Преподавание модуля «Светская этика»
опыты и эксперименты по орксэ (4 класс) на тему

irinaterekhina1173

Описание системы преподвания курса ОРКСЭ в 4 классе. Практическое занятие "Род и семья", модуль "Светкая этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukh-nravstv.docx18.5 КБ
Файл kartochki_1.docx63.71 КБ
Файл praktikum_1.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  воспитание  школьников на уроках ОРКСЭ

при изучении модуля «Светская этика»

Слайд 1,2

Говоря словами великого учёного Альберта Эйнштейна:

Этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей. Если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

 Альберт Эйнштейн

Слайд 3

Знать правила в обществе нужно с малых лет. В настоящее время огромное значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников.

Под духовно-нравственным воспитанием подразумевает формирование таких качеств как:

  • Толерантность
  • Коммуникативность
  • Духовность
  • Самовоспитание
  • Ответственность
  • Сострадание

Чтобы этого достичь на выходе 4 класса, мы в конце третьего класса выявили, через опрос и анкетирование родителей, чьи дети будут обучаться по этому модулю. Для того чтобы этот модуль успешно преподавался в нашей школе, нужна была подготовка кадров.

Так как этот модуль мне ближе всего по духу, то я и прошла курсовую переподготовку при Московском институте открытого образования.

 О чем свидетельствует полученный сертификат об окончании данного модуля по теме: Научно-методические основы преподавания предмета «Основы светской этики»

Благодаря тому, что мною была пройдена курсовая переподготовка,  я смогла составить рабочую программу и подобрать учебно-методические пособия.

Задача модуля светской этики это освоение учащимися общепринятых норм светской или гражданской этики.

Одна из важных целей модуля – это дать детям систему правил и норм поведения выработанных  и охраняемых обществом.

Этот предмет насыщен информацией наглядностью, но надо учитывать и возрастные и психологические особенности детей. Им нелегко работать с предложенными текстами в учебнике, так как он бывает труден и сложен для восприятия. Ученик должен почувствовать многомерность и сложность материала, с которым он соприкоснется, значимость тех или иных светских явлений, которые образуют базис современной культуры и помогают ребенку в сложном процессе его духовного самоопределения.

Поэтому, я считаю, что на преподавателях лежит очень большая ответственность, так как мы должны научить понимать и чувствовать сострадание к другим, быть отзывчивым принимать правильное, с точки зрения морали, решения.

Слайд 4

Данные качества отрабатываться через такие темы, как:

«Добро и зло»

«Добродетели и пороки»

«Справедливость»

Наиболее легче дать оценку поступку учащимся, через сказки, с помощью сказочных героев , из таких как:

«12 месяцев»

 «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»  А. Пушкин

 «Конек – горбунок» П. Ершова

Слайд 5

На таких уроках как:

«Род и семья»

«Этикет»

«Семейные праздники»

Я использовала художественную литературу, такую как:

В. Драгунского  «Денискины рассказы ». Один из рассказов – «Тайное становится явным»            

В. Осеевой «Волшебное слово»

Л. Толстого  «Старый дед и внучек »

Слайд 6

На таких уроках, мы не просто читали или смотрели отрывки из произведений, но и могли смоделировать сами жизненные ситуации .   Использовали ролевые игры. Ребята высказывали и аргументировали свою точку зрения, дискутировали, рассуждали. Все это помогало развивать критическое мышление детей: требовательное отношение к себе, умению дружить.

Так как ранее я говорила, что детям сложно воспринимать материал учебника, хочу выделить работу с толковым словарем, так как мы встречаем много новых и не совсем понятных слов для детей

Так же работу с иллюстрациями, которые помогают лучше понять смысл прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, ярче увидеть события, что способствует формированию и развитию речи учащихся и эстетического вкуса.

На уроках использовала такие приемы как  «Ассоциативная ромашка»

Дается задание:

-Подбери слова, которые  помогут нам представить настоящего друга.

-Какими качествами с твоей точки зрения он должен обладать?

-Почему ты выбрал именно эти качества для своего друга?

Дети прикрепляют лепестки.

(На которых самостоятельно пишут: добрый, честный, отзывчивый, смелый, веселый, преданный и т. д.)

 Параллельно может проходить работа над пословицами.

На многих уроках использовала притчи и метод незаконченного предложения. Например: всем известная притча о мудреце и бабочке или о старце и семье.

Рассказывается притча, а затем предлагается порассуждать:

Я считаю, что все в моих руках, потому что…

Я  … ,что не все в …

или

Старец написал так, потому что …

Слайд 7

На уроках можно проводить викторины. Кроссворды, которые составляют сами дети. Что позволяет лучше усваивать учебный материал.

Но все-таки, на  мой взгляд, изучение модуля будет неполноценным и недостаточно эффективным без взаимодействия с семьей. Без поддержки со стороны родителей. Такие виды деятельности, например как исследовательские работы учащихся по темам:

«Семейные праздники»

«Род и семья-исток нравственных отношений».

Ребята изучали и собирали данные о своих родственниках, записывая биографию бабушек и дедушек. Создавая древо семьи, рассказывали о своих предках и другие.

Слайд 8

Такие уроки дают детям и взрослым положительные эмоции. Формируют общечеловеческие ценности: гражданственность, уважение к старшим, милосердие.

По предмету учащиеся не получают оценок, поэтому безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия. Ребята с нетерпением ждали урока, с удовольствием готовились к нему. Домашнее задание давалось творческого плана (посещение библиотеки, выполнение рисунков, подбор примеров, сочинение рассказов)

В заключении хочу отметить, что отношение между всех четвертых классов стало доброжелательней. Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса.



Предварительный просмотр:

Соотнеси стрелкой описание родственника с его названием.

Дедушка

Бабушка

Племянник

Дядя

Двоюродная сестра

Тётя

дочь родного дяди или родной тети

отец отца или матери

брат отца или матери, муж тёти

сестра отца или матери по отношению к племянникам

сын брата или сестры

мать отца или матери

Соотнеси стрелкой описание родственника с его названием.

Дедушка

Бабушка

Племянник

Дядя

Двоюродная сестра

Тётя

дочь родного дяди или родной тети

отец отца или матери

брат отца или матери, муж тёти

сестра отца или матери по отношению к племянникам

сын брата или сестры

мать отца или матери

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

Составьте синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью



Предварительный просмотр:

Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть и выполнить ряд заданий по конкретной теме: «Род и семья – исток нравственных отношений».

1.На этапе «Формулировка темы урока» детям предлагается ромашка, в центре пишет местоимение «Я», а на лепестках отмечает своих близких людей. Отсюда вопрос: «Как одним словом можно назвать этих людей?»

2.На этапе «Введение в тему» я предлагаю учащимся практическую работу с притчей «Банка жизни». (банку показать)

… Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

-Ну, она пустая, — сказал кто-то.

-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель.

ПОЛОЖИТЬ КАМНИ 

— А теперь что вы можете сказать об этой банке?

-Ну, а теперь банка полная! — опять сказал кто-то из студентов.

ПОЛОЖИТЬ ГОРОХ

-А теперь?

-Теперь банка полная!!! — начали вторить студенты.

НАСЫПАТЬ ПЕСОК

-Ну теперь-то банка точно полная — загалдели студенты.

НАЛИТЬ ВОДУ

— А вот теперь банка полна! — сказал он. 

Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т. д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

3. На этапе «Работа над темой урока» учащимся предлагаю карточку «Кто кому приходится?». Можно спросить учащихся о том, каких родственников они знают и разделить на два понятия «близкие» и «дальние» родственники.

Соотнеси стрелкой описание родственника с его названием.

  • Дед (дедушка) — отец отца или матери
  • Бабушка (бабка) — мать отца или матери
  • Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке.
  • Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). 
  • Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки
  • Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам.
  • Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
  • Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети

4. На этапе «Рефлексии» предлагаю составить синквейн:

1 строка – существительное «семья»

2 строка – 2 прилагательных «Какая она?»

3 строка – 3 глагола «Что делает семья?»

4 строка – предложение о семье или пословица

5 строка – одно слово-ассоциация или как по-другому можно назвать семью

-Закончу выступление своим составленным синквейном:

СЕМЬЯ
КРЕПКАЯ И ДРУЖНАЯ

СПЛОЧАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ, ОБЕРЕГАЕТ

СЕМЬЯ – ЛУЧШАЯ КНИГА ЖИЗНИ

ЛЮБОВЬ

-Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина

Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей  о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

Статья "Особенности методики преподавания ОРКСЭ модуль «Светская этика»

Предмет ОРКСЭ имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и делает упор на воспитание в школьнике нрав­ственных ценностей, гуманизма и духовных традиций. Изучени...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКиСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс. Из опыта работы

В статье раскрываются задачи, которые необходимо решить на уроках светской этики. Подробно объясняется необходимость тесного сотрудничества школы и родителей. Приводится пример моделирования урока, не...