Разработка урока по ОПК урок № 14 "Храм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Вероника Анатольевна Ткачева

Цели урока:

  • Углубление представлений, обучающихся о христианстве.
  • Формирование уважительного отношения к христианским реалиям (свечи, икона, алтарь, иконостас, кадило)
  • Ознакомление с правилами поведения в храме.

    Задачи урока:

  • Дать представление об устройстве православного храма.
  •  Познакомить с основными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_uroka.docx846.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ по основам религиозной культуры и светской этики

Модуль: «Основы православной культуры»

                                                                                           

1.  ФИО (полностью)  Ткачева Вероника Анатольевна

2.  Место работы        ГБОУ школа № 2001  

3.  Должность                   учитель начальных классов

4.  Предмет                   ОРКСЭ

5.  Класс                   4 «Д»

6.  Тема и номер урока в теме: Урок 14, «ХРАМ».

7.  Предметная программа:  УМК «Школа России»

8. Цели урока:

  • Углубление представлений, обучающихся о христианстве.
  • Формирование уважительного отношения к христианским реалиям (свечи, икона, алтарь, иконостас, кадило)
  • Ознакомление с правилами поведения в храме. 

    Задачи урока:

  • Дать представление об устройстве православного храма.
  •  Познакомить с основными понятиями.

9. Тип урока: комбинированный урок .

10. Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Храм», выполненная в программе Power Point , учебник по «Основам православной культуры» - 4 класс  

11. Основный термины и понятия: Храм, Икона, Алтарь, Иконостас, Свеча.

12. Планируемые УУД:

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.

Предметные:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;

осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

13. Структура и ход  урока                        

  1. Организационный этап

Организация деятельности обучающихся

Слайд 1 – тема урока

  1. Актуализация знаний

Слайд 2

Русские поэты всегда с особой трепетностью и уважением относились к православным Храмам, они написали о них много стихотворений, воспевая их величество, стать и неземную красоту. (А.С. Пушкин, А. Ахматова, С.Я. Маршак, С. Есенин и многие другие).

Я предлагаю Вам послушать одно из произведение русского поэта, драматурга

Валерия Яковлевича Брюсова «О русском Храме»…

-Как вы поняли стихотворение В.Я. Брюсова? О чем оно?

- Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

III. Основной этап

Слайд 3

Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.

Протоиерей Федор Бородин: говорил о Храме – «Храм — это место, где душа встречается со Христом. А священник — тот, кто этой встрече служит».

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте.

Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. 

Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Слайд 4

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

В России два ставропигиальных собора: Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиева лавра) и Морской Никольский собор в Кронштадте, а также 28 ставропигальных монастырей.

Слайд 5

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии. (Вот некоторые из них)

Слайд 6

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов. Как мы видим приходские храмы самые разнообразные, но у всех храмов есть что-то общее…

Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор («или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм –область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с Храмом и с его устройством.

Слайд 7

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. 

Например, шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5; 15, 16).

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету купола также можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами. Черный цвет куполов на храме в основном бывает в монастырях. Ведь именно черный цвет означает монашество.

Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.

Слайд 8

Давайте на некоторое время перенесёмся в храм и совершим виртуальную экскурсию, узнаем о внешнем и внутреннем старении храма.

IV Физминутка

Слайд 9

V. Работа по теме. Закрепление

Слайд 10

Устройство древнерусского Храма

Рассмотрите и назовите его основные составляющие.

 Слайд 11

Рассмотрите внутреннее устройство Храма

Па́перть – предхрамие; площадка перед входными дверьми храма, на которую ведут несколько ступеней.

Притво́р – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

Слайд 12

Соле́я (греч. «возвышение») – возвышение перед иконостасом на одну-две ступени от пола, во всю ширину храма.

Слайд 13

Иконостас с Царскими вратами

Ца́рские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы.

В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства. Сквозь них позволяется проходить только священнослужителям.

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье.

Слад 14

Алта́рь – восточная, главная часть храма. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Слайд 15

Давайте поговорим о Правилах этикета в Храме.

VI. Творческая работа по теме

Посмотрите на экран, вам нужно вспомнить все то, что вы сегодня увидели и услышали. У вас на партах есть шаблоны, постараться заполнить устройство Храма

Слайд 16, 17. А) Внешнее устройство, Б) Внутренне устройство

https://myslide.ru/documents_3/00d9d3805d9b7a1fe7be21d7b02348e9/img16.jpghttp://www.pravoslavie.us/RU/images1/Celebration/Temple/400px_Temple_Shema.jpg

https://myslide.ru/documents_3/00d9d3805d9b7a1fe7be21d7b02348e9/img16.jpghttp://images.myshared.ru/5/437263/slide_10.jpg

https://myslide.ru/documents_3/00d9d3805d9b7a1fe7be21d7b02348e9/img16.jpg

http://images.myshared.ru/5/437263/slide_10.jpg

 

Слайд 18

VII. Рефлексия и оценочный этап

Дифференцированная работа

Допишите незаконченное предложение:

Икона – это (в священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории)

Иконостас – это (алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон)

Царские врата – это (врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу)

Панихидный столик нужен для того, чтобы…(используется для возжигания свечей при молитвенном обращении к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам за упокоение душ умерших людей)

Солея – это (возвышение перед иконостасом на одну-две ступени от пола, во всю ширину храма)

Подведение итога урока

Слайд 19

-Что такое храм?

-Какой его наружный вид?

-Как храм разделяется внутри?

-Что такое иконостас?

-Где находятся царские врата?

-Что такое св. престол и что на нем совершается?

-Как нужно держать себя в храме?

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Поделимся, пожалуйста, своими впечатлениями, которые получили на уроке?

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

VIII. Домашнее задание.

Слайд 20

Учебник стр. 70 – 75 прочитать, ответить на вопросы.

Подготовить небольшую презентацию о Храме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

методическая разработка урока (с презентацией) Урок мудрости

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.4 класс...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...