Конспект урока. Тема: «Православный храм» Основы православной культуры. 4 класс.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Разработка урока по курсу ОРКСЭ.

Модуль «Основы православной культуры»   4 класс

Тема: «Православный храм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnyy_hram._4_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 15 г.Мичуринска

Разработка урока по курсу ОРКСЭ.

Модуль «Основы православной культуры»   4 класс

Учитель: Черенкова С.М.

Тема: «Православный храм»

Пояснительная записка

Современный урок, построенный и проведенный в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование УУД. Для проведения урока предусмотрен 1 час.

Тип урока: урок-путешествие.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
  3. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Закрепить представление о том, что культура есть еще и система запретов во имя доброго развития личности.
  6. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Предполагаемый результат: развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России; повышение познавательного интереса к предмету,  развитие коммуникативных способностей.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  1. по виду источника информации:
  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).
  1. по виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)
  • проектный метод

        На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные УУД: формирование способности к самооценке;

Регулятивные УУД: решения проблем творческого и поискового характера, формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.

  Познавательные УУД: через самостоятельную работу с информационными источниками (учебник, документы, словари) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока.

                                                                                                           

Ход урока

  1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

II. Актуализация знаний учащихся.

Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух- древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей
церковь как награда.

Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.

Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы..

– Ребята, посмотрите на эти фотографии. Как   называются эти здания? Что их  объединяет  ? Что у них общего?  

–Правильно, это храмы. Как вы думаете, что такое храм?

–Попробуйте  дать определение этому слову.   Фотографии помогут вам в этом.

(учащиеся дают определения слову «храм»)

-  Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

–Слово храм означает «здание», «дом».

III .Сообщение темы урока

           -Кто же назовет  тему нашего урока? (Храм)

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

 (-Что люди делают в храме? _Как устроен православный храм? –Как нужно себя вести в храме?)

Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

–По каким признакам мы отличаем православный храм от других зданий?

 У него есть купол, на котором находится крест. 

–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Наш город – не исключение.

      К этому уроку у каждой группы было задание.

      Первая группа работала над  исследовательским проектом «Храмы нашего города».  Давайте их послушаем. (Защита проекта)

Интересна история Козловских церквей . Каждая церковь строилась исключительно по своему проекту. Храмы служили неповторимым украшением города, а звуки колоколов наполняли души наших горожан чувством единства со всей Россией.

Все эти церкви, а их было 14 ,сохранились только на фотографиях, каждая имела свою печальную историю. В настоящее время в городе 4 действующие церкви.

Ильинская церковь расположена на самом высоком месте города и видна практически отовсюду. Само здание также является самым высоким в городе, её высота вместе с воздвигнутым на купол крестом 71 м. Построена в 1781 году на средства купца Ивана Воронова и других прихожан по оригинальному проекту, заказанному в Петербурге.       Существует легенда, что сие здание построено великим зодчим Растрелли.

   Дальнейшая жизнь Ильинского храма протекала…неспокойно.  Дважды в его истории случались серьезные пожары.

      В начале 1930-х годов с церкви были сброшены колокола и начата подготовка к её уничтожению. Но вмешательство известного реставратора  помогло спасти церковь от разрушения. С середины 1930-х годов на первом этаже храма размещались мастерские по ремонту тракторов, а во время войны здесь ремонтировали танки. Верхний этаж пустовал. Постепенно с церковного купола сняли железо, раскрыли шпиль. После Великой Отечественной войны храм вернули верующим, его отреставрировали, однако после церковь закрыли и разместили в ней музей. В настоящее время  храм был вновь передан верующим.

           Территория вокруг церкви отличается благоустройством. Востановлен церковный некрополь (на котором покоится прах почитаемых старцев и священников Мичуринска). Перед входом в храм была построена водосвятая часовня. В церковь вернула почитаемая святыня- голова Иоанна Предтечи на блюде, известная чудом мироточения. Из других святынь следует упомянуть иконы с частицами мощей святого великомученника и целителя Пантелеймона.

       Боголюбский кафедральный собор.    В XIX веке одним из действенных способов борьбы с эпидемиями считался крестный ход с иконой. Когда в 1847 году в России началась эпидемия холеры, жители Козлова Тамбовской губернии прошли через весь город крестным ходом с Боголюбивой иконой Божьей матери. Спустя несколько дней эпидемия пошла на убыль. 3 ноября был отслужен благодарственный молебен и этот день стали считать храмовым праздником Боголюбивой иконы. А свершившееся чудо решили ознаменовать строительством собора. Так в Козлове появился Боголюбский кафедральный собор.

Впрочем, появился он далеко не сразу, строительство только через 24 года. Длительное время после большого пожара, уничтожившего половину города, жителям было не до строительства храма. Однако во время эпидемий, а они навещали город довольно часто, службы шли в недостроенном здании. В январе 1883 года храм, наконец, освятили. Он поражал громадностью своих размеров... Храм необыкновенно вместителен. В Боголюбском соборе может поместиться 5 тысяч человек. Купол в диаметре достигает 16 метров, а его высота выше семиэтажного здания. Сам храм имеет вид куба с ребром 43 м.

В советское время Боголюбский собор едва не постигла трагическая судьба многих религиозных учреждений - его намеревались разрушить. В споре победил практицизм - громадное здание вполне годилось под склад. В годы войны в нем тоже размещался склад - авиационной техники.

В 80-е годы прошлого века храм отреставрировали. Сейчас там проходят службы.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» -
Построена на средства купца Ивана Ивановича Воронова в 1803 году.
В 1930-е годы Скорбященская церковь, как и другие храмы Тамбовской епархии, была закрыта. Планировался её снос, но была только разобрана колокольня. В конце лета 1943 года при храме была создана община верующих, которую возглавил  протоиерей Александр Лебедев. Она стала первым православным приходом в Тамбовской епархии.

Прихожане Скорбященской церкви вместе с верующими двух других приходов  за несколько месяцев 1944 года собрали более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. Всего же за неполных два года, остававшиеся до конца войны, церквями Тамбовской епархии в фонд Победы было перечислено около миллиона рублей.

В 2014 г. при Скорбященском храме началось строительство трехэтажного здания Духовно-просветительского центра с крестильным храмом в честь святого  равноапостального  великого  князя Владимира.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится на территории Свято-Успенского мужского монастыря в черте города Мичуринска

Наш город  основан в 1635 году по указу царя Михаила Федоровича как укрепленный оборонительный пункт - земляной город Козлов на подступах Рязани. Через 3 года в городе основана Троицкая церковь, которая уничтожена огнем. В 1653 году сооружен новый деревянный Троицкий храм.  Каменная двухэтажная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы основана в 1670 году . В начале 19 века  возведена каменная четырехъярусная  колокольня со святыми воротами. Храм перестраивался  несколько раз, а с приходом Советской власти был закрыт. В нижнем этаже размещался музей Центральной генетической лаборатории имени И. В. Мичурина, а в верхнем - местный клуб.

К началу 1950-х годов Троицкий монастырь был почти разрушен, сохранились только фрагменты монастырских стены, угловая башня, трапезная, корпус настоятелей и Успенский храм, который в недавнем времени возвращен верующим. В настоящее время Церковь Успения Пресвятой Богородицы действует и является одной из главных построек Троицкого монастыря.

–Зачем люди посещают  храмы?

–Были ли вы когда-нибудь в православном храме?

–Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

 В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Давайте подойдем  к храму поближе.

  1.Изучение устройства храма.

–Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

(Вторая группа учеников работала  со словарями.)

 В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню

           -Давайте пройдём в притвор.

 Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

       -Мы проходим в самую большую часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В православном храме людей встречают иконы, свечи.

 В центре стоит аналой с иконой праздника.

 Аналóй - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.  

-И священники. Они здесь служат.

- А что это за служба? – спросите   вы.

-Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.

       -Посмотрите  на эту свечку. Ее огонёк тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.

           -Во время службы священник совершает каждение.

Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. 

Каждения напоминает о том же, что и свечи -  дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

Покадить кому-то означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед иконами, и перед вами.

Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.

     -Вы видите, этот священник с кадилом пошел к квадратному столику, на котором зажжено множество свечей.

Это «панихидный столик», прихожане его называют «канун». Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

Переживание неразрывной связи с умершими родными – важная черта православной культуры.

Молитвенная память называется «поминание».

Живых поминают в молитвах  «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное.

         Вспомним тех, кого нет рядом с нами.

Всех, кто в сердце нашем навсегда,

Их помянем добрыми словами,

Назовем перед иконой имена.

Вспомним мы молитвою ушедших

И зажжем свечу за упокой.

Вновь заплачут свечи об умерших

Пламенем печальным над землей.

«Поминальные записки» с именами тех, кого просят «помянуть» (вспомнить) в молитвах, передаются священнику.

    - А во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

            -Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.

          - На стр.49  найдите и прочитайте, что такое икона.

Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.  

-Можно ли молиться без иконы? Найдите ответ в учебнике.

    Можно молиться и без иконы. Но икона помогает собраться с мыслями. Можно молиться о людях и о  животных. О друзьях и о врагах.

     Если же человек кладет крест не на себя, а на другого человека или на предмет – значит, он его «благословляет» во имя Христа.

- В каких жизненных ситуациях вы слышали это слово?

Прочитайте в учебнике, что такое благословение на  стр.50

Благословение - это такое пожелание добра для себя, для людей и для всего мира, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро  осуществилось. При этом христиане обычно говорят – «Именем Христа…», «Во имя Христа…», «Бог да благословит….».

Благословлять может любой христианин. Мама может благословить ребенка перед уходом в школу. Он сам может благословить свою еду. Водитель может благословить предстоящую дорогу, садясь в машину.

Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.

В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и  через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.

           За иконостасом находится  алтарь,     главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

          Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.

- Это не  секретная комната.

Просто человек должен понимать, что не во всем он хозяин и не все ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

     -  В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

   В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.

 Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)

Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.

К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду.  В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.      

    -О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как мы заходим в храм?

-Как мы стоим во время богослужения?

    -Жизнь храмов можно сравнить  с  жизнью  людей.  Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции.

Давайте послушаем третью  группу ребят, которые работали над еще одним исследовательским проектом. Давайте посмотрим на храмы г. Мичуринска, которые мы потеряли.

                                 Утраченные храмы

Всего их было 17: два монастыря и 15 церквей.

Кафедральный (Покровский) собор Располагался на Соборной площади (площадь Мичурина)  Первый из храмов Козлова, Деревянное строение заменило каменное храмовое здание в стиле новой архитектуры с одним центральным куполом и пятью главами. Отличался богатым внутренним убранством, ценной утварью и иконами в серебряных окладах.

Никитская (Вознесенская) церковь Располагалась у Базарной площади на улице Вознесенская (ныне Революционная). Церковь была заложена в 1772 году на добровольные пожертвования граждан и расписана мастером изобразительного искусства и иконописцем Афанасием Дмитриевичем Надеждиным. Взорвана в 1930 году.

Архангельская церковь Построена козловскими благотворителями в  1765 году. Стояла на пересечении улиц Шацкой и Архангельской (ныне улицы Марата и Украинской). Легкое воздушное здание напоминало архитектурный стиль сооружений Петербурга. Великолепная живопись, многоярусные иконостасы, украшенные золотом дополняли архитектурные изыски. Здание на протяжении 100 лет меняло свой облик из-за пристройки к ней еще 2 пределов. Разобрана в 1949 году. Сегодня здесь находится парк с поклонным крестом.

Тюремная церковь Бесприходная. Первоначально была построена внутри городского тюремного замка в 1858 году. Через 20 лет  вынесена во второй этаж особого каменного флигеля на средства купца Н. Попова. Престол посвящался иконе Божией Матери "Взыскание погибших".

Никольская (Пушкарская) церковь Построена в 1781 году прихожанами. Главным образом посвящена святому  Николаю Чудотворцу. Ныне перестроенное храмовое здание входит в комплекс учебных корпусов Мичуринского государственного аграрного университета.

часовня на Московской улице Располагалась на улице Филипова Построена в честь чудесного избавления императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе . Разобрана в 1928 г..

Пятницкая (Троицкая) церковь Располагалась на улице Троицкой (Гоголевская). Построена в 1773 году козловским купцом И.Т. Силантьевым. Имела керамический иконостас, дорогую утварь, несколько древних икон, книг и евангелий.

Сторожевская церковь . Имелись местночтимая икона Божией Матери "Тихвенская", а также древние святыни-евангелие и крест с гравюрою 1762 г. При церкви существовали мужская и женская школы, а также церковно-приходское попечительство. Разрушена в 1941г.

Женский Боголюбский монастырь Расположен рядом с Боголюбским кафедральным собором. Построен  на средства купца Федора Герасимовича Воронова. На сегодняшний день в кельях и помещениях монастыря размещены коммунальные квартиры горожан.

Николаевская богаделенская церковь Построена в 1887 году на средства прихожан-железнодорожных служащих. При храме имелась мужская двухклассная и женская одноклассная школы. Известна многим поколениям Мичуринцев как клуб им. Ленина на улице Красная.

    Не все знают, что в центре Мичуринска остался храм, участь разрушения которого чудом миновала. Правда, за советский период память о том, что здание когда-то было храмом, почти изгладилась из сознания мичуринцев.. Разрушенная колокольня, снесенный купол и заложенные кирпичами окна –все это  лишило храм его первозданного облика, однако внутри помещения еще можно различить неотъемлемые элементы православного храма. В частности, неплохо сохранилась алтарная часть. В советское время это возвышение приспособили под кинотеатр . В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма.

Каждое воскресенье верующие города собираются в Никольском храме для чтения акафиста Николаю Чудотворцу

          О том, что не удалось сберечь, остается только сожалеть. Горожане с горечью смотрят на фотографии утраченных святынь, понимая, какие архитектурные и духовные жемчужины мы потеряли после разрушения более десятка красивейших храмов.

 Сейчас храмы восстанавливаются, поправляются после долгой болезни. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога.

        Проверка усвоения нового материала.

   В течение нашей работы мы говорили о храме, его устройстве и назначении; посмотрим, насколько вы были внимательны.

            Работа с карточками в парах.

             Проверка работы

       V. Подведение итогов урока

– Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях.

Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          

    VI. Рефлексия: 

Ребята! У вас на парте лежат фигурки голубей. Голубь- символ мира, любви и согласия.

Напишите, какие душевные качества помогут вам построить свой храм души. И прикрепите их на доску.

На этом наше занятие окончено.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Основы православной культуры с презентацией.Тема "Заповеди"

Данный урок был мной проведен на районном семенаре по ОРКСЭ и заслужил высокую оценку присутствующих на нем гостей....

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики».

План - конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». ...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры». Тема: "Заповеди"

Учащиеся на уроке знакомятся с тем, что такое «заповедь», «скрижали», какие заповеди были даны людям через пророка Моисея, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея», что общего у воровства и уби...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" Тема "Культура и религия"

Данный урок относится к курсу "ОРКСЭ" в 4 классе, модуль "Основы православной культуры", тема "Культура и религия". На этом уроке учащиеся познакомятся с понятиями "...