Система оценки достижений учащихся в курсе ОРКСЭ.
статья по орксэ (4 класс) по теме

Иванова Ольга Юрьевна

В работе содержатся предложения практикующего учителя, как организовать текущую оценку результатов обучения в рамках курса ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenivanie_dostizheniy_uch-sya_na_urokah_orkse.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Система оценивания достижений результатов по курсу

Выступление

учителя начальных классов

школы №26

Ивановой О.Ю.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Известно, что в рамках курса ОРКСЭ дети обучаются  без отметок. Безотметочная система позволяет детям быть более свободными на занятиях, не бояться «отметочного кнута». Но работа без отметок некоторых учеников наталкивает на мысли о «необязательности» таких уроков и несерьёзном отношении к ним. Возникает проблема снижения мотивации учащихся при изучении курса ОРКСЭ.

Значит, нужен поиск способов оценивания результатов и достижений на уроках ОРКСЭ.

Понятно, что система оценивания достижения требований Стандартов выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Оценивание процесса познания, оценивание результатов познания является одной из важных целей обучения. Система оценивания должна помочь установить, что учащиеся знают и понимают об окружающем их мире, отслеживать индивидуальный рост учеников в достижении требований Стандарта. Система оценивания должна  дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, показывать эффективность реализуемой учебной программы, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и их родителей. Оценивание призвано стимулировать учение. Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.

В программе курса ОРКСЭ предусмотрена оценка результатов усвоения программы при изучении последнего блока, на завершающем этапе изучения курса. Оценка результатов представляется в форме индивидуальных и коллективных творческих работ, проектов учащихся. Эти работы обсуждаются в классе. Защиту проекта можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.

Но как организовать текущую оценку результатов обучения в рамках курса ОРКСЭ?

Прежде всего, как оценить  достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитание учащихся?

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

С целью проведения текущей оценки знаний по курсу ОРКСЭ учителя, преподающие этот курс,  используют следующие методы оценивания.

1. Педагогическое наблюдение. Учитель собирает первичную информацию о классе или ученике по заранее выделенному им показателю какого-либо аспекта деятельности.

  • Можно использовать специальный журнал учёта достижений, который ведёт педагог от урока к уроку, или листы наблюдений. В них  с помощью определённых символов регистрируются результаты наблюдений. Можно регистрировать наличие того или иного умения особым символом или указывать уровни овладения теми или иными умениями  или навыками (высокий, средний, низкий). Понятно, что в зависимости от педагогической задачи, листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса). Наблюдение учитель может вести как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны.  И в то же время педагогическое наблюдение позволяет оценивать развитие ученика не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

  • Учитель может использовать «зримые отметки» (жетоны, наклейки и проч.), которые будут наглядно демонстрировать ученическую и творческую активность ребёнка на том или ином этапе изучения курса. Лист для наклеек или конвертик для жетонов, вклеенные в рабочую тетрадь и заполняемые по мере работы над изучением курса, будут являться листом или папкой достижений ученика. «Зримые отметки» выдаются за активную работу на уроке, творческую работу, работу в группе, домашнюю работу. Возможно, количество «зримых отметок» будет зависеть от степени сложности выполняемой учеником работы.

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности  индивидуального прогресса в развитии различных навыков.

Методом наблюдений можно зафиксировать увеличение запаса фактов, идей, слов, т.е. процесс приобретения знаний. Можно зафиксировать понимание и применение знаний. Можно зафиксировать умение анализировать и оценивать.

Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:

· способность принимать ответственность;

· способность уважать других;

· умение сотрудничать;

· умение участвовать в выработке общего решения;

· способность разрешать конфликты;

· способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания, говорения, чтения (способность читать для удовольствия и для получения информации), письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).

2. Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.

 Очень важна самооценка учащихся по результатам занятий по предмету.

Учителя любят использовать листы самооценки. Примеров таких листов достаточно много, с разными вариациями вопросов и их количеством. Основные же критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
  • Я мог выполнить работу значительно лучше;
  • Я плохо работал на уроке.

Интересно и полезно вести работу по листам самооценки на каждом уроке. Тогда очень наглядно и поучительно будет выглядеть таблица самооценки с числом строк по количеству уроков ОРКСЭ в году, а оценивая свою работу на занятиях, дети  могут использовать цветовые символы:

  • «зелёный»: «Я доволен собой, т.к. я хорошо выполнил свою работу».
  • «жёлтый»: «Я мог бы значительно лучше выполнить работу».
  • «красный»: «Я не доволен собой, т.к. я плохо поработал».

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе. Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Примеры вопросов для самооценивания

  • Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что...
  • Наиболее трудным мне показалось...
  • Самым интересным было...
  • Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее...
  • Я бы хотел попросить своего учителя ...

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии. Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы могут содержать колонку самооценки.

3. В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений. Создание портфолио творческих работ ученика поможет создать ситуацию успеха для ребёнка,  поможет раскрыть его индивидуальные особенности, развить познавательные интересы, поможет создать установку на творческую деятельность. Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения. Для детей важна похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Можно продумать мероприятия, на которых будут представлены творческие работы, вошедшие в портфолио.

  • Можно использовать в работе приём создания рабочих тетрадок «с сюрпризами», где помимо рабочего материала, вкладываются на заранее отведённые странички  работы творческого характера (рисунки, мини-сочинения по итогам экскурсий, бесед, просмотра видеофильмов и т.п., кластеры, кроссворды и проч.). Такие тетради интересно рассматривать, листать. Кстати, и учебный материал заодно повторяется.

4. Проще, наверное, оценить  знание норм морали, оценить знания о традиционных религиях, полученных в ходе изучения курса, оценить формирование представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.

На каждом этапе учителю важно знать, как идёт процесс обучения, какие трудности и недочёты имеются у каждого конкретного ученика. Здесь учителя используют всевозможные тесты.

Возможные варианты тестовых заданий:

- задание альтернативных ответов (да-нет)

- задание множественного выбора

- задания на восстановление соответствия между элементами двух списков

  • На уроках ОРКСЭ, конечно, целесообразно использовать устные и письменные опросы, получая информацию, заключённую в словесных сообщениях учеников.

Можно использовать следующие виды опроса:

- анкетирование

- интервью

- беседа

  • Распространено использование приёма «вставь слова по смыслу в предложенный текст» с последующей проверкой по книге. 
  • Много говорит об уровне знаний ученика умение им заполнить таблицу по теоретическому материалу урока или таблицу, позволяющую систематизировать материал нескольких уроков.
  • Интересен для детей приём, который мы назвали «Секрет». В начале изучения очередного раздела педагог предлагает детям на отдельной страничке тетради записать термины, понятия, с которыми предстоит работать далее. Дети пытаются объяснить значение слов на этом вступительном к разделу уроке. Эти объяснения можно и зафиксировать на бумаге. Страничку можно особым образом сложить и назвать «страничкой с секретом». На следующих уроках дети изучают раздел, а на заключительном уроке вновь возвращаются к страничке с «секретом». Как теперь они сформулируют значения терминов? Интересна реакция детей при сопоставлении первоначального личного опыта и последующего, основанного на знаниях, полученных на занятиях. Даже если дети первоначально вообще не могли ничего сказать о значениях тех или иных терминов, понятий, изучаемых в курсе ОРКСЭ, всегда полезно ограничить область своих знаний от области «незнаний».

  • Для оценки знаний детей небольшого раздела программы интересным и поучительным оказалось использование приёма «Титры». Возможно, дети сами по учебнику изучат небольшую тему. После этого учитель предлагает рассмотреть слайды по теме урока, своего рода «говорящие картинки». Детям предлагается составить связный текст на основе увиденного и прочитанного, который будет являться подписями к предложенным слайдам.
  • Интересен приём «Что за чем?», предполагающий составление логической последовательности. Учитель даёт задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ.

  • Детям нравится способ работы над усвоением новых знаний, который мы назвали «Сито». Эта работа предполагает вдумчивую работу с книгой. Ученикам необходимо, прочитав раздел учебника, «просеять» текст, выделить в нём опорные слова и записать их. Потом им предлагается устно восстановить текст по опорным словам. На следующем занятии учитель может вновь попросить назвать опорные слова и понятия прошлого урока и отследить качество знаний, сформированных на предыдущем этапе урока.
  • Ещё большей концентрации знаний по теме требует задание «Составить кроссворд» по материалу урока, блока уроков.
  • Приём, который также многое может рассказать педагогу об учениках, это составление сборника «Самых каверзных вопросов» по материалу курса. Ученики, которые умеют задавать вопросы себе, сверстникам и взрослым, - это люди заинтересованные и требующие поддержки своей активности от педагога. Интересно записать трудный вопрос, попытаться на него ответить здесь и сейчас, а потом, когда к концу учебного года сборник будет составлен, вновь попытаться ответить на эти вопросы.

«Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления».

Информационные ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Лекция «Оценка достижений планируемых результатов обучения в рамках учебного курса ОРКСЭ»

Автор - Рыбина Н.Я., зав. лабораторией по духовно-нравственному просвещению и воспитанию кафедры УРОС    (Тамбовского Института повышения квалификации работников образования)

Лекция «Особенности оценивания образовательных достижений учащихся в курсе ОРКСЭ. Метологический инструментарий мониторинга освоения курса»

Автор - Марченко О.Н., канд.пед.наук, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся в условиях ФГОС

Здесь описана модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся по различным критериям...

Презентация "Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся".

В презентации отражен опыт по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Указаны этапы и формы организации работы в данном направлении....

Разработка системы оценки достижений учащихся на уроках ритмики в начальной школе

Уроки  ритмики в общеобразовательной школе имеют свою специфику и  отличаются от регламентированного урока физической культуры. Кроме того, уроки ритмики на сегодняшний день не имеют рекомен...

Презентация к докладу на тему "Система оценки достижений учащихся начальной школы"

В презентации раскрываются особенности системы оценки, рассказывается о принципах системы оценивания и требованиях к ее выстраиванию. Также перечисляются источники получения информации для оценивания,...

Работа с портфолио как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы

Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к...

Система оценки достижении учащихся!

Контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончании их изучения по результатам про...

Система оценки достижений учащихся по предмету спортивный час и ритмика в начальной школе.

В нашей Гимназии разрабтаны единые требования по оформлению работы над методической темой учителя, это очень удобно....