Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Овчаренко Татьяна Николаевна

курс ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_orkse_osnovy_svetskoy_etiki.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы светской этики» в 4-х  классах

на 2017-2018 учебный год

Всего часов на учебный год: 34

Количество часов в неделю:  1

                                                   город Покачи

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики»,   для  обучающихся 4 класса,   разработана  на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России,  авторской программы А.И.Шемшуриной  «Основы религиозных культур и светской этики»,  планируемых результатов начального общего образования .  Учебный комплекс для учащихся:

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник А.И.Шемшурина – 4 класс – М.: Просвещение, 2017

           Модуль «Основы светской этики» в  курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  выбран на основе определения  образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.

        Программа модуля «Основы светской этики», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлого и настоящего  многонационального народа;  формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными  нормами светской морали, понимание их значения  в выстраивании  конструктивных отношений в семье   и  обществе ;  становление внутренней установки  личности поступать  согласно своей  совести;  воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях  народов России; осознание ценности человеческой жизни.

         Изучение  курса  «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы   светской  этики»  направлено на достижение  цели:

формирование у  младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных  традиций многонационального  народа России  и уважения  к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним.  Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)»  и «нравственность» - являются объединяющим началом  для всех понятий, составляющих основу курса.

Основной  принцип, заложенный в содержание курса, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее  развитую  систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность  социально-политического пространства.

Основные  задачи курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и  ценностей  для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий, представлений  о духовной  культуре и морали, полученных обучающимися  в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих  основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной  истории  и культуры  при изучении гуманитарных предметов  на ступени основной  школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в много конфессиональной среде на основе взаимного уважения  и диалога во имя общественного мира и согласия.

         Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики»  по месту в учебном плане, по содержанию служит  связующим звеном между  гуманитарным образованием и  воспитанием обучающихся. Он дополняет обществоведческие нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Логика изложения и содержания  авторской программы полностью соответствует  требованиям  Федерального компонента  государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В основу построения  уроков в рамках  курса  «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения  предмета:

  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно-субъектное  построение учебного процесса;
  • приоритет личностного развития  обучающихся в интеллектуальной. духовно-нравственной жизни;
  • актуальность;
  • вариативность (возможность  выбора на уровне модуля  проблемы, вопроса, текста для анализа, способов  деятельности  и презентации образовательного результата);
  • опора на самостоятельность мышления обучающихся;
  • создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является  необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
  • органическое и последовательное  развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ   МОДУЛЯ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».

           Обучение  по программе курса  «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», направлено на достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов  освоения содержания.

        Личностные результаты: 

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою

Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

6 ) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   

        Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

       Предметные результаты:

        

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЯ  «ОСНОВЫ  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

На предмет  «Основы религиозных культур  и  светской этики»» (модуль «Основы  светской этики»)   в 4 классе   в учебном плане  отводится   34 часа (1 час   в неделю).

 Введение в курс (2ч.) Россия  - наша Родина. Этика – наука о нравственной жизни человека. Общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная,  многоконфессиональная) России. Этические чувства и нормы. Общественные нормы нравственности и морали.

Этика общения (4 ч.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Правила общения для всех. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций. Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Добро и зло как основные этические понятия.

Этикет (4 ч.) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Взаимосвязь между  культурой и поведением людей. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Нравственный, творческий, ответственный гражданин России.

Этика человеческих отношений (4 ч.) В развитии добрых  чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление  их с формами религиозной культуры (православной и др.).  Взаимосвязи  между культурой, моральными традициями и поведением людей. Толерантное  отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Этика отношений в коллективе (4 ч.) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4 ч.) Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения, сопоставление их с формами религиозной культуры (православной и др.). Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность.

Душа обязана трудиться (4 ч.) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Взаимосвязи между культурой, моральными традициями и поведением людей. Моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. Добро, нравственная установка. Гуманизм,  гуманность, понимание, прощение. Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч.) Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Действия с приставкой «СО»: сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. Значение этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Моральный долг. Моральная обязанность. Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Судьба и Родина едины (4 ч.) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Человек, назначение человека. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

 К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» относятся:

  • индивидуальная,
  • работа в паре ( взаимообъяснение),
  • групповая ( взаимные вопросы и задания групп),
  • фронтальная,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация).

                       IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

№п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

По плану

По факту

Введение в курс

2

1  

 

 

Россия – наша  Родина.

1

2

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

Этика общения

4

3

 

Добрым жить на свете веселей.

1

4

 

Правила общения для всех.

1

5

 

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

6

 

Каждый интересен.

1

     Этикет

4

7

 

Премудрости этикета.

1

8

 

Красота этикета.

1

9

 

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

10

 

Чистый ручеёк нашей речи.

1

Этика человеческих отношений

4

11

 

В развитии добрых  чувств – творение души.

1

12

 

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

13

 

Чувство Родины.

1

14

 

 Жизнь протекает среди людей.

1

 

Этика отношений в коллективе

4

15

 

Чтобы быть коллективом.

1

16

 

Коллектив начинается с меня.

1

17

 

Мой класс – мои друзья.

1

18

 

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

 

Простые нравственные истины

4

19

Жизнь священна.

1

20

 

Человек рождён для добра.

1

21

 

Милосердие – закон жизни.

1

22

 

Жить во благо себе и другим.

1

 

Душа обязана трудиться

4

23

 

Следовать нравственной установке.

1

24

 

Достойно жить среди людей.

1

25

 

Уметь понять и простить.

1

26

 

Простая этика поступков.

1

Посеешь поступок – пожнёшь характер

4

27

Общение и источники преодоления обид.

1

28

Ростки нравственного опыта поведения.

1

29

Доброте сопутствует терпение.

1

30

Действия с приставкой «СО».

1

Судьба и Родина едины

4

31

 

С чего начинается Родина.

1

32

 

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

33

 

Человек – чело века.

1

34

 

Слово, обращённое к тебе.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика для 4 класса

Рабочая программа учителя по курсу ОРКСЭ модуль Светская этика ,автор  учебника " Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы светской этики" М.Т.Студеникин ,на 2013-2014 учебный г...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа составлена в соответсвии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс

Рабочая программа по модулю ОРКСЭ "Основы светской этики" 4 класс...