«Что значит быть другом»
классный час (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Белгородская область Белгородский район МОУ «Разуменская СОШ №3»
Внеурочное мероприятие на тему:
«Что значит быть другом»
Разработала:
Борисова Г. Н.
учитель начальных классов
Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств, рассмотреть понятие «быть другом».
Задачи: • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения); способствовать формированию дружеских отношений в коллективе как основы комфортной образовательной среды;
- содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу, познавательные игры;
- работать над осознанием и развитием чувства личной ответственности за свои поступки;
- обогащать словарный запас учащихся через введение новой лексики;
- расширять кругозор учащихся посредством изучения исторических сведений.
Предварительная подготовка: Класс разбивается на творческие группы
Оборудование:
- лепестки для "Цветка дружбы";
- дерево дружбы с написанными на них качествами, которыми должен обладать настоящий друг.
- пословицы и поговорки
Ход мероприятия
- Организационный момент
У: Уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии, посвящённом одной важной теме. Угадайте какой? Для этого прослушайте стихотворение:
"Что такое дружба?"- Спросила я у птицы. - Это, когда коршун Спросила я у зверя: - Это, когда зайцу А после спросила я у девочки: | "Дружба что такое?" - Это что-то огромное, Это, когда ребята все сразу, Это, когда мальчишки Дружить должны все на свете: |
- Беседа по теме
У: - Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (ответы детей). Ребята, как вы понимаете слово «дружба»? «Дружба – это …». (ответы детей)
- В толковом словаре говорится, что ДРУЖБА – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
У: Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте. Поэтому надо сейчас работать над тем, чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом.
У: А каким должен быть друг и «Что значит быть другом» об этом мы сегодня и поговорим с вами.
У: Давайте поработаем в группах
- Работа в группах
У: С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".
Подберите родственные слова к слов у "дружба".
(Группам даны конверты со словами: друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, дружок, подруга, сосед, родственник, одноклассник, приятель, знакомый, товарищ.
Дети выбирают однокоренные слова, написанные на лепестках. Лепестки относят к доске и прикрепляют их к ЦВЕТКУ ДРУЖБЫ.)
У: Итак, вы назвали семейку родственных слов. Вот какая большая семейка получилась! У: А мне известно ещё одно родственное слово - дружина. Послушайте исторические сведения:
«Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стоял, в обиду Русь - матушку не давали.»
У: Вы согласны со мной, если я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина? (ответы детей)
У: Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик, ребята, а вы слышали такую сказку? (сказка В. Катаева.)
У: А кто знает, на какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика).
У: Можно сказать про Женю, что она поступила как настоящий друг? (ответы детей).
У: Я тоже загадала желание для моего лепестка.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
- Вели, чтобы у каждого из нас был настоящий друг!
У: Иметь настоящего друга - это великое счастье в жизни.
У: А какими качествами должен обладать настоящий друг? (ответы детей).
- Работа в группах
У: А сейчас я вам предлагаю построить «Дерево дружбы». Вы приклеите к дереву листочки с фразами о том, какими качествами должен обладать настоящий друг. (Ребята в командах ищут листочки с качествами). После того как найдут, прикрепляют на дерево.
(Даны конверты со словами: справедливость, честность, недопонимание друг друга, грубость, доверие; - доброта, отзывчивость, зависть, упрямство; - умение сотрудничать, вежливость, драчливость, хвастовство; порядочность, эгоизм, нежелание уступить друг другу.)
У: Что вы выбрали? Какие качества вы не выбрали? (ответы детей).
У: А нужно ли и вам обладать такими качествами как и ваш друг?
Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными. Как вы понимает это слово? (Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно.) Добавим слово "бескорыстие"? Этой чертой характера обладает настоящий друг. Друг всегда бескорыстен, дружит "просто так", не для выгоды.
У: К сожалению, отдельные ребята склонны к дружбе с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги. Эти ребята живут по правилу "ты- мне, я- тебе". Это можно назвать дружбой?
У: Ребята, давайте сделаем вывод, что же такое настоящая дружба?
Вывод: Дружить надо не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды.
У: А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости - пословицам.
- Работа в группах
У: У вас на столе лежат конверты, возьмите их. Что вы видите? (ответы детей). Беда случилась, кто-то забрался и перепутал все пословицы и поговорки, давайте все исправим! Соедините правильно пословицы и поговорки о дружбе
- Нет друга - ищи, а нашёл::.(береги).
- Новых друзей наживай, а старых:..(не теряй).
- Человек без друзей, что дерево ::(без корней).
- Дружба крепка не лестью, а ::..(правдой и честью).
- Друзья познаются в::.(беде).
- Старый друг лучше новых::.( двух).
- Крепкую дружбу и топором::..( не разрубишь).
- Не имей сто рублей, а имей сто::..( друзей).
- Нет друга - ищи, а нашёл -::..( береги).
- Игра «Ссора».
У: Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.
Но иногда мы ссоримся с друзьями: не поняли друг друга, не уступили в споре, обидели по пустякам. Как тогда становится у вас на душе? Вы переживаете размолвку с другом? Из-за ссор, недопонимания дружба может разрушиться. Друга легко потерять. Что же тогда делать? ( Найти в себе силы и мудрость простить другу его ошибки, признать свои и помириться.)
Когда я была такая, как вы, мы мирились "мизинчиками". А вы так умеете? Давайте встанем, возьмем себе пару. ("Мирись, мирись и больше не дерись:.")
Ребята, а как вы умеете мириться? (ответы детей).
- Составление правил дружбы.
У: - Вы замечали, что чем лучше и добрее вы относитесь к своим сверстникам, тем больше друзей среди них появляется у вас? Как нужно разговаривать с друзьями?
Хорошее другу сказать так приятно,
Услышать такое же хотим мы в ответ.
Ребята! Так что значит быть другом? Какие советы мы дадим тому, кто хочет стать другом кому- нибудь? (ответы детей).
У: Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.
Я тоже сделала для вас памятки, чтобы вы не забыли, что значит быть другом. И подарю их вам сейчас.
Правило 1. Общайся доброжелательно.
Правило 2. Поддержи друга.
Правило 3. Помоги ему во всём.
Правило 4. Радуйся успехам друга.
Правило 5. Будь внимателен к другу.
Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.
Правило 7. Берегите дружбу!
- Итог общения.
У: Мы интересно с вами сегодня пообщались. Меня порадовали ваши искренние слова о друзьях. Наше занятие мне хочется закончить стихотворением:
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Спасибо за работу. Вы настоящие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что значит быть толлерантным?».
знакомство учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, ум...
Что значит быть настоящим другом.
Помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....
Классный час на тему "Что значит быть настоящим другом?". 4-й класс
Данный материал поможет разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...
Классный час"Что значит быть другом"
беседуем о настоящей дружбе...
Выступление в детском саду "Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться"
Выступление в детском саду о подготовке к школе...
Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"
ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...