож ли он на тот, который вы составили?

    Чтение по цепочке.

    Работа в парах. Устное составление рассказа по опорным словам

    Фронтальная проверка.

    Знакомство с названием рассказа

    Выдвижение предположений о содержании рассказа.

    Чтение труднопроизносимых слов и их толкование

    Чтение рассказа учителем

    Первичное восприятие (осмысление) рассказа

    Чтение рассказа по цепочке.

    П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

    К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

    Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    Словесный: слово учителя; учебный диалог

    Наглядный: учебная презентация

    Практический: работа над содержанием текста

    4 мин

    Беседа после чтения.

    - Как зовут девочку, попавшую в беду?

    - Что произошло на горке?

    - Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

    - Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

    - Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

    - Что делала Катя?

    - Почему Аня заплакала?

    - А как отреагировала на приход подруги Катя?

    - Как девочки разговаривали через стекло?

    - Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

    - А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

    - Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

    Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя

    П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

    К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

    Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям

    Физминутка

    Наглядный: ТСО

    Практический: выполнение физических упражнений

    1 мин

    - А сейчас давайте немного отдохнем.

     Танцевальная фиизминутка

    Молодцы, присаживайтесь.

    Выполнение упражнений

    Словесный: слово учителя

    Практический: составление плана текста

    10 мин

    - Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

    - С чего начинается рассказ?

    - Где заканчивается первая часть и начинается вторая? Как мы можем назвать первую часть? (ответы детей)

       И т.д.

    Составляется план:

    1.Случай на горке.

    2.Описание больницы.

    3.Аня  рассматривает палату в больнице.

    4. Аня заплакала.

    5.Разговор через стекло.

    6. Катя улыбается.

    - Какие части главные?

    - Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?  (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

    План рассказа выдается каждому ученику!

    Определение учебной задачи на данный этап урока.

    Разделение текста на смысловые части;

    Заголовок каждой части текста.

    Определение главной и второстепенной информации в тексте.

     

    Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

    К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

    Итог урока

    Словесный: слово учителя.

    2 мин

    - О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

    - Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

    - Сформулируйте главную мысль рассказа.

    -Прочитайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?

    *Ищи друга, а найдешь - береги.

    *Друг в беде - друг вдвойне.

    *Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

    подводят итог урока совместно с учителем;

    Л: учувствовать в подведении итогов урока

    Рефлексия

    Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

    1 мин

    -Выберите и продолжите любое предложение:

    * На сегодняшнем уроке я узнал...

    *На этом уроке я похвалил бы себя за...

    *После урока мне захотелось...

    *Сегодня я сумел...

    проводят самооценку своей деятельности

    П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

    Домашнее задание

    1 мин

    Пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили.

    Запись д/з


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Друг- это…

    Слайд 2

    Готов помочь в беде Умеет хранить тайну Добрый, чуткий человек Тот, кто посочувствует Верный и преданный Честный

    Слайд 3

    Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.

    Слайд 4

    Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.

    Слайд 5

    Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Н.Булгаков «Анна не грусти»"

    Конспект урока на тему: Н.Булгаков «Анна не грусти»...

    Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по математике 2 класс "Школа России" «Периметр прямоугольгика»

    Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Периметр прямоугольника»Цели урока: Формировать умение вычислять периметр прямоугольника.Планируемые результаты:·        ...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Н.Булгаков-Анна не грусти"

    Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Н.Булгаков «Анна не грусти»Цели: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова "Анна, не грусти!"; учить делитьтекст на части, составлять план; развивать...

    2 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: Н. Булгаков « Анна, не грусти».

    Тема: Н. Булгаков « Анна, не грусти».Тип: комбинированныйЦель: ознакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сфор...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Булгаков "Анна, не грусти!" 1 и 2 урок. 2 класс. программа Школа России...