Урок по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.Тема: «Справедливость и милосердие».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

К уроку по теме "Справедливость и милосердие", разработанному по программе "Школа 2100" подобраны и добавлены материалы из других информационных источников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kursu.docx49.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу

Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.

(4-й класс)

Образовательная программа «Школа 2100»

Урок 7.

Тема: «Справедливость и милосердие».

Выполнила

учитель начальных классов

гимназии № 92 Выборгского района

Королева С.В.

Модуль «Основы светской этики» (авторы Р.Н. Бунеев,  Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва)

Урок  №7.

Тема:  Справедливость и милосердие.

Цель:

1-я линия развития личности:

        Анализировать и объяснять понятия: духовность,  бездуховность, нравственность,  безнравственность, добро,  зло,  справедливость, милосердие.

2-я линия развития личности:

        Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.

        Организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: список понятий для игры «Твой номер».

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов):

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

1  2  3  1  2  3  4  1  2  3  1  2

-Прочитайте афоризмы, написанные на доске, и поделитесь  своими размышлениями о счастье и смысле жизни.

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. (Альберт Эйнштейн)

В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

Благословен тот, кто нашёл своё дело в жизни; большего нам не дано. (Томас Карлейль)

Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. (Константин Ушинский)

(Заслушиваются ответы детей)

II. Актуализация знаний.

1  2  3  1  2  3  4  1  2  3  1  2

– Повторим  понятия, которые будут для нас сегодня важны, поиграем  в игру «Твой номер».

 На доске пронумерованный список понятий:

        1. Добро.

        2. Зло.

        3. Духовность.

        4. Бездуховность.

        5. Нравственность.

    6. Безнравственность.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками или другим принятым в классе способом.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

(Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.)

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  4  1  2

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема нашего урока? (Справедливость и милосердие.)

– Справедливость и милосердие свойственны всем людям?

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.)

– А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие?

Учитель вместе с ребятами выбирает вариант чтения (вслух, про себя, по ролям, по абзацам или как-то иначе).

– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.)

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?)

– Какое понятие в этом случае будет уместно? (Несправедливость по отношению к другим ребятам.)

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)

– В чём запутались ребята? (Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)

– Как можно это сформулировать в виде вопроса?

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы? 

Как  человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

Планирование работы.

– О чём вы хотите узнать? На какие вопросы вы хотите получить ответ?

Учитель схематично обозначает пункты плана, выставив оранжевый кружок. В каждом классе возможен свой вариант плана.

– Почему мы использовали оранжевый кружок? (Учимся организовывать свои действия.)

– Что мы с вами сейчас сделали? (Спланировали свою работу на уроке.)

Возможный план урока:

        1. Прочитать тексты параграфа.

        2. Сделать выводы по проблеме урока.

        3. Сравнить свои выводы с авторским.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

                         1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  4  1  2

Учитель предлагает в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34.

  1. Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
  2. Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего?

Работа с текстом «Золотое правило» до чтения.

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Работа с текстом «Золотое правило» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? (Взаимность.)

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)

– Рассмотрим, что может произойти дальше.

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с иллюстрацией на с. 35.

Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

– Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными.

– А что написано об этом в тексте учебника?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.

Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!», «Это несправедливое наказание!», «Я требую справедливости!» Что это означает? (Предположите.) Рассмотрим происхождение слова «справедливость». Оно восходит к словосочетанию «с правдой» и означает «соответствующий правде, правильный, настоящий, истинный», в отличие от ложного, неправильного. Получается, справедливость – то, что «вместе с правдой, правилами, истиной». (Стало понятнее? Не совсем...)

Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаём чьи-то поступки правильными, честными – значит, они справедливые. (Верно?) Если мы оцениваем поступки, а не самого человека, значит, и мы поступаем справедливо, даём правильную оценку. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой только потому, что человек, совершивший его, нам не нравится, – это несправедливо. (Теперь понятно?)

Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека. (А реакция – это...) Например:

– Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой. (Согласны?)

– Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.

– Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью, добрым словом. (Справедливо?)

– За совершённое преступление человек обязательно должен быть наказан – штрафом, дополнительной работой или потерей свободы. (А это справедливо?)

Справедливость делает жизнь людей правильной и честной.

В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его и не наказывать. (Почему? Предположите.) Способность прощать того, кто поступил с нами плохо, называют милосердием. Слово это означает, что у человека «милое сердце», то есть доброе, любящее. Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание. Почему? Потому что они тебя любят и готовы милосердно прощать. (Вспоминаются такие моменты?)

Милосердие может проявиться и в другом. Оказывая кому-нибудь помощь, человек по справедливости может ожидать в ответ благодарности. Однако если человек помогает кому-то просто так, не требуя ничего взамен, стало быть, сердце у него доброе, милое. Значит, среди многих качеств его духовного мира есть и милосердие. Оно дополняет справедливость, и это делает жизнь людей добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости. (Вы согласны?)

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.

– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.)

– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?

– Найдите в тексте ответы на эти вопросы, прочитайте их:

«Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?»

«Чем уравновешиваются права человека в обществе?»

«Чем вознаграждаются добрые поступки?»

«Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?»

«Что же делает жизнь человека правильной и честной?»

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

– Хорошо ли, если один школьник и весь класс в постоянной ссоре?

– Какой совет на эту тему может содержать наш учебник? Какое важное слово там есть? (Милосердие.)

– Предположите, что это значит. Проверим, читая дальше.

– Прочитайте в тексте, что такое милосердие. («Милосердие – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)

– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

– Исходя из того, что мы прочитали о милосердии, какой совет можем мы дать Антошке и классу в ситуации, если бы Илюша не признал своей вины и обиделся? (Надо простить, чтобы дать ему возможность вернуться к товарищам. Может быть, не сразу, но он поймёт, что был неправ.)

Работа в парах с иллюстрациями на с. 37.

– Поработайте в парах, выберите из этих рисунков тот, на котором брат признал, что неправ.

– Какое качество теперь требуется от сестры?

– Объясните, почему вы так считаете.

– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.

– Какие правила нравственности, важные черты человеческой души вы знаете?

– Какой вывод вы можете сделать?

V. Выражение решения проблемы.

                         1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  1  2

– Жан-Жак Руссо писал: «Будь справедлив и будешь счастлив». Сформулируйте вывод по проблеме урока, сравните его с авторским. («Многие правила поведения людей охватывает «золотое правило нравственности». Оно основано на таких человеческих ценностях, как справедливость и милосердие».)

VI. Выполнение продуктивных заданий  по теме.

1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  4  1  2

Учитель предлагает учащимся выполнить продуктивные задания по теме урока (с. 38). 

  1. Объясни своими словами смысл пословиц.
  2. Прочитай стихотворение Я. Полонского. Попробуй описать чувства, которые ты испытал. Повлияло ли это на твой духовный мир?
  3. Объясни своими словами смысл этих изречений о справедливости. Обсуди с товарищем – он так же их понимает? Попытайтесь договориться.

Задания предлагаются детям на выбор, так же можно выбрать форму выполнения: индивидуальную, парную или групповую. Мнения детей выслушиваются и оцениваются с помощью алгоритма самооценки.

Вопросы к учащемуся (начало формирования алгоритма самооценки).

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

                         1  2  3  4  1  2  3  4  1  2  3  1  2

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

– Вернёмся к плану, который мы составили. Всё ли удалось выполнить?

VIII.  Домашнее  задание.

– Выберите один из вариантов домашнего задания (с. 39) или составьте своё по теме урока.

Дополнительный материал:

1) Песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

-Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?

(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость).

-Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

Что их объединяет?

(Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

- К кому мы проявляем милосердие?

- Можно ли научиться милосердию?

- Как стать милосердным?

2) Работа с определением (работа в группах со словарем)

-Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».

«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)

-Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)

- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

3) Синквейн

Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках)

Милосердие

отзывчивый, человеколюбивый

заботиться, помогать, прощать

Доброта должна спасти мир

любовь

По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

Спешите делать добро!

4) Домашнее задание

В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в нашем городе.

5)А какими вы видите слова "доброта, милосердие", ребята? Давайте попробуем их нарисовать (работа в группах)

- А встречались ли вы в своей жизни с добрыми (жестокими) людьми?

 

6) Стихотворения:

Хочется крикнуть людям:
          Будьте щедрей на ласку.
          Путь человека труден -
          Мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, -
         Слёзы, дожди, морозы.
         Взрослым и детям, знайте, -
         Ласка нужна, не угрозы.

Доброта непременно спасает наш мир,
         Помогая расти всем на свете.
         Чтобы людям гармонию вдруг обрести,
         Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,
         Все познают его, несомненно.
         Оно светом своим озарит весь народ,
         Даже если зажглось на мгновенье.

Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: "Доброго пути!" -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Нет ничего вернее доброты:
В ней полнота любви заключена.
Тебя от неожиданной беды
И оградит, и выручит она.
В метели ежедневной толчеи,
Нет ничего теплее доброты.
Она согреет помыслы твои,
Она растопит ненависти льды.
От слепоты души, от клеветы,
От боли поражающей сердца,
Нет ничего светлее доброты,
Доверчиво открытой до конца.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в этот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не каждой
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
(А. Барто)

- Знакома вам такая картина? А вот пословица говорит: "Получив добро - помни, а, сделав, забудь"; "Доброе слово само себя хвалит".

7) Конкурс пословиц о доброте:

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

- Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Доброта нигде не теряет своего достоинства.

- Доброта без разума пуста.

- Добрые слова дороже богатства.

- За доброго человека сто рук.

- Не хвались серебром, а хвались добром.

- Кто добро творит, тому Бог отплатит.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- За добрые дела добром платят.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Жизнь дана на добрые дела.

Работа над понятием "меценат".

 У русских было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе.

- Знакомо ли вам слово "меценат"? Каких людей называют меценатами?

Слово "меценат" произошло от имени богатого римского патриция Мецената, помогавшего поэтам и писателя, у которых было мало денег. Меценат не только снабжал их деньгами, но и покупал их творения, которые оставлял в своей библиотеке.

 Самыми знаменитыми поэтами Рима были Вергилий и Гораций. Вергилий написал поэму "Энеида", по которой в римских школах учили писать и читать.

 Гораций известен тем, что написал стихотворение "Памятник", прочитав которое А.С. Пушкин написал своё знаменитое стихотворение "Памятник".

 В энциклопедиях говорится о том, что поэты Вергилий и Гораций познакомились с Меценатом, богатым римским патрицием, который был другом самого императора. Именно Меценат познакомил поэтов с императором, а Горацию он подарил участок земли и дом, чтобы тот мог, ни о чём не заботясь, писать свои поэмы. Именно так и поступали в XIX веке братья Третьяковы. Павел Михайлович Третьяков положил начало собиранию коллекции картин русских художников. Он был очень состоятельным человеком, ему нравилось изобразительное искусство, картины русских художников. Он часто приглашал художников к себе в гости, помогал им материальными средствами.

 В 1856 году П.М. Третьяков, которому в то время было только 24 года, начал собирать произведения русского изобразительного искусства. Это были картины, которыми сегодня любуется весь мир. Картин в собрании Третьякова с каждым днем становилось всё больше, а места в доме всё меньше. И тогда Павел Михайлович решил сделать так, чтобы картины чувствовали себя уютно. Он решил построить для них отдельный дом.

Вскоре в Лаврушинском переулке в Москве появилось здание Третьяковской галереи. А в 1892 году всё собрание коллекций картин и здание галереи П. М. Третьяков подарил городу Москве. Павел Михайлович Третьяков, меценат и ценитель искусств, собиратель картин стал почётным гражданином Москвы. А Государственная Третьяковская галерея стала самым крупным художественным музеем России.

 Меценатами были не только братья Третьяковы. Известным русским меценатом был Савва Иванович Мамонтов, имя которого известно также тем, что он провёл железные дороги на север и юг России.

 "Когда ты сделал кому-то добро, и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за свое доброе дело?" (Марк Аврелий)

 "Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?!" (Сенека)

Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. - 80 с.

  1. Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики. Методические рекомендации для учителя / И.И. Кремлева, Е.А. Уразова, В.Г. Петрович. – М. : Баласс, 2013. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100») 

  1. http://nsportal.ru/ Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Опубликовано 09.04.2013 - 13:34 - Сорокина Галина Викторовна 

4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . Урок милосердия по теме "Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать" Демиденко Людмила Михайловна, учитель физики Дудаева Татьяна Андреевна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.Задачи урока:  развивать самостоятельность и ориг...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...