Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Клементьева Надежда Николаевна

Разработка урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики, тема "Дружба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon orkse_otkrytyy_urok_20.12.16.zip757.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ

Учитель – Клементьева Н.Н.

Дата проведения – 20.12.2016год.

Модуль: основы светской этики

Тема: Что такое дружба?

Класс: 4

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие «дружба», способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки; формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.

Планируемые результаты:  

Личностные УУД:

 учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.

Познавательные УУД:

познакомиться с различными пословицами  о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД:

 удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи.

Ход урока:

1.Создание психологического комфорта на уроке:

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните…Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Введение в тему:

-Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю вам подскажет предлагаемый вам сюжет. Внимание на экран!

(Сюжет из мультфильма «Приключения кота Леопольда»)

- Вы догадались, о чём пойдёт разговор? ( О дружбе )

- Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?

- Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете)

- Предлагаю начать работу.

3. Основная часть:

 Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?

    1 группа: Работает по учебнику. Стр.32.

    2 группа: Работает со словарём В.Даля

    3 группа: Работает со словарём С.И.Ожегова

Ребята зачитывают определения.

- Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?

Сегодня я хотела бы ознакомить вас с одной очень старой и мудрой притчей. ( Притча рассказывается под спокойную  тихую мелодию)

                                                         Притча

Давным- давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- Вам понравилась притча? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

- Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл этой притчи? ( « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья познаются в беде»)

- А какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? ( Ответы детей.)

- Предлагаю поиграть в игру. Каждой группе выдаю конверт с разрезанной на части пословицей. Вы должны собрать пословицу и объяснить её смысл

.Игра «Собери пословицу»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Дружба, что стекло, сломаешь – не починишь»

«С другом веселее при удаче, легче при беде»

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

«Дружба не гриб – в лесу не найдёшь»

Каждый представитель из группы даёт объяснение своей пословицы.

- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?

(Ответы детей)

- В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека. Вы никогда не задумывались над тем, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей. Поработайте в группах: опираясь на личный опыт и мудрость русских пословиц, выведите несколько законов дружбы.

 1 Задание : Индивидуальная работа -  «10 законов дружбы»

(Ребята советуются, записывают на листе свои законы, а затем зачитывают:

 Например: *Хранить тайны друзей

                   *Доверять другу

                   *Помогать другу

                   *Защищать друга….

- А знаете ли вы, что учёные психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.

( На слайде показываю законы дружбы)

                                          Законы дружбы

  1. Доверять другу
  2. Делиться новостями, успехами, неудачами
  3. Уметь хранить чужие тайны
  4. Радоваться вместе с другом его успехам
  5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи
  6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций
  7. Защищать друга
  8. Не критиковать друга в присутствии других людей
  9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя
  10. Всегда выполнять свои обещания

- Я с гордостью хочу сказать, что ваши законы и законы учёных-психологов очень похожи. Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили,  в чём отличие?

3 Физ.минутка «Дружба»

   2 Задание: Карточки – разбей слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

(Карточки напечатать индивидуально)

Помогают дружбе                  Мешают дружбе

3 Задание: Дети часто ссорятся, а чтобы их помирить нужно сочинить весёлые стишки-мирилки, чтобы ребятам больше никогда не хотелось ссориться и обижать друг друга.

(Напечатать карточки, раздать детям)

Проверка – озвучивание мирилок.

4 Творческое задание про крокодила Гену.

Написать объявление «Ищу друга», написать в объявлении все свои лучшие качества.

(Приготовить карточку - объявление)

Проверка  - озвучивание объявлений детьми.

4 Чтение стихотворения наизусть «Что такое дружба?»(Китаев Рома)

5. Рефлексивно-оценочная деятельность.

- Ребята, у вас на столах лежат трафареты ваших ладоней. Напишите на них качество которое «помогает» дружбе, и наклейте их на дерево.(На доске)

Пословица – «Дерево сильно корнями, а человек - друзьми», и мы всегда поможем своему другу, протянем руку помощи, протянем с добром и радостью.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок запомнится вам и вы приобрели на нём частичку мудрости. А завершить хотелось бы стихами Ф. Алиева:

                                 

                                     Хороший друг – как ветер.

                                    При несчастье

                                    Он унесёт и горе и беду.

                                    Как листья

                                    Что осыпались в ненастье

                                    В осеннем, холодеющем саду.

                                    А в радости –

                                    Он мощный вал, стоящий

                                    Надёжно на пути врагов твоих.

                                    Люблю друзей, надёжных, настоящих.

                                    Ценю и воспеваю их!

Спасибо всем за урок, всего хорошего, до свидания!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ.Модуль «Основы светской этики» Тема"Дружба"

Зачётная работа слушателя Оперативно-целевых курсов по программе "Ступени роста"Конспект урока ОРКСЭ .Модуль «Основы светской этики»  Тема"Дружба"...

Защитники Отечества. Проект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики").

Цель данного урока по ОСЭ -  воспитание патриотизма, любви и уважения к нашей Родине - России, формирование чувства гордости за свой народ и своих близких.  Детьми заранее  была проведе...

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Обычаи и обряды"

Презентация содержит фотографии и краткое описание известных обычаев и обрядов русского народа....

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"...

План-конспект урока ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без э...

Урок (ОРКСЭ) Модуль Основы светской этики Человек рожден для добра.

Тип урока:  урок  рефлексии.Цель:познакомить детей с понятиями этики «созидание и разрушение», «материальные и духовные потребности», формировать умение применят...

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»...