план-конспект урока
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Охохонина Надежда Викторовна

План-конспект урока по ОРКСЭ с приложением и самоанализом открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

План-конспект открытого урока

по дисциплине «Основы светской этики»

в 4 классе МБОУ Таятской ООШ

на тему «Слово, обращённое к себе»

Разработал: Охохонина Надежда Викторовна

                                                                                                                             

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Основы религиозных культур и светской этики:

теория и методика обучения в образовательной организации»

 Проверил: Куканова Мария Сергеевна

               

Таяты – 2018

Тема урока: «Слово, обращённое к себе»

1. Дата проведения – 22.05.2018 г.

2. Тип урока – урок обобщения знаний

3. Технология урока – сотрудничество и личностно-ориентированное обучение

4. Цель урока –  Обобщить знания учащихся по предмету; на основе примеров и жизненного опыта детей, помочь учащимся осознать важность морально-этических ценностей в обществе.

5. Задачи 

  • развивать этические чувства как регулятор морального поведения;
  • формировать умение высказывать суждения;
  • учить осуществлять поиск и обработку информации;
  • формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
  • обобщить и расширить знания о морально-этических ценностях.
  • понять, нужны ли знания в жизни и зачем.

6.  Предметные результаты: усвоение и обобщение этических понятий.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов поведения, знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии, умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

7. Основные термины, понятия –  вежливость, дружба, совесть, бескорыстие, правда, ложь, красота души., нравственное поведение, мораль.

8. Оборудование: карточки с притчами, рисунки дерева мудрости, видеосюжет, карточки с заданиями; проектор, интерактивная доска, компьютер.

9. План урока: 

а) организационный момент:

- доброжелательный настрой на урок;

- объявляется тема урока, его цель и основные задачи дети выстраивают самостоятельно;

- проверка  домашнего задания (инсценировка сказки «Вежливый кролик»

б) основная часть:

 - обсуждение сказки и слов Сервантеса, в частности: 1) чему она учит, 2) как понимаете высказывание писателя.

- организация групповой работы учеников (работа с текстами по теме занятия, подготовить ответы на вопросы и задания);

 - формулировки заданий ученикам на каждом этапе урока, в частности, работа после прочтения текста (ответы на вопросы учителя; использование фрагмента  видеосюжета для работы группы)

- самостоятельная работа учащихся в группах;

- выступление групп по изученному материалу;

- предполагаемые результаты выполнения этих заданий;

- материалы к занятию:  карточки с притчами, видеосюжет, карточки с заданиями;

- контроль и оценка результатов труда на уроке каждого учащего.

в) заключительная часть урока (подведение итогов):

-  инсценировка сказки «Волк и белка» (учащиеся формулируют вывод по теме урока);

- рассматривание дерева – мудрости с плодами (у каждого своё).

10. Список использованной литературы

- Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

 - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

-  Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru/user/

3. http://www.pritchi.ru/id-7

Сказки «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Вежливый кролик» мексиканская народная сказка

 

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока (место и роль урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими и последующими уроками; межпредметные связи)

 завершающий урок в разделе «Судьба и родина – едины», задания для учащихся подобраны с учётом предыдущих уроков, притчи, стихи, высказывания писателей; чтение – ИЗО – окружающий мир

 

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса (обучающая, воспитывающая, развивающая)

- расширить и углубить нравственные представления детей;

- помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла;

- создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

3. На уроке использовалась подвижная физминутка и гимнастика для глаз после просмотра видеосюжета.

4. Подведение итога было сделано в виде инсценировки сказки «Белка и волк», после чего учащиеся легко сделали вывод сами.

II. Содержание урока

1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока связаны между собой .

2. Учебный материал урока был подобран, учитывая психологические особенности детей (кто-то хорошо рисует, читает, кто-то играет, вживаясь в роль); а так же их пожелания и возможности.

3. Учащиеся свободно высказывали свою точку зрения в ходе обсуждений, приводили примеры из своего опыта, это указывает, что прослеживается связь теории с практикой.

4. Во время занятия часто возвращались к дереву мудрости, снова и снова проговаривая понятия и определения прошлых уроков, где с этими понятиями встречались уже после пройденной темы.

 5. На уроке учащиеся показали хорошие знания, умение ориентироваться в ситуациях, правильно находя верное решение.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

1. Используемые методы и приёмы работы соответствовали задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

2. Словесный метод чередовался с наглядным, работа с иллюстрациями с самостоятельным поиском информации.

3. На уроке использовались инсценированные сказки, тексты с притчами, карточки с заданиями, фрагмент видеосюжета.

4. Ведение живого диалога: дети отвечали на вопросы заданий, свободно высказывали свою точку зрения, приводили примеры из своего опыта. .

4.  Функциональный анализ урока

1. Считаю, что структура урока полностью соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива.

2. Наиболее удачными были инсценировки сказок учащимися, так все были задействованы и правильно делали выводы.

3.  Успешному формированию результата урока способствовал доброжелательный тон учителя, спокойная атмосфера урока.

5. Оценка конечного результата урока

1. Учащиеся дали оценку своей деятельности на уроке, а также своим товарищам по группе, большинство из них могут правильно дать определение тем качествам, которые вывешивались на дереве мудрости.

2.  Считаю, что поставленных задач на уроке достигли.

3. В ходе занятия учащиеся поняли и осознали, что только добрые дела, доброе слово поможет человеку стать нравственным, помогут ему взрастить в себе дерево мудрости.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ГРУППА  1.

  1. Прочитайте.

Рассказ «До первого дождя»

Предвидение. Объясните выражение «до первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?                              

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.  

2. Ответьте на вопрос.

- Почему обе девочки густо покраснели?

3. Допишите слова на каждую букву.

Д –             доверие

Р -              радость, радушие

У -              уважение

Ж -             желание, жизнерадостность

Б -              бескорыстие

А -             активность

4. Ассоциативный куст

 - Подберем слова, которые помогут нам представить настоящего друга.

 - Какими качествами он должен обладать?

ГРУППА  2.

  1. Прочитайте притчу.

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. 

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я.                           Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой…

2. Ответьте на вопрос. - Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

3. Приведите примеры ситуаций, в которых вы или герои литературных произведений испытывали стыд или было совестно.

4. «Объяснялки».

Как понять выражения:

-меня мучает совесть;

-бессовестный человек;

-совестливый человек;

-моя совесть молчит;

-моя совесть чиста?

 

ГРУППА  3.

  1. Прочитайте притчу.

Притча  «Божья коровка».

Посреди прекрасного, яркого Божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней.

Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу-ка листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

«Спасибо, ты спасла нас!» Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «Божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

2. Ответьте на вопросы.

- Для чего божья коровка очищала листики? Что она получила за это?

- Что нужно делать, чтобы стать счастливым?

  1. Назовите, что бы вы смогли сделать просто так, ничего не прося взамен.

ГРУППА  4.

  1. Прочитайте притчу.

Притча «Что легче?».

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

  1. Составьте синквейн к слову «ложь» и «правда».

ГРУППА  5.

  1. Просмотрите видеофрагмент.
  2. Как вы понимаете высказывание «Душа человека заключается в его делах»?
  3. Что надо делать, чтобы душа была «красивой»?

ГРУППА  6.

  1. Посмотрите на картинке  и назовите, какие правила соблюдены.
  2. Что значит быть моральным?
  3. Приведите примеры или ваши или героев произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....