Конспект урока по теме «Этикет»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_koneva_v.v.doc66.5 КБ
Файл etiket.pptm2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Этикет» в разделе «Этикет»

выполнен учителем начальных классов

МБОУ «Гимназия- интернат №34» НМР РТ

 Коневой Валентиной Викторовной. 

Тема урока «Этикет»

Цель: углубление знаний  учащихся понятия «этикет», ознакомление с основными видами этикета.

Задачи: познакомить с понятием «этикет», его значением в жизни человека, некоторыми правилами этикета; развивать коммуникативные способности, воспитывать чувства терпимости и уважения друг к другу.

           

Планируемые результаты изучения темы:

 Регулятивные универсальные учебные действия:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Моделирование(составление листовок, таблиц).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

- Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; составлять модель поведения

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению этических норм поведения.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

На слайде 1 запись слов: этикетка и этикет.

Какое слово вам более знакомо? Объясните его смысл. Что мы можем узнать из этикетки? (рассматривание этикеток (от игрушки, блузки, любого продукта и т.п.)) – из чего состоит данный товар, срок годности. В каком случае мы будем использовать этот предмет? (натуральный продукт, качество изделия и т.п.). А как эти характеристики  могут быть применены к человеку? Будет ли нам приятно общаться  с человеком, который употребляет в речи неприятные выражения, постоянно привлекает к себе внимание?

Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

  1. Работа над темой. Слайд 2.

Сообщение учителя.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе. 

Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.

Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

 Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.

Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:

 Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)

В каких ситуациях требуется выполнение правил этикета? (предположения детей: в автобусе, в школе, магазине и т.п.)

В обществе существуют определённые виды этикета.  Познакомимся с ними ближе.

-телефонный

- правила поведения в гостях

-поведение в школе

- правила поведения в общественных местах

- правила поведения в пассажирском транспорте.

У каждого из нас есть определённый жизненный опыт. Следующая работа будет направлена на то, чтобы вы вспомнили основные правила поведения (этике) в группе.

А почему мы будем делать это в группе? (происходит обмен информацией, дополняем друг друга).

4. Работа в группах

Работа по группам. Группам выдаются листовки с основными правилами этикета. Ученики должны обсудить их, придумать и обыграть ситуацию поведения по теме, вывести формулу поведения на заданную тематику (что можно делать и чего делать нельзя), оформить их в виде листовок. Афиширование.

(Слайды листаются в порядке подготовки и выступления групп.)

1 группа: Гостевой (нормы поведения в гостях)

  • Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
  • Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
  • Идя в гости, обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
  • В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
  • Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  • Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  • В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
  • Не стоит надолго задерживаться в гостях
  • Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
  • К себе гостей стоит приглашать заранее
  • В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
  • Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

2 группа: Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)

  • Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
  • Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
  • Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
  • Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
  • Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
  • Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
  • В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
  • В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
  • В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
  • В транспорте заранее следует готовиться к выходу
  • На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

3 группа: Столовый (правила поведения за столом)

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой
  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от вас, то следует попросить, чтобы блюдо вам передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

4 группа: Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)

  • Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
  • Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
  • В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
  • Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
  • Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
  • При неправильно набранном номере следует извиниться
  • Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
  • Запрещается баловаться с помощью телефона
  • Все сообщения должны быть грамотно написаны

5 группа: Учебный (правила поведения в школах.) 

  • Уважать учителя
  • В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
  • В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
  • Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
  • Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
  • Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
  • Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
  • В начале урока следует приветствовать учителя стоя
  • Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
  • Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
  • Во время урока запрещается есть
  • Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
  • На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе

5. Итог урока. Просмотр мультфильма «Этикет».  Слайд 11.

  • Что такое этикет?
  • Какие правила этикета запомнили?
  • Нужны ли сейчас знания этих правил?

6. Рефлексия. Высказывания ребят (по желанию)

Я научился…

Мне стало ясно…

Я понял…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнал…

Хочу сказать спасибо…

7. Домашнее задание. Слайд 12.

1. Найти и выучить стихотворение об этикете.

2. Придумать рассказ, в котором соблюдаются или нарушаются нормы этики.

3. Обсудить с членами семьи «этикет семьи».

 




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этикетка (?) Этикет Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Гимназия- интернат № 34» НМР РТ Конева Валентина Викторовна

Слайд 2

Этикетка

Слайд 3

Этикет

Слайд 4

Виды этикета: Выходной (правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.) Гостевой (нормы поведения в гостях) Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте) Столовый (правила поведения за столом) Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма) Учебный (правила поведения в школах.)

Слайд 6

Этикет в транспорте

Слайд 7

Этикет ученика Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя. Аккуратно посещай школу и не опаздывай на уроки Бережно относись к школьному имуществу и к своим вещам и вещам товарищей. Выполняй требования учителей, работников школы, дежурных. Не допускай дурных поступков и удерживай от них товарищей.

Слайд 9

Телефонный этикет Не следует звонить по телефону часто и в позднее время Если звонишь ты, всегда надо представиться, даже в том случае, если твой собеседник — твоя близкая подруга. Два параллельных разговора лучше не вести. Старайся вежливо прервать разговор, если он тебе неинтересен или неприятен. Заканчивает телефонный разговор обычно тот, кто звонил

Слайд 10

Правила поведения в гостях В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно. Не отвлекать внимание гостей только на себя. Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом.

Слайд 12

Домашнее задание 1. Найти и выучить стихотворение об этикете. 2. Придумать рассказ, в котором соблюдаются или нарушаются нормы этики. 3. Обсудить с членами семьи «этикет семьи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Конспект урока по теме "Этикет"

ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...

Конспект урока по теме: "Этикет".

Конспект урока по теме "Этикет" в 1 классе...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...