Методическая разработка по ОРКЭС
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рачек Олеся Валерьевна

Разработка урока по ОРКЭС "Православная молитва"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pravoslavnaya_molitva.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216401, г Десногорск, 2 микрорайон                      тел. 8(48153) 7-09-52

Название конкурсной работы

                          Методическая разработка « Православная молитва»

                               (возраст детей  9-10 лет, срок реализации 1 урок)

Рачек Олеся Валерьевна        

учитель первой категории

                                   

Смоленская область, г. Десногорск

2017 год

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ  МОЛИТВА»

Вид урока: урок – изучение нового.

ЦЕЛЬ: Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

ЗАДАЧИ:

Предметные:

  1. Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
  2. Познакомить с видами молитвы.
  3. Познакомить  с молитвой «Отче наш».
  4. Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.

Метапредметные:

  1. Формирование  умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Личностные:

  1. Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
  2. Воспитание желания быть духовно красивым человеком.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2014.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, Священное Предание.

                                                          Ход занятия.

I.Организация деятельности учащихся.

Психологический настрой учащихся на работу.

Учитель: Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

   Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. (Слайд 2)

II. Проверка домашнего задания.

-Вам нужно было заполнить в рабочей тетради таблицу « Дорога добра» Какая она у вас получилась?

( выслушиваем 4-5 человек с комментированием).

-В «Лэпбук» по ОПК заполнить кармашек « Человек и вера в Бога»

(Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. В данном случае книжка по ОПК)

III. Сообщение темы и цели урока.

Просмотр мультфильма « Отче наш»

Учитель: -Опишите состояние девочки.

- Что с ней происходит?

-Как бы вы поступили в такой ситуации?

-Какое решение нашла девочка?

( Девочка обратилась к молитве)

- Помогла молитва? Как?

- Исходя из нашего разговора, определите тему урока.

( Мы будем говорить о молитве)

(Слайд 3)

Эпиграфом нашего урока будут слова русской пословицы.

« Свет в Храме – от свечи,

а в душе – от молитвы»

                               Русская пословица.

(Слайд 4)

IV.Открытие новых знаний.

  1. Определение  понятия « молитва»

Молитва - обращение верующего к Богу.

(Слайд 5)

- А что значит православная молитва?        

Работа по учебнику страница 12. Прочитайте абзац 1.

- “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

- Что вы представляете себе, когда слышите слово молитва?

Работа в рабочей тетради. Урок 4. Задание 1.

- Давайте прочитаем стихотворение М Ю Лермонтова « Молитва» страница  14.

( Слайд 6)

- О чем пишет М Ю Лермонтов?

- Что значит в трудную минуту?

( Беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезни и т д )

- Какую молитву читал Лермонтов ?( Отче наш)

- Почему вы так думаете?

- Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 - 13) и Луки (глава 11, стихи 2 - 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

- Может из вас кто знает эту молитву?

Прослушивание аудиозаписи молитва « Отче наш»

( Слайд 7)

  1. Словарная работа.

Работа по учебнику страница  14-15 и рабочая тетрадь.

- Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.

- В этой молитве вам встретятся непонятные слова.

(Слайд 8)

Отче  Наш - Отец;

Иже - Который; Иже еси на небесех - Который находится на небесах, или небесный;

да - пусть;

святится - прославляется:

яко - как;

на небеси - на небе;

насущный - необходимый для существования;

даждь - дай;

днесь - сегодня, на нынешний день;

остави - прости;

долги - грехи;

должником нашим - тем людям, которые против нас согрешили;

искушение - соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго - всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

- О каком хлебе идет речь в молитве?

( Который мы едим каждый день, который необходим для нашего существования)

- А чтобы лучше понять, почему мы просим о нем Бога, давайте вспомним, как хлеб попадает к нам  на стол….

( Вспахивают землю, сеют зерно, ухаживают за посевом, убирают урожай, делают муку)

- Но не только о хлебе, пище для тела мы просим. Насущный хлеб нужен и нашей душе.

-Что питает нашу душу?

( молитва, исповедь, добрые дела)

V. Игра-физкультминутка. (Слайд 9)

Давайте представим, что мы стали колосками в поле. Подул ветер, и колоски повернулись на тоненьких стебельках в одну сторону, потом в другую. Но ветер стих, тучки разбежались, выглянуло солнышко, и колоски встали ровно. И только лёгкий ветерок колышет колосья. Какое замечательное поле у нас получилось. Садитесь.

VI.Составление таблицы.

(Слайд 10)

- У православных людей есть 3 вида молитвы.

Прочитайте по учебнику на странице 12-13, как они называются.

Работа в тетради, задание 3.

VII. Работа в группах.

- Каждый из вас прочитает 1 вид молитвы и постарается о нём рассказать.

1.Молитва – просьба.( Слайд 11)

Инсценирование притчи «Сила молитвы»

Одной семье подарили попугая.

— Такие попугаи могут научиться разговаривать, — сказали хозяевам новым хозяевам.

Птица сначала какое-то время сидела нахохлившись, а потом, немного узнав всех членов семьи, выбрала себе друга.

И этим другом оказалась бабушка. Может потому, что она целыми днями была рядом и, чисто по-стариковски, с удовольствием рассказывала попугаю о своих делах.

Этими разговорами старушка как бы советовалась с попугаем, она задавала ему вопросы, хотя даже не надеялась получить на них ответы. Просто ей важно было, что ее слушают. А попугай слушал внимательно.

И каждый вечер перед тем, как лечь спасть она молилась.

Ее губы тихо шептали молитву, так тихо, что попугай всегда наклонял голову, будто пытаясь запомнить эти слова.

Потом старушка подходила к попугаю, гладила его по хохолку и как заклинание говорила:

— Господи, Боже милостивый, Спаси и сохрани нас.

Эти слова были последним аккордом прошедшего дня.

И вот однажды так случилось, что после того, как старушка почистила клетку, она забыла запереть дверцу.

Попугай, взявшись клювом за дверцу, покачал ее, но старушка, занятая делами, не обратила на это внимания.

И попугай решил вылететь. Ведь и окно открыто, а оттуда столько птичьих голосов доносится.  И осторожно вышел из клетки и вылетел в окно.

Небо манило, и он, недолго думая, метнулся ввысь.

Старушка, услышав непонятный шум за спиной, оглянулась и всплеснула руками:

— Вот непоседа. Что же делать?

А попугай в первые секунды бездумно наслаждался свободой. Но тут, откуда не возьмись, появился коршун и стремительно ринулся к попугаю. Попугай не успел ничего понять, как коршун подхватил его и стал уносить  в горы.

С перепугу попугай хрипло прокричал то, что больше всего запомнил:

— Господи, Боже милостивый, Спаси и сохрани нас.

От неожиданности коршун выпустил попугая, и тот, не долго думая, ринулся к заветному окну, подальше от опасности.

Он сел на подоконник и уже громко и четко проговорил:

— Господи, Боже милостивый, Спаси и сохрани нас.

Старушка, наблюдавшая эту картину, перекрестилась.

 - Посмотрите инсценирование притчи «Сила молитвы»

и подумайте: «Какова основная мысль притчи?»

2. Молитва – благодарение. ( Слайд 12)

- Когда мы радуемся солнышку и облакам,

деревьям и цветам, птичкам и рыбкам, жучкам и бабочкам

и за всё это благодарим Бога – это называется молитва.

3. Молитва – славословие. Чтение притчи « Слава тебе, Боже!» ( Слайд 13)

На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (— это домик монаха?) стояла одиноко.

Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.

И вдруг увидел большой гриб.

— Слава Тебе, Боже! — подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.

Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.

Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова сказал он. — Значит, мне хватит и половинки!

Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?

Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.

Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.

Утром он вышел из каливы, и — о, чудо! — повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!

- Какое чудо увидел монах?

- За что он благодарил Бога?

VIII. Подведение итога урока.

- На прошлом уроке  мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога. Давайте создадим образ молитвы в группах.

(дети рисуют)

- Что даёт молитва человеку?

(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь)

- Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.

- А какая молитва считается неправильной?

(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)

IX. Составление синквейна. ( Слайд 14)

- Составим синквейн к слову МОЛИТВА

X. Домашнее задание.

1) Спросите у родителей, что, по их мнению, вы должны знать, как «Отче наш».

2) Подберите пословицы и поговорки о хлебе и заполните ими кармашек Лэпбука

Литература:

  1. Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014г.
  2. Интернет – ресурсы.
  3. Мультфильм и аудиозапись из архива домашний библиотеки священника о Сергия ( Рачека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"

Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний....

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...