Этикет
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Назарова Ирина Владимировна

Этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этикет48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Этикет.

Цели: познакомить детей с понятием  «этикет», воспитывать эстетическую культуру, умение подбирать одежду соответственно случаю.

                       Ход урока:

  1. Орг.момент.

Каждое утро, встретившись друг с другом, мы говорим: «Здравствуйте!», «Привет!» Что же обозначает простое слово: «Здравствуйте»? Я желаю тебе здоровья, мира, веселья, счастья. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Научитесь здороваться с человеком так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»!

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Работа над новым материалом.
  1. Отгадывание темы урока.

Разгадайте ребус, и вы узнаете тему урока. СЛАЙДЫ 1,2

2) Беседа.

Что же такое этикет? А этикетка?

Проверьте по учебнику.

Запишем в тетрадь. Этикет- правила хорошего поведения. СЛАЙД 3

Казалось бы, что между словами ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА  много общего.

Где видели этикетку?

 ЭТИКЕТКУ все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете.

ЭТИКЕТКА – словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многих зависит отношение к его «хозяину» - самой вещи.

А Этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ.

Именно эти наши свойства и особенности прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка – это в конце концов что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить хорошую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда,  рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему.

Но воспитанность, хорошие манеры, не просто этикетка. Они прочно связанны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающих других  человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперёд. Однако вы знаете, ребята, что невозможно бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприветливое.

А знаете ли вы, откуда пошло слово этикет?

На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От французских карточек-этикеток произошло название этикет – воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.

В XVIII веке при Петре I в России издали книгу «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В ней излагались правила, как сидеть за столом, на каком расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот некоторые любопытные рекомендации:

– Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза вниз, по улице ходить или на людей косо поглядывать.

– Над яствами не чавкай и головы не чеши,

не проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи.

Часто чихать и кашлять не пригоже.

в платок громко не сморкаться и не чихать,

перстом носа не чистить,

 не дуй в суп, чтобы везде брызгало

 Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

Таких правил было очень много, и каждый должен был их соблюдать.

3)Составление кластера.

Каким может быть этикет?                   СЛАЙД 4

                                                   Этикет

придворный  дипломатический     воинский  общегражданский

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

-придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения ,установленные при дворах монархов;

-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

-воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими.

4) Знакомство с школьной формой разных стран.

Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика.

Сейчас в нашей стране нет единой школьной формы, но во времена моего детства все школьники носили форму. Многие школы вводят современную школьную форму. ведущий. Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девочек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для мальчиков – костюм. Требования к прическе: девочки не ходят с распущенными волосами, мальчики носят короткую стрижку.  

 Посмотрите на слайды , как выглядят школьники в разных странах. СЛАЙДЫ 5,6,7,8,9,10,11

От чего зависит с точки зрения этикета выбор одежды? (от ситуации)

4.Физминутка.

5. Продолжение работы.

Огромное значение в этикете придаётся речи. Человек должен уметь контролировать её  громкость, темп, содержание.

А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

6. Работа в группах.

Как вы думаете, слово “вежливый” относится к этикету?

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

7. Итог урока.

Что такое этикет?

Откуда появилось это слово?

8. Контроль.      СЛАЙД 12

9. Домашнее задание.       СЛАЙД 13

С.57, вопросы

10.Рефлексия. СЛАЙД 14

Я знал…………

Я узнал………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

Внеклассное мероприятие по теме "Школа этикета"

Итоговое занятие в 3 классе по теме "Школа этикета"...

Открытое занятие по этикету "Устный журнал « Этикет и мы»."

Цель: освоение  обучающимися норм нравственного отношения к людям и к самим себе.Задачи  занятия:1.      Познакомить  детей  с  правилами  этикет...

Методическая разработка Цикл тематических занятий в группе продленного дня по этикету и правилам поведения «Польза вредных советов» (на основе книг Григория Остера «Правилонарушание», «Нарушение правил этикета»)

Научить правилам поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в гостях и дома. Показать детям, как важно быть вежливым, уступчивым, уважать старших, не обижать маленьких.Разработанный цикл...

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Презентация по орксэ " Этикет. Красота этикета"

Презентация к уроку орксэ " Этикет.Красота этикета." 4 класс...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...