Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Тип урока: урок рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.97 КБ |
![]() | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» (4 КЛАСС)
Урок 20
ТЕМА: Человек рождён для добра.
Тип урока: урок рефлексии.
Цель:
- познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.
Задачи:
- воспитание нравственной культуры, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формирование представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
- совершенствование коммуникативных компетенций в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Используемые образовательные технологии:
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- технология деятельностного метода;
- личностно – ориентированная технология;
Оборудование: материалы для работы в группах, индивидуальной работы, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент . Игра «Моя вселенная».
(Дети становятся в круг. Учитель даёт в руки первому ученику сердечко, которое ребята быстро передают друг другу, отвечая на вопрос учителя. Вопросы могут быть такими: «Любимый цвет, фрукт, овощ, урок, спорт, город, любимое блюдо, занятие, время года..»)
II. Мотивация к уроку (введение в тему)
(рассуждение над прочитанными детьми изречениями)
III. Работа над изучением материала.
- Вы сказали, что жизнь – самое ценное для человека. А для чего нужна жизнь человеку, для чего рожден человек? (Ответы детей).
(На доске написана часть темы урока: «Человек рожден для…». )
- Спасибо за ответы. Тему мы допишем в конце урока. А сейчас мы порассуждаем над этими словами.
- Посмотрите на экран и скажите, что из предложенного необходимо человеку для жизни? (На экране рисунки : ученик за партой, книги, машина, кошелек с деньгами, лес, игрушки, телевизор, компьютер, люди. Ученики приходят к выводу, что необходимо всё.)
- А что еще необходимо, чего нет в предложенных рисунках? (Еда, дом, семья, работа и т.д.)
Дети с учителем приходят к выводу, что жизнь – это возможность трудиться, проявлять себя, но для этого появляются потребности.
- А что такое «потребность»? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю и проверим ваши предположения. ( На экране определение: «Потребность – это нужда человека в том, что ему так необходимо для жизни»).
-Так какие потребности у человека? (Разные)
- Посмотрите на экран. Вы видите, что все потребности человека можно распределить на две группы - материальные и духовные. Какие потребности вы отнесете к материальным, а какие к духовным? (Ответы детей).
Работа в группах.
- Перед вами слова. Вам необходимо выбрать все, в которых у вас возникает жизненная потребность. (Дается 2 минуты).
- Вы выбрали очень много слов, потому что, действительно, у людей очень много потребностей.
Работа в парах.
- А теперь, работая в парах, оставьте из всех потребностей лишь пять, которые вы считаете более необходимыми. (Дается 1 минута).
Самостоятельная работа.
- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам необходимо оставить лишь три слова – потребности, которые вы считаете самыми необходимыми в своей жизни.
- Зачитайте, что вы выбрали.
- Как вы думаете, эти потребности направлены на созидание или разрушение? (Дети, не зная значения слова «созидание» отвечают, что на созидание, т.к. не на разрушение точно).
- А как вы понимаете слово «созидание»? (Дети отвечают. Затем учитель дает объяснение этому слову, а ребята сравнивают свои предположения).
Работа в группах.
- Перед вами слова. Нужно посоветоваться друг с другом и выписать понятия в два столбика – те, которые разрушают и те, которые созидают. (Дается две минуты).
- Чтецы команд, зачитайте свои слова. (Сперва на разрушение, затем на созидание).
- Аналитики команд, объясните выбор. (Учитель выборочно спрашивает представителей команд).
Аналитическая работа над смыслом притчи «Копейка».
- Почему так закончилась притча? Какие мысли были у паренька вначале? А потом? Какой дар он получил, когда думал о хороших, добрых поступках? А что случилось, когда он впустил плохие мысли? Так, почему он остался с одной копейкой?
- Какой вывод мы сделаем? (Всегда думай о добре и делай добро).
- Вернёмся к теме урока. Прочтите еще раз. Какое слово допишем? (…добра ).
- Тогда улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем того, что хотели бы пожелать себе. А теперь отправьте друг другу это воздушное письмо добра. (Дети дуют на ладони, как будто посылая воздушное письмо).
IV. Итог урока.
- Прочтите слова на экране: « Ищите в жизни высокого, главного… того, что не увидишь глазами!!!»
- Что вам напомнили эти слова? (Название нового раздела по чтению).
- Чего мы не увидим глазами? (Душу человека, его мысли, чувства, желания…)
- Что в жизни главное? (Не зацикливаться на материальных потребностях, а уделять больше внимания духовному развитию, стараться больше совершать добрых поступков).
- Я очень рада, что вы это понимаете, ребята! Предлагаю завершить урок песней, которая называется «Дорога добра». (Песня исполняется с видеосопровождением, анимация представлена к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о добре или нарисовать рисунок к сюжету сказки.
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики» (4 КЛАСС)
Урок 20
ТЕМА: Человек рождён для добра.
Тип урока: урок рефлексии.
Цель:
- познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применять их посредством анализа ситуаций (притч); научить сопоставлять категории добра и зла;
- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; развивать умения преодолевать трудности.
Задачи:
- воспитание нравственной культуры, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формирование представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развитие учебно-познавательных, информационных компетенций при работе с различными источниками;
- совершенствование коммуникативных компетенций в процессе групповой формы обучения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Используемые образовательные технологии:
- технология групповой деятельности;
- игровая технология;
- технология деятельностного метода;
- личностно – ориентированная технология;
Оборудование: материалы для работы в группах, индивидуальной работы, презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент . Игра «Моя вселенная».
(Дети становятся в круг. Учитель даёт в руки первому ученику сердечко, которое ребята быстро передают друг другу, отвечая на вопрос учителя. Вопросы могут быть такими: «Любимый цвет, фрукт, овощ, урок, спорт, город, любимое блюдо, занятие, время года..»)
II. Мотивация к уроку (введение в тему)
(рассуждение над прочитанными детьми изречениями)
III. Работа над изучением материала.
- Вы сказали, что жизнь – самое ценное для человека. А для чего нужна жизнь человеку, для чего рожден человек? (Ответы детей).
(На доске написана часть темы урока: «Человек рожден для…». )
- Спасибо за ответы. Тему мы допишем в конце урока. А сейчас мы порассуждаем над этими словами.
- Посмотрите на экран и скажите, что из предложенного необходимо человеку для жизни? (На экране рисунки : ученик за партой, книги, машина, кошелек с деньгами, лес, игрушки, телевизор, компьютер, люди. Ученики приходят к выводу, что необходимо всё.)
- А что еще необходимо, чего нет в предложенных рисунках? (Еда, дом, семья, работа и т.д.)
Дети с учителем приходят к выводу, что жизнь – это возможность трудиться, проявлять себя, но для этого появляются потребности.
- А что такое «потребность»? (Ответы детей)
- Обратимся к словарю и проверим ваши предположения. ( На экране определение: «Потребность – это нужда человека в том, что ему так необходимо для жизни»).
-Так какие потребности у человека? (Разные)
- Посмотрите на экран. Вы видите, что все потребности человека можно распределить на две группы - материальные и духовные. Какие потребности вы отнесете к материальным, а какие к духовным? (Ответы детей).
Работа в группах.
- Перед вами слова. Вам необходимо выбрать все, в которых у вас возникает жизненная потребность. (Дается 2 минуты).
- Вы выбрали очень много слов, потому что, действительно, у людей очень много потребностей.
Работа в парах.
- А теперь, работая в парах, оставьте из всех потребностей лишь пять, которые вы считаете более необходимыми. (Дается 1 минута).
Самостоятельная работа.
- А сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам необходимо оставить лишь три слова – потребности, которые вы считаете самыми необходимыми в своей жизни.
- Зачитайте, что вы выбрали.
- Как вы думаете, эти потребности направлены на созидание или разрушение? (Дети, не зная значения слова «созидание» отвечают, что на созидание, т.к. не на разрушение точно).
- А как вы понимаете слово «созидание»? (Дети отвечают. Затем учитель дает объяснение этому слову, а ребята сравнивают свои предположения).
Работа в группах.
- Перед вами слова. Нужно посоветоваться друг с другом и выписать понятия в два столбика – те, которые разрушают и те, которые созидают. (Дается две минуты).
- Чтецы команд, зачитайте свои слова. (Сперва на разрушение, затем на созидание).
- Аналитики команд, объясните выбор. (Учитель выборочно спрашивает представителей команд).
Аналитическая работа над смыслом притчи «Копейка».
- Почему так закончилась притча? Какие мысли были у паренька вначале? А потом? Какой дар он получил, когда думал о хороших, добрых поступках? А что случилось, когда он впустил плохие мысли? Так, почему он остался с одной копейкой?
- Какой вывод мы сделаем? (Всегда думай о добре и делай добро).
- Вернёмся к теме урока. Прочтите еще раз. Какое слово допишем? (…добра ).
- Тогда улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем того, что хотели бы пожелать себе. А теперь отправьте друг другу это воздушное письмо добра. (Дети дуют на ладони, как будто посылая воздушное письмо).
IV. Итог урока.
- Прочтите слова на экране: « Ищите в жизни высокого, главного… того, что не увидишь глазами!!!»
- Что вам напомнили эти слова? (Название нового раздела по чтению).
- Чего мы не увидим глазами? (Душу человека, его мысли, чувства, желания…)
- Что в жизни главное? (Не зацикливаться на материальных потребностях, а уделять больше внимания духовному развитию, стараться больше совершать добрых поступков).
- Я очень рада, что вы это понимаете, ребята! Предлагаю завершить урок песней, которая называется «Дорога добра». (Песня исполняется с видеосопровождением, анимация представлена к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Домашнее задание: сочинить небольшую сказку о добре или нарисовать рисунок к сюжету сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-190632-1517502112.jpg)
Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"
Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/02/picture-558209-1438515066.jpg)
Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").
Цель данного урока по ОСЭ - воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких. Детьми заранее была проведе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-563732-1421164461.jpg)
Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"
Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....
Конспект урока по модулю Основы светской этики.4 класс. Тема "Добро и зло" - учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Рахимова Фарзана Фаритовна
цели.Образовательная- познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло;развивающая – развитие умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию;воспитательная – воспитывать ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/07/picture-706247-1604774184.jpg)
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"
Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/13/picture-1016021-1647134135.jpg)
Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"
Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1157594-1704267442.jpg)
Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Данный урок по ОРКСЭ я разработала в рамках конкурса "Клевер ДНК" в номинации "Урок вне школы". Тема урока "От добрых правил - добрые слова и поступки". Эту тему лучше вс...