Методическая копилка.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Фасхутдинова-Шакирова Люция Рашидовна

Планы- конспекты содержат методические рекомендации учителям, которые ведут курс ОРКСЭ в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект урока по теме «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества.

Задачи:

Личностные

- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

Метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

- создать представление о роли морали в жизни людей

 

Оборудование к уроку:

Проектор (интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

 

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания

Чтение писем учащихся на тему «Я начал изучать светскую этику. Это … » (2-3 уч.)

- Что такое этика?

- Кто считается её основателем?

- Что такое мораль?

- Какие рассказы и сказки, в которых рассматриваются проблемы морали, вы подобрали?

2. Введение в тему урока

Учитель использует подводящий к теме диалог – систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Посмотрите на экран. (Презентация№1.слайд1-6)

- Узнали вы героев этой сказки?

- Как она называется? (Морозко) (слайд 7)

Давайте вспомним сказку.

(слайд 8,9,10)

- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

- Кого встретила падчерица?

-Как она ведет себя с Морозко?

-А родная  дочь, зачем поехала в лес?

-Как она ведет себя с Морозко?

-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).(слайд 11)

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

(слайд 12)

-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

-Сколько мнений мы записали?

- Как вы думаете, какое из них верное?

-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

3.  Изучение нового материала

-Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту учебника (с. 8-9)

Работа в группах (каждой группе рассказать все, что они узнают о культуре из материалов учебника)

По итогам обсуждения учителем оформляется кластер на доске.  

На доске (или слайде) фиксируется схема.

А сейчас  посмотрите слайды и постарайтесь определить, о какой культуре идет речь? (презентация 2)

(Ответы детей)

- Почему вы так считаете?

- Что может относиться к материальной культуре? (Вещи, книги, картины…)

Существует много видов и духовной культуры.  Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

Чтение «цепочкой» текста учебника (с. 9) об истории возникновения морали.

- Когда возникла мораль?

- Какие поступки помогают жить, а какие мешают?

- Но практически все можно объединить в одно золотое правило:(слайд 13)

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!»(фиксируется в тетради)

 

4. Подведение итогов урока

По вопросам учебника с.9

– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:

crying

Мне было грустно

indecision

Моё настроение улучшилось

smiley

Мое настроение было хорошим

 

5. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

План- конспект урока по теме «Этика»

Цели:

- познакомить детей с понятием этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения;

 - сформировать умение применять их;

-  научить сопоставлять добро и зло;

-воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

- развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения

-  развивать память;

-  развивать умения преодолевать трудности;

-  развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи: 

- воспитывать нравственную культуру, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Оборудование:

эпиграфы, материалы для работы в группах, индивидуальной работы

выставка фотографий, подготовленных детьми по теме домашнего задания, иллюстрации, слайды (по возможности) с изображением знаменитых людей России, пословицы и поговорки о вежливости и доброте, карточки с ситуациями, тетради, цветные карандаши или фломастеры, ручка, простой карандаш.

Базовый учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики» 4: учебник для 4 кл. образоват. учреждений/ А.И.Шемшурина – М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент.

Игра «Угадай слово» (Слайд № 2)

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает слово этика, вспомним правила поведения вежливого человека.

Изучение нового материала.

1.Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

2. Проблемное задание.

- как ты думаешь, что означает понятие ЭТИКА? Определи его.

3. Проверка предположений

- (слайд № 3 - Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны);

- работа с учебником (страница 4).

-слово учителя.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.

Работа с учебником

- найти ответ на вопрос: кто основатель этики как науки? (слайд № 4);

-работа над понятиями: нравственные нормы, вежливость, доброжелательность, культура;

5. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Прочитай афоризмы* великого Аристотеля. Подумай, о чём они? Согласен ли ты с автором? Отметь те афоризмы, которые выражают твоё отношение к окружающему.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.hello_html_m5898a82e.gif

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.hello_html_m5898a82e.gif

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.hello_html_38609eb5.gif

hello_html_699a93b6.gif

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

6. Игра.

- Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

Перебивать старших…(невежливо)

Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

7.Работа с пословицей. Попробуем вместе понять ее мудрость (слайд № 5).

В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.

Притча о доброте и вежливости

Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него.

—Зачем тебе это?— спросил мастер.

—Хочу стать сильным и непобедимым.

—Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.

—Почему?

—Потому что тебе не с кем будет сражаться.

Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю.

—Что тебе нужно?— спросил старый мастер.

—Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь…

И тогда Учитель взял его в ученики.

Какой совет мастер дал юноше? Поможет ли это стать ему непобедимым? Объясни.

Какой главный урок усвоил юноша? Какова мораль этой притчи?

Закрепление изученного материала.

1.Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Какое поведение вы не одобряете?

2.Дополни определение Этики недостающими словами.

Этика – это наука, которая рассматривает ________________ и _______________________

между людьми с точки зрения представлений о _________________ и

___________________

VI. Итог урока.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

- Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия этика?

VII Рефлексия. Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…



Предварительный просмотр:

План- конспект урока «Любовь и уважение к отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа»

Цель урока: объяснить детям, в чём проявляется любовь и уважение человека к своему отечеству.

Задачи урока:

Рассказать кто такой гражданин

Выяснить кто такой патриот

Объяснить, что необходимо с уважением относится к культуре и истории других народов.

Образовательные:

Добиться прочного усвоения знаний о том кто такой гражданин и патриот

Сформировать представления об уважении и любви к отечеству

Изучить понятия: Родина, гражданин, патриот.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;

2. Формировать навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации, со словарём.

Воспитательные:

 Формировать уважительное отношение к Родине.

 Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, работа в группах

Основные термины и понятия: Родина, гражданин, патриот.

Оборудование и материалы:

 Презентационное сопровождение.

 Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор).

 Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Межпредметные связи: география, история, МХК.

Время: 40 минут.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Любви и уважении к Отечеству. (1 слайд)

Но прежде чем мы приступим к теме урока, назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово Отечество (2 слайд) (записываю ассоциации на доске и составляем определение). Каким другим словом можно заменить слово Отечество (Родина). Давайте подберём однокоренные слова к слову Родина (род, родной). Это значит что Родина – это то место, где человек родился и живёт.

Ребята, в какой стране мы живём, как она называется (Россия). Что вы можете назвать Родиной? Вывод: Родина - это то, место где мы родились и живём, это родной двор и дом. Родина нас объединяет. (3 слайд)

История нашей Родины очень интересная и уходит своими корнями в глубокую древность. В ней было много разных светлых и печальных страниц, но это история нашего Отечества, которое мы должны любить и уважать. И любовь, прежде всего, начинается с проявления уважения к тем людям, которые нас окружают – родным и близким.

(В группах составляют кроссворд с ключевым словом Родина, потом обмениваются кроссвордами и решают их). (4 слайд)

Все мы с вами являемся гражданами одной страны. А кто знает кто такой гражданин? (5 слайд) (гражданин это человек, проживающий в определенной стране, обладающий правами и обязанностями). (6 слайд)

У каждого человека, проживающего в нашей стране, есть определенный набор прав и обязанностей, которые он должен выполнять обязательно, т.к. они прописаны в законах нашей страны. Но каждый человек по-разному понимает свой моральный долг перед своей страной. Давайте вспомним, что такое мораль. Моралью можно назвать совесть человека, это неписанные правила поведения в обществе или по-другому что такое хорошо и что такое плохо. Человек, который любит свою Родину, будет бережно к ней относиться.

Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что они у нас есть, так и Родина мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей. Подумай, как ты можешь послужить своей Родине и запиши это в тетради (не менее 5 позиций и одну из них нарисуй). (слайд 7)

Человека, который любит свою Родину и делает все, чтобы сохранить её красоту и богатство называют патриотом. Ребята, скажите, а кого бы вы могли назвать патриотом нашей страны. (почему людей, которых вы видите на слайде можно назвать патриотами своей страны?) (слайд 8)

Ребята, посмотрите друг на друга, вспомните ваших друзей, соседей и вы увидите, что все мы не похожи друг на друга, все мы разные.

В нашей стране проживают различные народы, назовите какие? (слайд 9). Эти народы имеют свою культуру, традиции и обычаи, с которыми вы знакомились ранее на уроках. Что между нами общего (все мы – россияне, т.е. люди, проживающие в России), (слайд 10), а что нас отличает? (история, культура, традиции обычаи)

Если мы будем знать и любить свою историю и культуру, то мы будем с уважением относится к культуре других народов. (слайд 11)

От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, России. И всё это мы называем патриотизмом. С чего начинается Родина? Она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы для неё сделать.

Игра снежный ком: Я люблю свою страну за то, что она…(слайд 12)

Д.З.

1. Дома с родителями найти интересные события, произошедшие в нашей стране.

2. Составить кроссворд с ключевым словом патриот (слайд 13)



Предварительный просмотр:

План- конспект урока по теме: «Образцы нравственности в культуре Отечества».

Цели урока: воспитание чувства любви к Родине, гордости за  нашу державу, уважения к человеку-труженику, защитнику Отечества на основе реальных норм-образцов нравственного поведения.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, в парах, самостоятельная работа.

Основные понятия и термины: ТРУЖЕНИК, ВОИН, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ.

Средства наглядности: презентация.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Есть высшее счастье на свете

Любовь и надежду храня,

Оставить свой след на планете

Во имя грядущего дня.

- Как вы понимаете эти строчки?  С какой целью я приготовила этот отрывок?

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Россия - великая страна ( слайд). Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые традиции ( слайд).

Культура – нравственные, моральные ценности, умения, знания, образцы, традиции. Культурные традиции – богатство  нашей многонациональной страны.

Они основаны на таких вечных ценностях, как ДОБРО, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СОВЕСТЬ.

  А культура России – это пример  огромных достижений во многих областях:

- в  искусстве, в победе над  фашистской Германией, поработившей всю Европу,  в освоении космоса,  в спорте ( слайд).

В нашей стране проживает более 100  разных народов со своим языком, традицией,  историей. Все они приумножают  славу своей Родине. Мы по праву гордимся своими людьми – гениями.

Люди мировой величины: Петр 1, А.Невский, А.В.Суворов,  Дмитрий  Иванович Пожарский и Кузьма Минин,  И.П.Павлов, М.И.Глинка, Майя Плисецкая, Виктор Васнецов, Федор Шаляпин, Андреян Захаров, М.Маклай, М.В.Ломоносов, А. Ахматова, В.Маяковский и мн.др. Все они много трудились, горячо любили свою Родину, защищали ее и воспевали в своих произведениях. Эти люди оставили след в истории развития своей страны  и всего человечества (слайд).

Культура России – это сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта, норм нравственного поведения (слайд).

Вспомните, что такое нравственность.

Нравственность – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению друг к другу.

Назовите синоним к слову нравственность. Мораль - система норм и ценностей , регулирующих поведение людей.

А теперь попробуйте найти образцы нравственности из перечисленных ниже понятий (слайд):

Порядочность                                         терпимость

Стойкость                                                  патриот

Труженик                                                  врач

Мужество                                                 поэт                                                

Строитель                                                 старательность

Воин                                                           коллективист

-Кто не справился с заданием?

-Кто справился и сможет аргументировать свой ответ, опираясь на известные нам правила или эталоны?

- Вы встретили затруднение. Остановимся и подумаем, почему нам не удалось выполнить задание. Вспомните начало урока,  кем гордится наша страна?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание нужно было выполнить?

- В каком месте вы встретили затруднение? ( При выборе понятий).

- Почему?  (Не задумывались над этим, не можем отличить одно понятие от другого, не рассматривали этого на уроках).

- Наша цель: узнать какие существуют образы нравственности  в культуре Отечества и составить алгоритм.

4.Построение выхода из затруднения.

Будем работать над этим заданием в группах. Вспомните правила работы в группе.   Время работы 5 минут.  

Защита проектов.

Проверка  (слайд).

К  образцам нравственности  относятся  ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ.

5.Реализация построенного проекта.

Рассмотрим каждый образец отдельно.

ТРУЖЕНИК – трудолюбивый человек, который своим трудом создает материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны( слайд).

ПАТРИОТИЗМ  является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания. Это  любовь к Родине, приверженность традициям отцов. Уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений.

ПАТРИОТ – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма немыслима была победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Вспомните памятник воину-освободителю в Берлине (слайд).

Настоящий патриот должен развивать в себе такие качества:

Если ты хочешь вырасти достойным человеком  и гражданином, не говори плохо о стране, в которой  живешь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

Изучай историю своей страны, ее прошлое  и настоящее, ее радостные дни и горькие ( слайд).

Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам  и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

Проявляй себя с позитивной стороны, не  бойся быть инициативным, старайся показывать свои умения и знания, эрудицию и любознательность (слайд).

Не будь  равнодушен и безразличен к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.

Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной  России! (слайд)

Народы России всегда прославляли  ВОИНА - защитника  Отечества. Воины наделялись разными добродетелями. Вспомните былинных богатырей земли  Русской. Они остаются  нравственным ориентиром, потому что защищали родную матушку - Русь, свой народ, не  щадя своей жизни (слайд) .

КОЛЛЕКТИВИЗМ – очень важная черта нравственности  нашего народа. Это сотрудничество и взаимопомощь. Коллективист заботится об интересах коллектива, иногда в ущерб своим собственным (слайд).

Мы с детства учимся жить в коллективе, сначала  это детский коллектив дошкольного учреждения, затем школьный коллектив, студенческий, а потом и производственный. В нашей стране  принято заботиться друг о друге, принимать близко к сердцу все, что происходит с коллективом. Сообща легче справиться с трудностями, стоящими на пути. Чувствовать  поддержку своей страны, своих товарищей, семьи – значить быть сопричастным  к сильному коллективу, мощной державе.

Итак, составим наш алгоритм (слайд).  К  образцам нравственности в культуре Отечества относятся ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ.

6. Первичное закрепление.

 Задания для работы в парах.  Ответ запишите на планшетах.

Какой образ нравственности воспевают художники и музыканты  в

картинах  Р.Тропинина «Кружевница» и  А.Пластова «Сенокос» ?

Послушайте стихотворение С.Есенина «Гой, ты, Русь моя родная» и  определите какой образ нравственности прославляет поэт?

А в музыкальном фрагменте  «Вставай страна огромная…»?

В  следующем  произведении «Марш героев»?

Ответы: ТРУЖЕНИК, ПАТРИОТ, КОЛЛЕКТИВИСТ, ВОИН.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А теперь самостоятельно определите, кто мог произнести (труженик, патриот, воин, коллективист) такие слова:

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить  отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

«Кто к нам с мечом придет , тот от меча и погибнет».

«Один за всех и все за одного».

На работу с радостью, а с работы с гордостью.

Ответы: ПАТРИОТ, ВОИН, КОЛЛЕКТИВИСТ, ТРУЖЕНИК.

8 Включение в систему знаний.

Приведите примеры образцы нравственности из истории нашего Отечества, из литературных произведений, которые мы изучали на уроках литературного чтения.

9. Итог урока.

- Чему был посвящен сегодняшний урок?

- Сумели мы справиться с затруднением?

- Достигли мы своей цели?

- Перечислите те образы нравственности, которые мы уточнили .

Домашнее задание.

Ответить на вопросы:

1.В чем выражается патриотизм наших сверстников?

2. Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на соревнованиях, олимпиадах по различным предметам?

И какие при этом чувства вы испытывали?



Предварительный просмотр:


План- конспект урока «Основы духовно-нравственной культуры

народов России. Светская этика».

4-й класс

Урок 10. Образцы культуры народов.

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.

Объяснять значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор. Формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

-Установите соответствие между определением и его понятием. (Работают с таблицей в бланках). Проверим.

(Слайд 2,3)

Понятие

Определение

Нравственность

-все полезное и красивое, что создано людьми, а не природой.

Мораль

-близкие родственники, которые живут вместе и дарят друг другу свою любовь и заботу.

Культура

-правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие - злыми.

Семья

-добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Род

-союз людей, которых определяет родство, общий предок и помощь друг другу в борьбе с жизненными трудностями.

Народ

?

Учащиеся сверяют свои ответы, которые получились в ходе выполнения самостоятельной работы.

-К какому понятию не нашли определение? ( Народ) Учитель записывает это слово на доске.

- Почему? ( Не знакомились) Какое бы вы дали ему определение? (Дети высказывают предположения)

II. Проверка домашнего задания.

III. Формулирование темы.

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

-Мы начали работать над проектом « Фестиваль культуры народов», одно из заданий у вас было выяснить, представители каких народов учатся в нашей школе. Давайте посмотрим, что вы выяснили. (Слайд 4 )

-Какие еще народы проживают на территории РФ? (Их более 150)

-Представитель марийского народа учится в нашем классе. Предлагаю взять у нее интервью. (Дети задают вопросы, связанные с культурой этого народа).

-Маша рассказала о языке, веровании, традициях, национальных блюдах своего народа. Назовите одним словом все эти понятия. (Культура)

Учитель записывает слово «культура» на доске.

-Попробуйте определить тему урока. (Дети высказывают предположения)

-Прочитаем тему на слайде «Образцы культуры народов» (Слайд 5 )

-Что значит «образцы»? Назовите ваши ассоциации с этим словом. (Слайд 5)

-Давай те то, что мы знаем и думаем о культуре разных народов, изобразим в виде кластера. (Дети работают в группах, составляют кластер на тему «Культура народов») (Слайд 6)

Проверка идет через документ-камеру. Учитель фиксирует на доске.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 48-49

Работа с текстом после чтения.

– Поняли ли ребята друг друга после ссоры? (Да, ребята поняли, что все поступали правильно, никто никого не хотел обидеть.)

-Почему произошло непонимание?

– А какой главный вывод помог им разобраться в сложившейся ситуации? Найдите в тексте слова, которые подтверждают это. («Правила у каждого народа свои».) (Слайд 7)

 -Рассказ заканчивается словами: «мы многое понимаем по-разному»

-Значит, какой вывод можно сделать? Как не допустить недопонимание

между людьми разных народов?

(Надо лучше знать и изучать культуру разных народов, чтобы лучше понимать друг друга) (Слайд 7)

-Какой вопрос можно задать в этой ситуации?

-Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы учебника. Могут ли разные народы найти общие нравственные правила? (Слайд 7)

– А теперь давайте подумаем: что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?

Заслушиваются мнения детей

Физминутка

*У японцев в знак приветствия применяются три вида поклонов: самый низкий поклон – сайкэрей, средний поклон – под углом тридцать градусов, легкий – под углом пятнадцать градусов.

*Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык.

*В Замбези при встрече хлопают в ладоши.

*Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.

*В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них.

*В России обнимаются.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Работа с текстом «Различия культуры народов» до чтения.

– Какие различия между культурами разных народов вам известны? Посмотрите на иллюстрацию на с. 51. (Национальные костюмы, традиции, праздники, блюда национальной кухни.) (Слайд 8)

-Давайте обратимся к истории народов и выясним, откуда пошли различия в культурах разных народов.

-Прочитайте слово на слайде. (Слайд 9)

народ

-Какое слово прячется в этом слове? Что такое род?

-К слову род добавили часть НА и образовалось слово народ.

на + народ = народ

-Значит что такое народ? (Объединение родов)

-Прочитаем определение на стр.77

семья род народ

-Как регулируются отношения между членами вашей семьи? Как регулировались и регулируются отношения в родах, племенах? (Устанавливаются общие правила поведения - что признавать хорошим, а что плохим).

Эти же правила становятся основой культуры народа.

2 и 3 абзац текста дети читают самостоятельно с пометками. (Прием «Инсерт»)

абзац

v

-

+

?

2

3

– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

– О чём вы никогда не знали?

-Откуда пошли различия в культурах разных народов? Найдите ответ в тексте. («В разных условиях складывались …»)

– Что же составляет культурное богатство всей России? Найдите ответ в тексте.

(Культура каждого народа нашей страны - это часть культурного богатства всей России). ( Слайд 10)

– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?

Внесите изменения в кластер, если они необходимы. (Дети работают в группах, затем идет проверка).

-У каждого народа свои правила – значит и культура своя.

-Что же помогает людям с разными культурами находить общий язык, не ссориться? Есть ли общие нравственные правила?

Работа в группах.

Учитель предлагает, чтобы каждая группа обсудила одну из групп пословиц и сделала выводы по проблеме урока. (Пословицы записаны на бланках).

1,2 и 3 группы обсуждают и определяют тему пословиц, 4 группа – собирает пословицы и определяет тему.

1-я группа: пословицы о добре и зле.

2-я группа: пословицы о правде и честности.

3-я группа: пословицы о труде и упорстве.

4-я группа: пословицы об уважении к матери и отцу.

После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.

-Кто создал эти пословицы? С какой целью? (Пословицы – мудрость народа. Каждая чему-то учит).

- На каком бы языке они не звучали, в основе их лежат главные человеческие ценности, общие нравственные понятия разных народов, помогающие регулировать нравственное поведение людей.

-О каких нравственных правилах говорят эти пословицы? Назовите их.

1-я группа и 2: вспомнить сказки разных народов.

О чём пишут в этих сказках, кто герои?

Чему учат сказки?

3-я группа и 4: приведите пример ситуации, в которой необходимо знать и понимать культуру других народов.

V. Выражение решения проблемы.

– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?

– Что помогает нам понимать друг друга? А что помогло бы Ахмету, Рустаму и Антошке не поссориться на фестивале? Что бы вы могли им посоветовать?

– Попробуйте ответить на проблемный вопрос урока.

-Могут ли разные народы найти общие нравственные правила?

(Слайд 17)

– Сравните свой вывод с авторским.

У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи. (Слайд 18)

VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Учитель предлагает выполнить в группах задания.

Ребята 1 и 2группы среди понятий выбирают те нравственные качества, которые помогут людям разных народов жить в мире, не ссориться.

( Понятия записаны на лепестках, дети выбирают понятия и оформляют их в виде цветка на доске. В сердцевине цветка записано слово толерантность).

уважение мнения и прав других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе (сотрудничество)

уважение человеческого достоинства

чуткость, милосердие

сострадание,

прощение,

принятие другого таким, каким он есть,

жестокость,

неуважение,

эгоизм,

нетерпимость,

пренебрежение,

зависть, унижение,

равнодушие

терпимость

Ребята 3 и 4 группы составляют «синквейн» по теме урока.

После выполнения работы, учитель обращает внимание всех групп на цветок.

- Вы выбрали нравственные качества, которые помогут людям жить в мире, согласии. Людей обладающих этими качествами, называют толерантными.

Толерантность

-от англ., фр. tolerance-терпимость, лат. tolerantia-терпение - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. (Слайд 19)

-Значит, помимо знания культуры разных народов, необходимо быть какими людьми? Что это значит? Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.

Игра « Большое животное» » (звучит аудиозапись «Плеск моря»).

- А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем, как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

- Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

Дети 3 и 4 групп зачитывают «синквейны».

VII. Итог урока. Рефлексия.

«Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»

Э. Эррио (Слайд 20)

-Хочу закончить урок словами одного известного человека. Как вы их понимаете?

-Что было самым трудным для понимания и принятия? Что в обсуждении вызывало наибольшее беспокойство и неудобство?

-На каких нравственных принципах было построено взаимодействие участников урока?

-Как в ходе урока вы демонстрировали свое уважение к культурам разных народов?

Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе – в этом наша сила!

-Оцените свою работу в группе. (Слайды 21-22)

Я предлагаю свои идеи

Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы

VIII. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов, предлагаемых в учебнике (с. 53), или другой, придуманный самостоятельно. Можно написать сочинения о своих друзьях разных национальностей, об особенностях их культуры. (Слайд 23)

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: "Праздники как одна из форм исторической памяти"


Цели урока: 
– совместно раскрыть роль праздников в сохранении исторических традиций народа;
– предоставить возможность увидеть в праздниках не только развлекательное мероприятие, задуматься над проблемой досуга;
– формировать уважительное отношение к традициям других людей.

Предварительная подготовка.

За 1–2 недели до урока 5–6-и обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом празднике по следующему плану:

Как называется мой любимый праздник.

Как моя семья отмечает этот праздник.

Какие чувства вызывает этот праздник.

Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

Учитель помогает детям договориться, чтобы они выбрали разные праздники, возможно даже религиозные. Длительность выступления – до 3 минут. Каждое выступление сопровождается презентацией – лучшими кадрами, снятыми на празднике. Учитель при необходимости оказывает помощь, консультирует.

Перед уроком вопросы плана записываются на доске. Тема урока записана, но закрыта бумажной полосой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.

Учитель: “Ребята, сегодня я не буду сразу объявлять вам тему урока, потому что она будет подсказывать вам какие-то выводы, а мне бы хотелось, чтобы вы сделали их самостоятельно. Скажу только, что мы поговорим с вами праздниках, а помогут нам в этом ваши товарищи, которые познакомят вас с некоторыми традициями. Перед вами план, по которому они постараются построить свое выступление. А вам нужно подумать, почему на уроке этики мы говорим о праздниках? Какая связь между ними?”

3. Обучающиеся представляют свое домашнее задание. После окончания выступлений предоставляется возможность задать вопросы.

4. Обсуждение после прослушивания.

Учитель повторяет вопрос, заданный перед прослушиванием: “Почему на уроке этики мы говорим о праздниках?”

Предполагаемые ответы: “Потому что этика – это учение о морали, о нормах поведения, а на праздниках надо уметь вести себя правильно”.

Учитель: “Как вы думаете, а почему в задании ребятам надо было рассказать о том, какие чувства вызвал праздник?”

Предполагаемые ответы: “Потому что важно, чтобы праздник радовал, чтобы всем было хорошо и весело. Если у человека хорошее настроение, ему хочется делать хорошие дела.”

Учитель: “А почему, по вашему мнению, ребятам надо было рассказать не только о том, как они отмечают свой праздник, но и откуда появилась такая традиция в ваших семьях?”

Предполагаемые ответы: “Потому что праздник помогают готовить родители, а их нельзя забывать. Дети часто советуются с родителями, как лучше провести праздник, потому что родители знают, как принято праздновать.”

Учитель: “Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”

Ребята делятся своим опытом.

5. Самостоятельная работа.

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

Учитель: “Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”

Учащиеся выполняют задание.

6. Проверка выполнения работы.

Учитель просит поднять руки ребят, подчеркнувших 1 предложение, затем – 2 предложение и т.д. Количество поднятых рук записывает на доске.

7. Формулирование вывода после самостоятельной работы.

Учитель: “Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть.

Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл”.

Ребята пробуют выполнить это задание, предлагают свои варианты.

Учитель: “Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: “Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

8. Итог урока.

Учитель: “Можно ли выбранные вами предложения заменить предложением “Семейные праздники – одна из форм исторической памяти”, как записано в нашей теме? Как вы считаете, почему я сразу не открыла тему? Получилось ли у вас самостоятельно сделать вывод, заключенный в теме урока? Что вам больше всего запомнилось из урока?”



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «    Россия – наша Родина»

Цель: формирование целостного образа России как многонационального государства.

Задачи: формировать уважительное отношение к родной стране, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас, развивать творческое воображение.

Формы и виды учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, организация диалога.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, государственные символы.Оборудование: картины российской природы, официальные и неофициальные символы России, карта Российской Федерации, запись гимна.

Планируемые результаты изучения материала: создание предпосылок, для осознания основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование первоначальных представлений об истории и современности России.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

3. Просмотр презентации «Наш край» (песня).

4. Работа с государственными символами.

5. Неофициальные символы России.

6. Работа по карте.

7. Работа со словарем.

8. Работа по учебнику.

9. Работа  по схеме.

10. Рефлексия. Работа в группах.

11. Итог урока.

12. Домашнее задание.

1 .Организационный момент.

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». О чем мы будем говорить на уроках?

Знакомство с учебником.

- Что вас удивило в учебнике? Что заинтересовало? Что для вас непонятное?

2. Беседа по теме.

-Прочитайте тему  нашего урока.(слайд 1,2- стихотворение – читает подготовленный ученик)

Я - россиянин!

Живу в России, россиянин - я!

Я это сознаю, горжусь я этим! Россия — это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна, Поэтому и дорожим мы ею!

Символы России - наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот  ценность нашей жизни, Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

Геннадий Горшков

- Какое значение для вас имеет слово  Родина? – Что называют малой Родиной?

-А что еще называют Родиной?

-У каждого человека есть малая Родина. Это место, где он родился и Родина - это страна, в

которой мы живем.

- Как называется страна в которой мы живем ?  

- Как по-другому можно назвать нашу страну?

- Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды и

их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для

следующих поколений.

3. Просмотр презентации «Наш край» (песня). Физминутка.

- Посмотрите презентацию и скажите, чем красива наша страна, чем она славится?
- Что вы еще знаете  о России?

4. Работа с государственными символами.

-В нашей стране есть свои государственные символы. А кто может объяснить значение слова «символ». (Работа со словарями) (слайд 3)

- Назовите символы нашего государства.

- Немного из истории символов. (слайд 4)

-Давайте рассмотрим их. (слайд 5 - 10). Прослушивание гимна. (Правила прослушивания гимна).

-Расскажите о гербе, гимне, флаге.

-Назовите столицу нашей страны (слайд 11)
-Как зовут президента России? (слайд 12)

-Как называется главный документ государства? (слайд 13)

5. Неофициальные символы России.

-Кроме государственных символов в России есть неофициальные символы.

- Кто знает какие?

Рассматривание неофициальных символов России и беседа о них. (слайд 14— 24)

-Придумайте свой неофициальный символ России и нарисуйте его в тетради.

Работа в тетрадях.

-Расскажите, что вы нарисовали.

6. Работа по карте.

-Рассмотрите карту Российской Федерации. Расскажите, что изображено на карте. (слайд 25)

- Кто знает, люди, каких национальностей живут в нашей стране?

- Сколько народов населяет нашу страну?

Рассматривание национальных костюмов (учебник).

-Люди говорят на разных языках, у них разные обычаи, песни, но что их всех объединяет?

- Вместе они составляют дружную семью народов России. Все они живут в мире. Что для вас означает слово мир?

Физминутка.

Под музыку выбранную  учителем ребята хлопают в ладоши, если слышат официальный символ России. Молчат, если символ неофициальный.

7. Работа со словарем.

Справка из словаря... (слайд 26)

Мир -

1.  Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.

2. Соглашение воюющих, сторон о прекращении войны.

3.  Земной  шар, Земляг а также население Земли.

8. Работа по учебнику.

-Прочитаем отрывок из статьи учебника о мире, который нас окружает? (стр. 4)

-Что вы узнали?

-Какой мир называют материальным?

-А духовным?

-Как по-другому называют духовный мир?

-Как отражается духовный мир в человеке?

-Как вы поняли, что называют внутренним миром человека?

-На уроках «Основы православной культуры» мы будем учиться, как не разрушить свой

внутренний мир, обогащать свой духовный мир.

-Дороги духовного мира - культурные традиции. Что называют традициями? (слайд 27)

Традиция -

1. Те, что передается  от одного поколения к другому.

2. Обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту.

Культурные традиции делятся на религиозные традиции и этические правила.

9. Работа  по схеме. (слайд 28)

-Что называют этическими правилами? (правила поведения)

- Религиозные традиции и этические правила основаны на добре, справедливости, милосердии.

- Если человек измеряет свои поступки, поступает в соответствии с этими ценностями, то он не заблудится в сложном мире, сможет отличить плохое от хорошего, сделает свой внутренний мир чистым и светлым.

10. Рефлексия. Работа в группах.

В каждой стране есть свои традиции. Они так же существуют и в каждой семье.

Каждая группа выполнит задание:

1 группа – написать традиции, которые существуют в ваших семьях.

2 группа – перечислить неофициальные символы России.

3 группа – записать слова, относящиеся к малой Родине.  

11. Итог урока.

- Совпало ли ваше предположение о предмете с тем, о чем вы узнали на уроке?

- О чем расскажите дома родителям?

12. Домашнее задание. (по выбору ученика)

1. Прочитать текст учебника на страницах 4-5, ответить на вопросы.

2. Подобрать стихи, пословицы о Родине.

3. Рассказать о традициях своей семьи.



Предварительный просмотр:

План- конспект урока по теме «В гости к дедушке Этикету.

Простые школьные и домашние правила  этикета»

Цели: расширять знания о понятии «этикет» и его содержании;

углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в группах, наблюдательности, умению делать выводы;

формировать культурное поведение детей в разнообразных жизненных ситуациях;

прививать чувство прекрасного.

Формирование УУД:

Регулятивные

  1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
  2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
  3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
  4. Оценивать свою и коллективную  работу.

Коммуникативные

  1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные:

  1. Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач.
  2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные:

  1. Формировать положительное отношение к учению.
  2. Формировать установку на здоровый образ жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, изображение улицы Правил Этикета и Дедушки Этикета, листки с таблицей для рефлексиилистки с таблицей «Знаю- Хочу узнать – Узнал», учебник «Основы светской этики. 4 класс» Шемшуриной А. И. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.

Мы начнем сейчас  урок.
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.

II.  Актуализация опорных знаний                                                      

(Цель: повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке, актуализация знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности по решению учебной задачи)

Работа в группах

 -Обратите внимание на доску. Куда вновь мы попадаем на нашем уроке?

( На улицу Правил этикета, в гости к Дедушке Этикету)

Обсудите в группах ответ на вопрос: что такое этикет?

- Выслушаем ответы групп.

1 группа

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? 
Как есть?
Как звонить? 
Как встать? 
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ 
Этот самый этикет.          
(А. Усачёв)

2 группа

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!...

3 группа
У сеньора Этикета
Есть всегда на все ответы:
Как входить и где стоять,
Кому место уступать,
Как прилично одеваться,
Где молчать, а где смеяться,
Как к обеду пригласить,
Что подруге подарить.
В школе, в доме, на работе,
И в трамвае, в самолете,
И в театре, и в кафе
Пригодится он тебе.
И пора нам всем понять – 
Чтоб воспитанными стать,
Чаще надо к Этикету
Обращаться за советом.

4 группа
Что такое этикет?

Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что недурно. 
(А. Степанов)

МИНИИТОГ

-Все ли команды ответили на вопрос верно?

-Так что же такое этикет?

-Какое понятие в учебнике даёт Дедушка Этикет? (Одним из учеников зачитываются определения  на галстуке - бабочке Дедушки Этикета)

Этикет – внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Этикет – это церемониал, нормы и правила поведения человека в различных жизненных ситуациях.                                                                                 СЛАЙД 1

За правильные ответы командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха поставьте крестик (галочку) на соответствующей ступеньке.

                                                                                                                   (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

                                                                                         Отлично, мне понравилось  

                                                      Хочу знать больше  

                                        Хорошо, но могу лучше  

Испытывал трудности                                                                                        


III.  Постановка целей и задач урока. Целеполагание.

(Цель: формировать умение  самостоятельно формулировать цель урока, исходя из заданной темы, видеть проблемные вопросы; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи)

- Ребята! Выскажите предположения о теме нашего урока.

 (Сформулировать  тему поможет подсказка: картинки с изображением школы и дома на улице Правил этикета)

Группы предлагают варианты темы урока.

-Действительно, на улице Правил этикета мы поговорили об этикете в автобусе, кафе, магазине, на улице, разобрали правила поведения в различных ситуациях и др.

-  Тема урока появится на слайде. «В гости к дедушке Этикету» (Простые школьные и домашние правила  этикета)»                                                                 СЛАЙД 2

 -На уроке мы углубим и расширим понятие об этикете. Каковы  цели урока?  

(Ответы членов групп)                                                                           

-Действительно, на нашем уроке мы будем расширять знания о понятии «этикет» и его содержании; углубим и разнообразим сферу применения правил этикета в повседневной жизни; будем развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, умение работать в группах, наблюдательность, умение делать выводы; формировать культурное поведение в разнообразных жизненных ситуациях.                                                  СЛАЙД 3

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» 

- Предлагаю вам, ребята, заполнить  первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. Изучение нового материала

(Цель: выдвинуть гипотезу, формировать новые способы решения  поставленной учебной задачи)

-Дедушка Этикет переносит нас в нашу школу. А школа начинается с чего? (Школа начинается с входа, школьной раздевалки)

ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ  В ШКОЛЕ

Обсудите в группах: какие ситуации могут возникнуть при входе в школу, в школьной раздевалке? в помещении школы?

-встреча в дверях при входе в школу с выходящими наружу взрослыми или детьми;

-встреча  при входе в школу с работниками школы;

-помощь в раздевалке девочкам и др.

Члены групп объясняют своё поведение в той или иной ситуации. Дополняют ответы одноклассников.

-Можно ли сказать, что правильное поведение во многих ситуациях связано с вашей  личной безопасностью, сохранением здоровья?

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

-Какие ситуации не разобрали нам  подскажет учебник на с. 38-39.

Одной из групп предлагается ситуация для разбора. Другие группы по кругу высказывают предположения о поведении учащихся в той или иной ситуации.

МИНИИТОГ

-Какие правила этикета нужно соблюдать в школе?

ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДОМА

-Вы успешно справились с заданием. Дедушка Этикет доволен. Готовы ли вы к дальнейшему выполнению заданий урока?

Дедушка Этикет переносит нас домой. Какие правила этикета нужно соблюдать здесь? Будут предположения групп?

РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

Прочитаем и обсудим правила поведения дома на с. 40 учебника.

-Какие ещё правила этикета важно соблюдать здесь?

МИНИИТОГ

-Какие правила этикета нужно соблюдать дома?

Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– Предлагаю на лестнице успеха оценить свою работу на данном этапе урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации)

-Постройтесь в колонну по одному по росту; по росту девочки, а затем мальчики; по алфавиту, по степени весёлости настроения.

V. Закрепление изученного материала

(Цель: подтверждение выдвинутой гипотезы, убеждение в правильности решения поставленной задачи)

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

-Мы с Дедушкой Этикетом предложим вам, ребята, вашим  группам ситуации для обсуждения со с. 41.

Выполнение практических и творческих заданий по выбору групп.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

- Предложите интересную ситуацию для инсценировки команде-соседу по теме урока.

  • Попроси школьного библиотекаря выдать тебе интересную книгу.
  • Ты уступаешь место взрослым и пожилым людям в актовом зале.  Какие слова ты при этом говоришь?
  • Девочка прищемила палец. Ей больно. Найди слова утешения.
  • Малыш – первоклассник ушибся и заплакал. Пожалей его.
  • Твой товарищ поздоровался с незнакомым человеком. Нужно ли тебе здороваться с ним?
  • Вы съели шоколадку. Как вы поступите с обёрткой, если рядом нет урны.
  • В гостях хозяйка угощает вас блюдом, которое вы не любите. Как вы поступите?
  • Мальчик крикнул прохожему: « Сколько сейчас часов?». Соблюдал ли он правила этикета?
  • Два мальчика столкнулись в дверях школы и никак не могут разойтись, кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

ЗАКОНЧИ ВЫСКАЗЫВАНИЕ                          СЛАЙДЫ 4-5

В очень многолюдном месте вы не будете расталкивать прохожих, а... (попросите разрешения пройти).

Если кто-то спешит вы... (уступите дорогу, уйдете в сторону).

Если вам пришлось остановиться, встать нужно так, чтобы ... (не мешать основному потоку людей).

Вы заходите в школу или актовый зал, но в дверях оказалось много народа.  Чтобы не было столкновения нужно... (пропустить тех, кто выходит).

Есть  и  пить  надо… (беззвучно  и  аккуратно, не оставляя  на  скатерти  следов  пищи).

Не  склоняйся  низко… (над  тарелкой), лишь  слегка  наклони  …(голову).

На  столе лежат  только… (кисти  рук,  локти  не  стол  не  ставить).

За  столом нельзя  говорить…(громко  или с полным  ртом)

Если  во  рту  пища,  воду (не пьют)

Всегда  благодарите  за  угощение  хозяйку  добрыми  словами (« Спасибо», «Спасибо  очень вкусно!» или «Спасибо, такая  вкусная  еда!»).

МИНИИТОГ

-Мы  с  вами  вспомнили  некоторые  правила этикета, которые   должны  соблюдать. Сохраняют ли правила этикета достоинства человека?

Активным командам вручается значок «Знаток правил Этикета»
РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха оцените свою работу на этом этапе урока.

VI .Оценивание работы учащихся

(Цель: самооценка учеником своих учебных достижений)

- Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий урока? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку товарищей?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Заполните третью графу в таблице «Знаю  - Хочу узнать – Узнал»)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

VII. Обобщение. Итог урока.

(Цель: сопоставление целей урока с результатом решения учебной задачи, осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)

- Оцени свою работу на уроке и работу товарищей.

-Той команде, которая получила наибольшее количество значков «Знаток Этикета» Дедушка Этикет предлагает задать свой вопрос его волшебному зеркальцу или что – либо спросить у него.

-Корни этикета мы можем найти в устном народном творчестве — это пословицы и поговорки.

-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему уроку? (использование пословиц учебника с.40). Закрепим их в бороду Дедушки Этикета.

Как поживешь, так и прослывешь.

Жизнь дана на добрые дела.

По одежке встречают — по уму провожают.

Уважая человека - уважаешь себя.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

На излишнюю вежливость не обижаются.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

- Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Почему?

-О чём ты хотел бы узнать на следующем уроке?

VIII. Домашнее задание

-Какое задание по этому уроку ты дал бы себе?

-Запишите  на альбомный лист пословицы и поговорки об этикете. Сделайте к ним рисунки.

-Подумайте дома над вопросами: трудно ли тебе следовать правилам этикета? Почему?



Предварительный просмотр:

План- конспект урока на тему "Терпение и труд"

Цель: способствовать формированию положительного отношения к труду, как высшей ценности жизни человека

Задачи:

  • развивать умение заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям;
  • ознакомить обучающихся с толкованиями понятий: терпение, труд, старание, профессия, отдых, лень;
  • воспитывать ответственность за свои поступки.

Глоссарий

Терпение – настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Старание – стремление выполнить что-нибудь хорошо, добросовестно

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности”.

Отдых – проведение некоторого времени без обычных занятий, работы для восстановления сил

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.

Ход урока

I. Мотивационная установка.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

II. Проверка домашнего задания

(Предыдущая тема “Обычаи и обряды”.)

– С кем из членов семьи вы поделились о полученных знаниях, об обычаях и обрядах?
– Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали об обычаях и обрядах?

IIIСоздание проблемной ситуации.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

IV. Получение новой информации.

Прослушивание притчи о терпении и труде

Крестьянин усердно засевал своё поле. К нему подошёл мальчик и сказал:

– Я, когда вырасту, никогда не буду сеять зерно! Мужчина посмотрел на него и ничего не ответил.
– Это же неблагодарное занятие, – продолжал мальчик. – Я лучше стану богачом.
– Почему ты решил, что это лучше? – спросил его крестьянин. 
– Ты столько сеешь, так много работаешь, но не всё твоё зерно прорастет, – ответил мальчик. – Смотри, что-то склевали птицы, что-то упало на дорогу, некоторые зёрна не проросли из-за сорняков. По-моему, это очень тяжёлый и неблагодарный труд.

Старик немного помолчал, а потом ответил:

– Не имеет значения, кем ты станешь, ведь ты всё равно будешь сеять зёрна. Чтобы стать успешным, нужно уметь сеять зёрна. Это основа жизни. Когда ты чем-то занимаешься, на пути всегда есть препятствия, будь то сорняки, птицы или что-нибудь ещё. Просто не концентрируйся на врагах, делай лучше свою работу. Умный человек всегда продолжает сеять. Кроме того, никогда не надейся на одно посаженное зернышко. Работай больше и лучше! 
– Много работать! Да, пожалуй, это единственное, чему может научить меня твоё поле! – усмехнулся мальчик. 
– Одной работы не достаточно. В любом деле нужно иметь терпение. Нельзя собрать урожай через день после посева. На рост нужно время. Закон природы нарушить невозможно: сначала посадил, вырастил и только потом собирай урожай. Но самое главное – вырастет только то, что посадил. Если ты сеешь добро, то и всходы вернуться к тебе преумноженным добром. Нужно быть очень внимательным с семенами, ведь любое твоё зерно может взойти. 
(Слайд 2)

V. Беседа с учащимися по вопросам

– Что мы можем сказать о крестьянине из притчи?
– Что еще нужно для достижения поставленной цели кроме труда?

Работа с понятиями: терпение, труд, старание, профессия, отдых, лень. (Слайд 3)

VI. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Запись в тетрадях таблицы.

ТРУД

Свободный

Посильный

Постоянный

(Слайд 5)

VII. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

– Есть ли у тебя постоянные домашние поручения? Как ты их выполняешь?
– Каким самым важным делом остается для вас?
– Как можно отдохнуть после труда?

VIII. Игра “Закончи пословицу”.

Кто не работает… (тот не ест).

Хочешь есть калачи… (не сиди на печи).

Труд человека кормит… (а лень – портит).

Кто любит труд… (того люди чтут).

Без труда не вынешь… (и рыбку из пруда).

– Что же такое профессия? (Ответы детей.)

(Слайд 4)

– В словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое толкование: “Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности”. 
– Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
– А какие вы знаете профессии?

Кем работают ваши родители?

IX. Кроссворд “Такие разные профессии”.

– А сейчас будем отгадывать кроссворд.

C:\Users\Татьяна\Desktop\орксе — копия\img1.gif

Ответы:

1. Повар. 2. Врач. 3. Художник. 4.Шофёр. 5. Учитель. 6. Космонавт. 7. Садовник. 8.Строитель. 9. Маляр. (Слайд 6)

X. Закрепление.

Игра “Собери пословицы”.

Кто не работает,

то и пожнешь.

На чужой каравай рот не разевай,

и рыбку из пруда.

Что посеешь,

чем целую неделю трудиться впустую.

Без труда не вытащишь

тот не ест.

Лучше день подумать,

тому без дела не сидится.

Кто любит трудиться,

а пораньше вставай да свой затевай.

XI. Итог урока.

– Что нового ты узнал на уроке?
– Что ты расскажешь семье об уроке?
– Какие новые слова вы запомнили?

XII. Домашнее задание.

1. Подготовьте рассказ на тему: “Как я помогаю родителям”.
2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

Использованная литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М. Русское слово, 2012 г.
  2. Притча “Терпение и труд”.
  3. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...