Технологическая карта по ОРКЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Технологическая карта. 4 класс. Тема : "Стыд, вина и извинение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kolesnikova_s.n.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 2

Ф.И.О.  Колесникова Светлана Николаевна
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема

 Стыд, вина и извинение.

Цель

Формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение».

Анализ жизненных ситуаций с позиции нравственности.

Задачи

1.Образовательные:

- формировать знания о понятиях стыд, вина, извинение, ложный стыд; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.

УУД

Личностные УУД: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие слова и поступки считаются хорошими или плохими.

Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения

Чувствовать ответственность за свой выбор, понимать, что человек всегда несет ответственность за свои слова и поступки.

Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу. Совместно с учителем составлять план ее решения.

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, приводя аргументы.

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задач, выполняя разные роли в паре, группе.

Познавательные УУД: Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников и других материалов.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных форматах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний общечеловеческих законов.

Планируемые результаты

Предметные: Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться. Осознание представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. 

Понимание стыда и вины как нравственного регулятора поведения. Понимание значения извинений и прощения.

Личностные: Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как человека, способного признавать вину и исправлять ее. Умение давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям, стремление совершать добрые поступки. Развитие ответственности за свое поведение и слова

Метапредметные:

Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий: самоотверженность, святой, добро и зло, устанавливать причинно-следственные связи; умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. Овладеть знаниями, что такое стыд, вина, извинение. Умение осуществлять поиск информации по теме.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, предвидеть возможности получения конкретного результата, способность выделять осознавать учащимися того, что усвоено на уроке. Способность к осознанию своих эмоциональных состояний. Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: умение признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам. Умение определять общую цель и достигать ее. Согласовывать свои действия с другими людьми.

Технологии, методы

 Словесные (эвристическая, аналитическая, обобщающая беседа, рассказ)

Работа с текстом, работа с текстом учебника

Наглядные (работа с иллюстрациями, фрагментом мультфильма, аудио)

Практические (работа в группах, творческие задания)

Формы деятельности

Фронтальная, работа в парах, индивидуальная, групповая.

Средства обучения

 Учебник, презентация, ноутбуки с доступом в Интернет, печатный раздаточный материал

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Учебник «Основы светской этики» 4 класс

Презентация, толковые словари С. Ожегова, В. Даля. сеть Интернет, карточки

 

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1

Организационный момент

Включение в деловой ритм, психологический и эмоциональный настрой.

Минусовка песни «Улыбка»

Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у вас есть для урока.

-Посмотрите какое у нас грустное солнышко (рисунок 1). Как вы думаете, что нужно сделать чтобы оно засияло своими лучиками? Верно. Нам всем нужно улыбнуться.

- От ваших улыбок, как от солнышка становится светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Ведь недаром говорят «сияет от счастья».

Посмотрите, как засияло наше солнышко

(рисунок2)

Постарайтесь сохранить это настроение как можно дольше.

Приветствуют учителя.

Ответы детей

Дети улыбаются

Личностные УУД: положительный настрой на работу

Регулятивные УУД: организация рабочего места

        

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания

2

Актуализация знаний и постановка темы и цели урока.

Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

http://www.people.nnov.ru/sw/book/book/t3.html,

http://forum.yarcom.ru/topic/19220/

Вспомните «золотое правило» нравственности.

-А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?

Учитель составляет схему

Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал? Ребята, почему мальчик заплакал?  

-Почему он не признался сразу, что съел сливу?

-Почему Ваня решил признаться в конце?

-О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке?

-Так что же такое стыд? -

(подведение к теме урока)

-Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Ответы детей

Ответы детей, обсуждение поступка.

Дети строят предположения, аргументируют свои предположения.

Личностные УУД: умение учитывать мнение одноклассников и выслушивать их

Коммуникативные УУД: умение вступать с учителем в учебный диалог

3

Изучение нового материала.

Создание условий для получения обучающимися новых знаний, знакомство с понятиями «стыд», «вина», «извинение», развитие умений находить ответы на проблемные вопросы

http://kristall-rose.livejournal.com/17906.html

Работа с репродукцией картины Решетникова «Опять двойка». 

Перед вами известная картина А.Ф.Решетникова «Опять двойка».

-Как вы думаете, испытывает ли герой картины чувство стыда?

-Как вы определили?

-Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?  

 -О чём говорит его «бывалый» портфель?

-Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? А какие чувства испытывают окружающие его люди?

Почему?

- А вам приходилось когда-нибудь испытывать стыд? В каких ситуациях? Как при этом вы себя чувствовали?

- А переживали ли вы чувство вины? 

- Легко ли извиниться или попросить прощение?

-Ребята, как вы думаете, что такое «стыд» и что такое «вина»? Одинаковы ли эти понятия?

 

-Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «стыд».

Стыд – чувство сильного смущения перед окружающими от сознания предосудительности поступка (от стыда сгореть, ни стыда, ни совести) (Ожегов С.И.)

-Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? Какие поступки вызывают такое чувство? (когда сделал что-то плохое, обидел друга)

-Приведите примеры из своей жизни.

-Давайте обратимся к словарю и найдём определение термина «вина»

Вина – 1.Проступок, преступление.

2.Причина, источник чего-либо неприятного.

Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

Сравните понятия «стыд» и «вина». Стыд – это ответственность за поступок перед людьми, а вина- это ответственность перед собой. 

 

Вернёмся к картине А.Ф.Решетникова «Опять двойка».

-Как вы думаете, что должен сделать мальчик, чтобы ему не было стыдно?

 Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает от хороших.

Послушайте рассказ А. Гайдара «Совесть».

-Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки?  (огорчение, раскаяние, переживание, вину, стыд)

 -Девочка Нина испытывает стыд за свое поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя.

-Эти люди испытывают «ложный стыд». Попытайтесь привести примеры ложного стыда. (Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа.)

-Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

Прочитаем в учебнике о понятии «ложный стыд» ….

Стыд и вина образуют совесть.

-Вина, извинение – однокоренные слова. Издавна слово «извини» (прости) значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным», чтобы не чувствовал неудобство и горечь, избавление от чувства вины перед человеком, которого обидел.

 Извинение – основание для оправдания.

-Ребята, когда принято извиняться?

- Какие слова можно сказать извиняясь?

А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению

Комментирование учителя

  • Делайте это искренне.
  • Не оправдывайте свои действия.
  • Примите обязательство измениться.
  • Выражайте свои извинения осторожно.
  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.


•    Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.

•    Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
•    говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
•    Будьте искренними.
•    Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. 

Как называют человека, который может простить, забыть обиды?  (Чтение последнего абзаца учебника).

-Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

С какими новыми понятиями мы познакомились?

-Расположите слова по порядку, объясни взаимосвязь.

ИЗВИНЕНИЕ   СТЫД     ВИНА  

-Как можно извиниться?  

-Извиняясь, мы просим прощение. Уметь прощать - признак силы, великодушия.

СТЫД ВИНА ИЗВИНЕНИЕ      ПРОЩЕНИЕ

Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда удерживает от хороших

Ответы детей

Серые, тёмные, мрачные.

Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.

Ответы детей. (На стуле сидит мама с грустным лицом. Осуждающим взглядом смотрит сестра. -На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.

Работа со словарем

Ответы и обсуждения детей

Работа со словарем

Ответы и обсуждения детей

Ответы детей

Работа с учебником

Ответы детей

Работа с учебником

Работа в печатной тетради

Личностные УУД: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

Способность к анализу и синтезу информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, доказательство, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Предметные УУД:

Познакомить учеников с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение.

Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

Коммуникативные УУД:

учёт позиции других, умение слушать и вступать в диалог

4

Физкультминутка

Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

 Проведение физкультминутки

Проведение физкультминутки

5

Этап применения и закрепления новых знаний (практикум)

Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Работа в группах. Познакомьтесь с ситуациями, обсудите их, подготовьте инсценировку.

1 ситуация. Иван в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик толкнул Ивана.
2 ситуация. Свете на перемене подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. Оля опоздала на урок. 

Как разрешились эти ситуации?  

 2.Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе становится, когда тебя ….

-Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к уроку.).

3. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

-Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны

-Стыд перед людьми — хорошее чувство

-Когда человек краснеет

-Нет стыда признаться человеку

Проверка выполненного задания

Работа в группах

Обсуждение ситуаций

…прощают

…вины

…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору

Работают в группах (составляя пословицы)

но лучше всего стыд перед самим собой

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

-даже перед собакой

-тем беспечнее к ним относишься

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания. Учитывать мнение других, инициативное сотрудничество.

Регулятивные УУД: умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Выявления уровня осознания содержания пройденного

Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого. Как вы понимаете эти слова?

«Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой.

Как вы понимаете эти слова?

 - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение)

-Желаю вам быть сильными, великодушными и научиться прощать

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

1. Сегодня я узнал (а).

2. Было интересно…

3. Мне захотелось…

4. Осталось непонятным...

Обсуждение смысла пословицы, аргументация.

Работа на бланках

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в виде текста

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Домашнее задание

Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Составить рассказ-продолжение истории о мальчике - герое картины "Опять двойка" (письменно)

Вспомнить литературные произведения, в которых герои испытывали чувство вины или стыда

Личностные УУД: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.

Познавательные УУД: умение высказывать своё мнение, создавать правильные высказывания.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...