«Что значит быть другом»
классный час (1 класс) по теме

Борисова Галина Николаевна

 

«Что значит быть другом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_drugom.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

       Белгородская область Белгородский район МОУ «Разуменская СОШ №3»

Внеурочное мероприятие на тему:

 «Что значит быть другом»

Разработала:

Борисова Г. Н.

учитель начальных классов

Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств, рассмотреть понятие «быть другом».

Задачи:  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

     • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды;

  1. содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры;
  2. работать над осознанием и развитием чувства личной ответственности за свои поступки;
  3. обогащать словарный запас учащихся через введение новой лексики;
  4. расширять кругозор учащихся посредством изучения исторических сведений.

Предварительная подготовка: Класс разбивается на творческие группы

Оборудование: 

  1. лепестки для "Цветка дружбы";
  2. дерево дружбы с написанными на них качествами, которыми должен обладать  настоящий друг.
  3. пословицы и поговорки

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

У: Уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии, посвящённом одной важной теме. Угадайте какой? Для этого прослушайте стихотворение:

"Что такое дружба?"-

Спросила я у птицы.

- Это, когда коршун
Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:
"Что такое дружба?"

- Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

"Дружба что такое?"

- Это что-то огромное,
Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,
Вместе играют.

Это, когда мальчишки
Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети! –

  1. Беседа по теме

У: - Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (ответы детей). Ребята, как вы понимаете слово «дружба»? «Дружба – это …». (ответы детей)

   - В толковом словаре говорится, что ДРУЖБА – это близкие отношения,   основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

У: Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом.

У: А каким должен быть друг и «Что значит быть другом» об этом мы  сегодня и поговорим с вами.

У:  Давайте поработаем в группах

  1. Работа в группах

У: С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".

Подберите родственные слова к слов у "дружба".

(Группам даны конверты со словами: друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, дружок, подруга, сосед, родственник, одноклассник, приятель, знакомый, товарищ.

Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)

У: Итак, вы назвали семейку родственных  слов. Вот какая большая семейка получилась! У: А мне известно ещё одно родственное слово - дружина.  Послушайте исторические сведения:

«Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стоял, в обиду Русь - матушку не давали.»

У: Вы согласны со мной, если я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина? (ответы детей)

 У: Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик, ребята, а вы слышали такую сказку? (сказка В. Катаева.)

 У: А кто знает, на какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика).

У: Можно сказать про Женю, что она поступила как настоящий друг? (ответы детей).

У:  Я тоже загадала желание для моего лепестка.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.

- Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!

У: Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни.

У: А какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы детей).

  1. Работа в группах

У: А сейчас я вам предлагаю построить  «Дерево дружбы». Вы приклеите к дереву листочки с фразами о том, какими качествами должен обладать настоящий друг. (Ребята в командах ищут листочки с  качествами). После того как найдут, прикрепляют на дерево.

(Даны конверты со словами: справедливость, честность, недопонимание друг друга, грубость, доверие; - доброта, отзывчивость, зависть, упрямство; - умение сотрудничать, вежливость, драчливость, хвастовство; порядочность, эгоизм, нежелание уступить друг другу.)

У: Что вы выбрали?  Какие качества вы не выбрали? (ответы детей).

У: А нужно ли и вам обладать такими качествами как и ваш друг?

Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль  говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными. Как вы понимает это слово? (Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно.)  Добавим слово "бескорыстие"? Этой чертой характера обладает настоящий друг. Друг всегда бескорыстен, дружит "просто так", не для выгоды.

У: К сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Это можно назвать дружбой?

У: Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое настоящая дружба?

Вывод: Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.

У: А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам.

  1. Работа в группах

У: У вас на столе лежат конверты, возьмите их. Что вы видите? (ответы детей). Беда случилась, кто-то забрался и перепутал все пословицы и поговорки,  давайте все исправим! Соедините правильно пословицы и поговорки о дружбе

- Нет друга - ищи, а нашёл::.(береги).

- Новых друзей наживай, а старых:..(не теряй).

- Человек без друзей, что дерево ::(без корней).

- Дружба крепка не лестью, а ::..(правдой и честью).

- Друзья познаются в::.(беде).

- Старый друг лучше новых::.( двух).

- Крепкую дружбу и топором::..( не разрубишь).

- Не имей сто рублей, а имей сто::..( друзей).

- Нет друга - ищи, а нашёл -::..( береги).

  1.  Игра «Ссора».

У: Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.

 Но иногда мы ссоримся с друзьями: не поняли друг друга, не уступили в споре, обидели по пустякам. Как тогда становится у вас на душе? Вы переживаете размолвку с другом? Из-за ссор, недопонимания дружба может разрушиться. Друга легко потерять. Что же тогда делать? ( Найти в себе силы и мудрость простить другу его ошибки, признать свои и помириться.)

Когда я была такая, как вы, мы мирились "мизинчиками". А вы так умеете? Давайте встанем, возьмем себе пару. ("Мирись, мирись и больше не дерись:.")

Ребята, а как вы умеете мириться? (ответы детей).

  1.  Составление правил дружбы.

У: - Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них появляется у вас? Как нужно разговаривать с друзьями?

Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.

Ребята! Так что значит быть другом? Какие советы мы дадим тому, кто хочет стать другом кому- нибудь? (ответы детей).

У: Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.

Я тоже сделала для вас памятки, чтобы вы не забыли, что значит быть другом. И подарю их вам сейчас.

Правило 1. Общайся доброжелательно.

Правило 2.  Поддержи друга.

Правило 3. Помоги ему во всём.

Правило 4. Радуйся успехам друга.

Правило 5. Будь внимателен к другу.

Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.

Правило 7. Берегите дружбу!

  1. Итог общения.

У: Мы интересно с вами   сегодня пообщались. Меня порадовали ваши искренние слова о друзьях. Наше занятие мне хочется закончить стихотворением:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Спасибо за работу. Вы настоящие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть толлерантным?».

          знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями;            воспитывать доброжелательность, ум...

Что значит быть настоящим другом.

Помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....

Классный час на тему "Что значит быть настоящим другом?". 4-й класс

Данный материал поможет разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...

Классный час"Что значит быть другом"

беседуем о настоящей дружбе...

Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"

ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...