Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ерастова Галина Анатольевна

 Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа" Льговского района Курской области

Открытый урок в 4 классе

ОРКСЭ.

Модуль  «Основы светской этики»

Тема : Чувство Родины

Разработала и провела :  Ерастова Г.А.

Декабрь 2017 г.

Тема: Чувство Родины

Цели урока:

Образовательные:

- изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Развивающие:

-  развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

Планируемые результаты:

- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

• знание правил дружбы;

Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

Ребята!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Садитесь, пожалуйста.

2.Актуализация знаний

1)Беседа

- На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.

-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?

- В чём Дуб видел смысл своей жизни?

- Чему можно научиться у природы?

2)Фронтальная работа

- Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
- Когда я на природе, то…

 - Когда я прихожу в лес, я помню, что

- Когда я оказываюсь на лугу, я …

- Когда я собираю ягоды и грибы, то …

3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.

( Дети представляют свои работы)

В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.

Учитель:

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

2. Самоопределение к деятельности

- Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.

( Просмотр презентации)

- О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)

- Как мы называем место где родились?( Родина)

- Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.

- Да мы сегодня будем говорить о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова

М. Пришвина   “Любить природу – значит любить Родину”

1. Беседа

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

-Подберите синонимы к слову Родина.

 

Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

-Как вы представляете свою Родину..

-Наша страна отличается от других государств:

(-языком, на котором разговаривает народ

;-своими символами;

-обычаями, традициями;

-историей;

-географическим положением.

2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»

3.) Работа в группе

- Давайте попробуем   собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Родная земля и в горсти мила.

- Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)

4) Введение понятия «патриотизм»

- Ребята послушайте высказывания:

Александр Васильевич Суворов «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»  

Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»  

Михаил Михайлович Пришвин «Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину

- Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
 - Какова главная мысль этих высказываний?  (Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )

- Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

-В своих тетрадях продолжите фразу  : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).  

Рефлексия.

- Ребята, что вы узнали нового?

- Оцените свою работу на уроке.

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

- Мне хочется закончить урок стихотворением:

Холмы, перелески,

Луга и поля —

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей —

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"

Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....