Главные вкладки

    Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" Тема "Чувство Родины"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

     Урок ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  Тема "Чувство Родины"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа" Льговского района Курской области

    Открытый урок в 4 классе

    ОРКСЭ.

    Модуль  «Основы светской этики»

    Тема : Чувство Родины

    Разработала и провела :  Ерастова Г.А.

    Декабрь 2017 г.

    Тема: Чувство Родины

    Цели урока:

    Образовательные:

    - изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

    Развивающие:

    -  развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

    Воспитательные:

    - воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

    Планируемые результаты:

    - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Личностные результаты:

    • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

    • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    • умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

    Метапредметные результаты:

    • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

    • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты:

    • знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

    • знание правил дружбы;

    Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради

    Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация.

    Ребята!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    Садитесь, пожалуйста.

    2.Актуализация знаний

    1)Беседа

    - На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.

    -Почему Дуб привлекал к себе всё живое?

    - В чём Дуб видел смысл своей жизни?

    - Чему можно научиться у природы?

    2)Фронтальная работа

    - Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
    - Когда я на природе, то…

     - Когда я прихожу в лес, я помню, что

    - Когда я оказываюсь на лугу, я …

    - Когда я собираю ягоды и грибы, то …

    3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.

    ( Дети представляют свои работы)

    В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.

    Учитель:

    Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

    2. Самоопределение к деятельности

    - Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.

    ( Просмотр презентации)

    - О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)

    - Как мы называем место где родились?( Родина)

    - Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.

    - Да мы сегодня будем говорить о Родине.

    Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова

    М. Пришвина   “Любить природу – значит любить Родину”

    1. Беседа

    Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

    - Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)

    Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

    - Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

    Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

    -Подберите синонимы к слову Родина.

     

    Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

    Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

    Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

    -Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

    -Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

    -Как вы представляете свою Родину..

    -Наша страна отличается от других государств:

    (-языком, на котором разговаривает народ

    ;-своими символами;

    -обычаями, традициями;

    -историей;

    -географическим положением.

    2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»

    3.) Работа в группе

    - Давайте попробуем   собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

    • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
    • Человек без родины, что соловей без песни.
    • Родная земля и в горсти мила.

    - Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)

    4) Введение понятия «патриотизм»

    - Ребята послушайте высказывания:

    Александр Васильевич Суворов «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»  

    Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»  

    Михаил Михайлович Пришвин «Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину

    - Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
     - Какова главная мысль этих высказываний?  (Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )

    - Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)

    Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

    - А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

    -В своих тетрадях продолжите фразу  : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).  

    Рефлексия.

    - Ребята, что вы узнали нового?

    - Оцените свою работу на уроке.

    - Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

    Заключительное слово учителя.

    - Мне хочется закончить урок стихотворением:

    Холмы, перелески,

    Луга и поля —

    Родная, зелёная

    Наша земля.

    Земля, где я сделал

    Свой первый шажок,

    Где вышел когда-то

    К развилке дорог.

    И понял, что это

    Раздолье полей —

    Частица великой

    Отчизны моей.

    (Г. Ладонщиков)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

    Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

    Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Светская этика)

    Презентация структурирует урок и активизирует познавательную деятельность учащихся....

    Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

    Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

    Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика") на тему "Альтруизм и эгоизм"

    Цель урока-  создать условия для формирования у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме....

    Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

    В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....