Технологическая карта урока по ОП К на тему "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Лосева Валентина Михайловна

Цель урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_loseva_v.m.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Лосева Валентина Михайловна
Предмет: Основы православной культуры
Класс:  4, урок № 10
Тип урока: открытие новых знаний

Тема

Совесть и раскаяние

Цель

 формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи

Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки; развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа; развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

УУД

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями , сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты

Предметные:  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни, организовать познавательную, самостоятельную деятельность.

Личностные: развивать этические нормы (стыд, вина,совесть), , формировать  моральную  самооценку

.

Метапредметные:

развивать умения слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать коммуникативные навыки и  умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе;

развивать интерес к предмету.

Познавательные умения:

осуществлять   анализ моральных норм и правил.

Регулятивные умения:

самостоятельная постановка проблемных вопросов и их разрешение.

Коммуникативные умения:

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

умение выражать свою мысль и защищать этическую позицию.

Ожидаемые результаты

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех»,  «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;  осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

 Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Осознавать, для чего людям нужны совесть , раскаяние, понять, что значит жить в ладу со своей совестью

Основные понятия

 :грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Межпредметные связи

история, литературное чтение

Ресурсы:

основные

 дополнительные

учебник А. В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс М., «Просвещение» 2011г. , карточки с дифференцированными заданиями.

Формы урока

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Технология

технология оценивания учебных успехов, технология сотрудничества., игровая технология


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный момент, психологический  настрой на урок

( 2мин)

Ребята, сегодня у нас с вами еще один «урок истории жизни», на котором мы отправимся в мир православной культуры, познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями  

.Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое

Протягивают друг другу руки и улыбаются

Коммуникативное УУД:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

 понимать цель выполняемых действий;

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (5мин)

Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?

Как вы понимаете выражение «внутренний мир  человека»? Объясните.

Как Библия рассказывает о происхождении души?

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

 Как вы понимаете смысл слова «добро»?

Как в православии объясняется смысл этого слова? «Добро» - это то, что: помогает росту души человека; помогает другим людям; радует Бога.

- Назовите антоним к слову «добро». (Зло)

Какой смысл вы вкладываете в это слово? ( Сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.).

 Назовите синоним слова «зло» в православии. (Грех)

В православии грех – это: недобрые чувства; недобрые мысли; недобрые дела.

Участвуют в диалоге

Регулятивные УУД:

организация рабочего места

Коммуникативное УУД: 

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в

устной форме

III.Создание проблемной ситуации (7мин)

- Но ведь у любого нашего недоброго поступка всегда есть свидетель: наша же душа

Послушайте  рассказ А. Гайдара «Совесть» и определите тему нашего урока.

 Учитель: Почему Нина заплакала?

 

Учитель:  Почему очень тяжело было на ее сердце?

Учитель:  Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть.»?

Учитель:  Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учитель: Подумайте и скажите, что же такое совесть по вашему мнению?.

Учитель:  Зачем человеку совесть?

Учитель: Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал. Вы и не совершили плохого поступка.

Учитель:  Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали?

Учитель: Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения  греха.

Формулируют тему   урока. Постановка проблемы.

У неё проснулась совесть

 Потому что сердце грызла беспощадная совесть.

 Совесть замучила.

Мы будем говорить сегодня на уроке  о совести.

Совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки

Совесть человека помогает ему отличать добро от зла

Учащиеся рассказывают.

  Голос совести.

Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

IV. Изучение нового материала

1. Работа над понятием

(5мин)

2. Работа с учебником(18мин)

  Давайте с вами послушаем, как дается определение понятия слова « совесть» в словаре Даля. 

Совесть

 Нравственное  сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

- Приставка «со» в слове « совесть» означает соединение с чем-либо (со-дружество, со-единение, со-брание, со-граждане и др.).

- С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? С Богом.

- В православии совесть означает совместную весть, то есть знание, понимание того, что есть добро, а что есть зло.

- Совесть изначально заложена в душу каждого человека Богом – это голос Божий, звучащий в каждом

Откройте учебники на 36 странице. Сейчас мы будем с вами читать библейскую историю «Отречение Петра». При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.

(Фронтальное чтение текста детьми).Работа в парах. (вопросы на карточках )

- Кто такой апостол Пётр?

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него?

 

- Какой грех он совершил?

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился?

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние обрекло апостола Петра на мучения?

- Когда человека мучает совесть, он часто ходит с поникшей головой. Почему?

- Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть - есть стыд, а стыда нет - и совести нет».

- «Стыд» - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему?

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали?

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.

- Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

Работа совести.

-Для того, чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.

- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. и прочитайте самостоятельно.

Выборочное чтение.

-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести. (1группа)

- Какое второе важное дело поручил Творец совести? (2группа)

- У православных христиан исправься, значит покайся, только раскаяние должно быть искренним.

-Что такое раскаяние (покаяние)? Давайте прочитаем об этом на странице 38-39.

Выборочное чтение

- Прочитайте определение понятия « раскаяние»

- Назовите 3 шага в раскаянии.

Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести. Второй шаг в раскаянии – это переворот своих стремлений: т.е. вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправьте свою прошлую ошибку делом. Найдите дело, противоположное совершенному греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

- Не всегда делом можно исправить причинённое зло. У христиан есть и третий шаг в раскаянии: покаянные молитвы к Богу.

-Куда идёт православный человек, чтобы очистить свою совесть и принести покаяние в содеянных грехах

-Назовите самую простую молитву–

Но прежде чем идти  на исповедь в храм, человек должен примириться с ближними, научиться прощать других, смирив свою гордыню.

-Когда раскаяние действительно придёт?

- А еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули?

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выступление ученика, подготовившего сообщение по словарной статье словаря В.И.Даля

Самый близкий ученик Христа 

Мученическое, так как он совершил грех

Трижды отрёкся от своего учителя, предал его

Мучился

Совесть

Ответы детей

Голос совести

 Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!» 

В храм на исповедь

 Господи, прости!.

Когда оно искреннее

Себя

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной  форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

V. Применение нового знания(4минуты)

Приём «Горячий стул»

-Давайте проиграем в  ситуации. Как вы поступите?

1)Мама попросила тебя купить молоко,  чтобы приготовить кашу, ты выбежал на улицу и встретил своих друзей. Домой ты вернулся только через два часа. Семья осталась без каши

2)Друг попросил у тебя игрушку, но тебе не хотелось  с ним делиться. Друг обиделся. Как ты поступишь?

3) Ты  видел, как твой одноклассник украл деньги. Как ты поступишь?

4) Ты обидел девочку. Как ты поступишь?

Извинись перед  семьёй

Пожадничал – подари

Заставлю вернуть(украл- верни)

Обидел- попроси прощения

Личностные: самоопределение в жизненных ценностях. Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: понимание мнения автора

V1. Итог урока.(1 минута)

- С какими понятиями познакомились на уроке?

Подведем итог нашего урока.

- Вы еще дети, но впереди вас ждет много добрых дел, но чтобы выполнить их вы должны жить по совести, жить в гармонии с собой.

Участвуют в диалоге

Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной  деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.

Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

Личностные УУД:Следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

VII. Рефлексия.(2 минуты)

Прием «Я возьму с собой»

На слайде слова: доброта, честность, верность, совесть,  любовь, стыд, ложь, милосердие.

 -Выберите только одно, самое важное для вас, слово.

 -Почему ты выбрал это слово

Дети объясняют, почему они выбрали данное слово

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: построения рассуждений

Личностные:  развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения

VIII .Домашнее задание (на выбор) (1 минута)

1 Ответить на вопросы на с.39 учебника
2 Сочинить сказку на тему: «Совесть пропала». 

Записывают домашнее задание

Личностные: самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

"Совесть и раскаяние" . Технологическая карта урока по ОПК

Создание условий для формирования у младших подростков понятий «совесть» и «раскаяние» через виртуальну экскурсию в картинную гаеею....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему " Совесть и раскаяние".

Технологическая карта урока по теме "Совесть и раскаяние"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...