"Что значит быть моральным?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Планируемые результаты:

Личностные  – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные  – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные  – знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», пословица,  смайлики,  4 цветов для распределения по группам, тексты, басни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_moralnym.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам светской этики с детьми ОВЗ в 4 классе.

Тема: Что значит быть моральным?

Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Планируемые результаты:

Личностные  – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные  – умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные  – знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», пословица,  смайлики,  4 цветов для распределения по группам, тексты, басни.

Ход урока.

I.        Организационный момент. (приветствие)

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Мир - это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с ребятами пригласили вас на наш урок «Светской этики», чтобы вы послушали, какие вопросы мы обсуждаем на уроках, что мы уже узнали, изучив первую половину курса.

       Ребята!  На уроке нам потребуется внимание, активная работа каждого из вас. Вы работаете в группах, не забывайте о правилах работы. Перед вами карточки - смайлики. Покажите смайлика, у которого такое же настроение, как у вас сейчас. С таким настроением мы отправляемся  в трудную дорогу познания истины.

II.        Постановка цели и задачи урока.

. Как вы думаете ребята? О чем мы сегодня будем говорить?

( о  нравственности, о поступках и  поведении людей, о качествах человека)

Прочитали тему урока

Что значит быть моральным?

(Информацию почитает – Горбунов Сергей, 1 абзац) Человечество всегда искало ответ на этот важный и трудный вопрос. Но окончательного ответа на этот вопрос пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим поведением вносит посильный вклад в его поиск.

Учитель. И мы сегодня попробуем поискать ответ на этот в опрос.

 Сегодня на уроке мы: (дети договаривают)

Повторим то, что изучали на прежних уроках.

Вспомним с какими моральными качествами уже познакомились.

Проанализируем пословицу и установим, как поступок может отразиться на судьбе человека.

Выполним  интересные задания, рассмотрим ситуации,  подведем итоги, сделаем вывод по нашей теме.

III.  Актуализация знаний.

1). Блиц-опрос. Что мы узнали? С какими понятиями познакоми-

лись?

(Этика, Мораль,  Добро, Зло, Добродетель, Порок, Свобода,

Моральный выбор, Ответственность,  Моральный долг,

Справедливость, Альтруизм, Эгоизм, Дружба).

2). Карточка на доске

Еще раз ребята обратите внимание на эти важные

понятия, которые помогут  обсудить задания, ответить на вопросы

на уроке.

    Мораль – нравственная форма поведения или нравственность.

   Моральный выбор –  способ поведения, выбор между нравственным и  

   безнравственным поведением.

   Моральный долг –  моральные обязанности каждого человека.

 3). Задание в группах.

 1- 2 группа:

Выберите из Азбуки нравственности, те

качества  человека, которые вы отнесёте к добродетели и

охарактеризуйте их. Приведите примеры из произведений.

3- 4 группа:

Выберите из Азбуки нравственности те

качества, которые вы отнесёте к порокам и охарактеризуйте их.

Приведите примеры из литературных произведений

Вывод:

Ваши примеры из произведений  показали, что  герои есть добродетели

и порочные. И эти качества (добро и зло) существуют  в жизни людей,

проявляются в их поступках, они и созданы людьми, и есть в нашем

современном мире, и в нашей жизни. ( обман, насилие; доброта,

справедливость)  

Люди стараются организовать свою жизнь, чтобы отношения

строились на основе сотрудничества, а не вражды. ( как вы работаете

в группе – дружно).  И прилагают все усилия, чтобы в мире было

меньше зла.

4). Задание парами.

Задание на карточке и выполнение работы: анализ предложенного

поступка, анализ его и прогнозирование влияния этого поступка на

 судьбу человека. Каждая карточка содержит один из предложенных

 поступков.

Поступок        *Тайком наябедничал учителю на своего одноклассника.

*Ударил того, кто слабее и не может ответить.

*Помог подняться упавшему однокласснику, спросил о том, не нужна ли ему помощь.

*Не поделился чем-нибудь с одноклассником, когда тот попросил об этом.

*Навестил заболевшего товарища, помог ему выполнить домашнюю работу.

*Не выучил уроки и обманул учителя или родителей.

Привычка        

Добродетель или порок        

Характер        

Судьба        

5). Работа над пословицей.

 Внимательно прочитайте, проанализируйте в группе и сделайте вывод:

Как поступок может отразиться на судьбе человека.

(МЫ послушаем ваше мнение 1 человек от группы)

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Подведение  итога:  Да, ребята,  судьба  человека  и его окружающих зависит от  характера человека,  его поступков, действий, морального выбора.

III.        Работа с учебником.

Информацию из учебника прочитает Ичидонов Алеша (4 абзац).

5). Физминутка - игра  

     Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя    

     сказочного а вы определяете, добрый он или злой. Если

     добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – молчите.

1.Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ... (кощей)

        3.В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.(кот Леопольд)

2.Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Славный доктор…(Айболит)

Дюймовочка, Золушка, Винни-Пух.

        4.Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.

Хорошими делами прославиться нельзя.

Поэтому я всем и каждому советую

Всё делать точно так,

Как делает старуха по кличке   (Шапокляк)

    6). Закрепление.  Давайте обратимся к учебнику с.34 рисунки.

    Прочитайте задание с.35 (1-2 вопросы) парами.

Какая ситуация морального выбора на них изображена? Кто совершил  добродетельный поступок, а кто порочный? Как вы думаете,  почему дети так поступают? (безнравственно или совершают аморальный поступок) А с вами случались такие ситуации?

7). (Картинки с хорошими поступками).

Как назвать можно эти поступки? Почему? Изучая  курс Светская этика мы выяснили, что именно от человека зависит, какие поступки он будет совершать: добрые или злые, будет он нравственным или нет?   Какой он «нравственный человек»?

Нравственный человек творит добро вокруг себя.

8). (Работа с басней)  

А в каких произведениях высмеиваются пороки людей? (В баснях И.А. Крылова) Предлагаю вам  одну известную басню, вы  внимательно  прочитайте и обсудите в группах.

(Так бывает и у людей, сделают они доброе дело, помогут кому-то, а им отплатят за добро злом.

      9). Работа с притчей. Ребята, мы с вами хорошо поработали,  а теперь послушайте одну притчу, которая называется

«Спешите делать добро» – читает учитель.

Однажды учитель сказал ученикам:

— Мы с вами говорили о том, почему нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро.

Ученики разошлись в разные стороны, а через неделю вернулись.

— Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать, — сказал один.

— Я ухаживал за больным, потому что он нуждался в сострадании и помощи, — объяснил другой.

— Я накормил бедного, чтобы поддержать его силы, — рассказал третий.

— Я защитил ребёнка. Ведь детям требуется защита взрослых, — сказал четвёртый.

— Я старался делать добро всем. Наверное, я был не прав, — признался последний ученик

Ваше мнение, кто из учеников прав ? (в группах и каждый сам решит что сказать)

Кто бы вы поступили на месте учеников? Кто больше из учеников понравился? Почему?

УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете? Можно ли обладать всего одной добродетелью, например терпением, и при этом считать себя моральным человеком?  

Учитель:  Вы поняли, что значит быть моральным человеком? Нельзя называть себя моральным человеком, если ты обладаешь одним или двумя моральными качествами. Нужно стремиться к тому, чтобы этих качеств было как можно больше. Если человек развивает в себе положительные качества, то становится лучше. Если он не старается стать лучше, то плохое в нем вытесняет хорошее.

А вот у меня такой вопрос к вам: что или кто? помогает человеку сформировать моральные качества?

Или как формируются моральные качества?

А сформировать  моральные качества человеку помогают: художественные произведения,  высказывания великих людей, пословицы, поговорки …музыка, спорт  …

(выставка книг:  Мудрые мысли, Афоризмы, пословицы, поговорки, художественные произведения. Напечатать высказывание, поговорку, пословицу….на доску.)

…Человек должен понимать, осознавать, выполнять  существующие моральные обязанности, отстаивать свои убеждения, уважать  права других,…

Рассмотрим ситуацию (обсудим в группах)

Ситуация . Никита не выполнил домашнее задание, так как устал на тренировке. Ваше мнение. Почему?

Учитель.  Мы не должны забывать о моральном долге, или обязанностях (уважать,  помогать, быть справедливым, добрым,  воспитанным, правильно поступать …)

Подведём итог.  Мы должны ответить на вопрос «Что значит быть моральным?» обсудите в группе.

(Дети говорят, Дима Долматов прочитает из учебника информацию, а как на этот вопрос отвечает этика – последний абзац С.35 )

V. Рефлексия.    

На доске образные фигуры людей: белая и чёрная.

На столе у вас лежат стикеры: напишите на них – на одном положительные качества, которые вы бы хотели в себе воспитывать, на другом отрицательные, от которых вам хотелось бы избавиться, приклейте их к соответствующей фигуре.

Вывод: сравним таблицы и увидим, что добродетелей больше чем пороков, значит добро обязательно победит зло.

-Как вы думаете, ответили ли мы на этот трудный вопрос: что значит быть моральным? И да, и нет. Но, я считаю, что за сегодняшний урок вы немного приблизились к ответу.

 (лестница) объяснить высказывание?

Мораль - лестница, строящаяся на протяжении всей жизни.

-Как вы понимаете это высказывание?

Пусть эта лестница для вас будет дорогой добра на всю вашу жизнь.

Ю. Энтин «Дорогою добра» (звучит песня)

- На этой позитивной ноте мы заканчиваем наш урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть толлерантным?».

          знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями;            воспитывать доброжелательность, ум...

Что значит быть настоящим другом.

Помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....

«Что значит быть другом»

«Что значит быть другом»...

Урок № 15 ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". "Что значит быть моральным?"

Презентация к уроку по теме: "Что значит быть моральным?"  для 4 класса....

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"

В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование ...

ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ

Вводное занятие из тематического цикла бесед  «Воспитать гражданина». Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формир...