Светская этика. Справедливость.
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

 Ионова Ирина Ивановна

Светская этика. Урок 12. Справедливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_12.docx22.46 КБ
Файл urok_12.pptx925.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ. Светская этика. (4-й класс)

ГБОУ СОШ №1929

учитель начальных классов  Ионова Ирина Ивановна

Урок 12. Тема урока: «Справедливость»

    Цель:

 формирование  у младших школьников мотиваций к  осознанному поведению  по моральным   правилам справедливого человека.

    Задачи:

1.  Довести до сознания ребенка мысли о том, кто такой справедливый человек, какими качествами он должен обладать, воспитание в детях чувства справедливости.

2. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Продолжить работу по воспитанию нравственности через анализ содержания художественных произведений. Развивать внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести. Научить детей думать и привить в них такие качества, как доброта  и справедливость.

Вид урока: комбинированный

Оборудование:  учебник, мультимедийная  установка, экран,  толковые и этимологические  словари
Ожидаемые результаты:

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.
  • развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Литература:  учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 класс»  -  

(« Просвещение»)

Ход урока.

Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя. 
-Закройте глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите друг на друга и подарите капельку тепла и хорошего настроения. Заметили, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.

Сообщение темы урока.

Кто у нас сегодня в гостях? Назовите героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Так что же произошло со старухой?

-Справедливо ли к ней отнеслась золотая рыбка?

Почему вы так думаете?

-Чем закончилась сказка?

-Вы согласны с такой концовкой сказки? Почему, объясните свой ответ.

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Работа по теме урока.

Кто попробует объяснить, что такое справедливость?

Затрудняетесь. Давайте попробуем найти ответы в разных источниках.

-Обратимся к энциклопедическому  и этимологическому словарям,  и подберём подходящие по смыслу слова.

Обратимся к учебнику, что там написано о справедливости. Прочитайте 1-й и 2-й абзацы с.28-29

Дайте определение справедливости.

Прочитайте текст в учебнике дальше с 3-го по 5-й абзацы.

На экране ФЕМИДА

Кто из вас знает кто это?

А почему у неё завязанные глаза?

Что означают весы в её руке?

Что обозначает меч?

А вам хотелось бы быть справедливыми?

Физкультминутка.

 Работа с притчей о справедливости.

Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

Вот мы с вами говорим, что справедливо, а что нет. А по каким признакам мы это определяем?

Найдите ответ в учебнике.

Как вы думаете быть справедливым сложно?

Для этого вам следует выполнять  определённые правила. Обратимся к учебнику стр.29.

 Творческая работа. Пословицы перепутались.

Ребята получают конверт в котором находится пословица, разрезанная на отдельные слова. Их нужно собрать. Давайте проверим на экране,  а теперь объясним их смысл, как вы их понимаете.

 За правое дело стой смело.

Поступай по справедливости  и победа будет обязательно.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

Око за око, зуб за зуб.

Итог урока. Рефлексия.

Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

Домашнее задание. 

  • Рассказать случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо /несправедливо.
  • Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Слайд 4

Справедливость справедливый – истинный, правильный, действующий в соответствии с истиной. Справедливый поступок. Справедливое решение. Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценён по заслугам. В словаре В. Даля «справедливость» приравнивается слову «правда», основное слово - «справедливый» производно от слова « справливать » т.е. править, прямить, выправлять, и в качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно».

Слайд 5

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Фемида - богиня правосудия.

Слайд 6

Признаки справедливости с оразмерность уравнивание оценка по заслугам «равное за равное »

Слайд 7

Моральные правила современного человека 1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия) 2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть. 3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте. 4.Будь готов пойти навстречу другому человеку. 5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.

Слайд 8

За правое дело стой смело. Поступай по справедливости и победа будет обязательно. Любишь кататься люби и саночки возить. Что посеешь, то и пожнёшь. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. Око за око, зуб за зуб.

Слайд 9

Справедливость — вещь настолько ценная, что ни на какие деньги ее не купишь. А. Лесаж

Слайд 10

Рефлексия . Закончи предложение. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я почувствовал, что… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Что нового вы узнали на уроке? Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

Слайд 11

Домашнее задание. Рассказать случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили справедливо /несправедливо. Рассказать о несправедливом отношении одних героев к другим в русских народных сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Справедливость" Модуль "Основы светской этики"

Воспитать в детях чувство справедливости....

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердие

Урок в 4 классе по предмету: Основы религиозных культур и светской этики Тема: Справедливость и милосердиеЦели: 1-я линия развития личности:Анализировать  и  объяснять п...

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.Тема: «Справедливость и милосердие».

К уроку по теме "Справедливость и милосердие", разработанному по программе "Школа 2100" подобраны и добавлены материалы из других информационных источников....

урок светской этики Справедливость

Сценарий и мультимедийная презентация урока  светской этики на тему "Справедливость" для 4 класса общеобразовательной школы....

Урок в модуле светская этика "Справедливость"

Урок для 4 класса молуль светская этика...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...