Методическая разработка урока "Культура и религия".
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Дмитриева Елена Николаевна

Культура - материальные и духовные ценности, созданные человеком на протяжении своей истории. К духовным ценностям относится и религия - корень любой культуры.

Скульпторы создают статуи богов и статуй, архитекторы - здания для проведения религиозных ритуалов. Живописцы отражают религиозные сюжеты в своих полотнах. Декоративно-прикладное искусство создаёт ритуальные религиозные предметы.

В священных книгах - источниках нравственности - вся мудрость человечества.

О культуре, религии. о влиянии религии на культуру узнают дети на этом уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная

школа №372  Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

интегрированный урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Культура и религия

                                                                           

                                                                                              Учитель Дмитриева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2017

Технологическая карта урока

Тема урока

Культура и религия.

Тип урока

 Интегрированный урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Главные цели

-  Способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.

-  Формирование мотивации для успешного изучения предмета.

-  Формирование национальной идентичности, умения находиться в культурной традиции.

-  Развитие свободной и образной письменной и устной речи, формирование навыка чтения сложных с точки зрения художественной формы произведений и обогащение на этой основе языкового опыта учащихся и приёмов речи.  

Задачи

Образовательные

-  Введение новых понятий, необходимых для изучения курса.

-  Усвоение основных морально - нравственных понятий.

-   Расширить представление о понятиях культура, духовно - нравственное  ценности, культурные традиции.

-  Формирование навыков независимого библиотечного пользователя.

Развивающие 

-  Создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

-  Развитие познавательного интереса к предмету.

-  Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление, интеллект.

-  Развитие творческого мышления учащихся и способности «находиться в культуре».

-  Формирование навыков осознанного чтения, навыков самостоятельной работы со справочной литературой, умения вести поисковую работу.

Воспитательные

-  Формировать чувство гордости за национальную культуру, способствовать развитию чувства прекрасного.

-  Развивать социальные, коммуникативные компетенции: навыки работы в группе, умение отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию.

-  Умение слушать, обобщать, сравнивать, сопоставлять.

- Формирование гражданской позиции.

Главные вопросы содержания

Культура материальная и духовная. Религия. Ритуал. Религиозные верования – корень культуры. Как связаны культура и религия. Влияние религии на культуру. В духовном мире есть свои дороги, по ним шли наши предки - это культурные традиции, духовные ценности.

Планируемые результаты обучения

    Осознание культурных традиций  как духовных дорог, которыми шли наши предки. Вхождение в культуру через возникновение  интереса и желание идентифицировать себя как носителя этой культуры. Возрождение моральных ценностей и традиций, познаваемых народом из религиозных учений, художественных образов, созданных  искусством.

    Развитие  гражданской позиции,  жизненных приоритетов через приобщение к культурным традициям, изучение духовного богатства своего народа.

    Самостоятельно «извлекать», «добывать» информацию из объектов, работать со справочной литературой.

Методы и формы организации обучения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, практическая работа,  аналитическая беседа.   Формы организации индивидуальная, групповая. Фронтальный опрос. Просмотр презентации.

Опорные знания

Духовно - нравственное  ценности. Культурные традиции.

Новые понятия и представления

Культура, духовная, материальная. Первобытные верования. Древние религии. Традиционные верования. Национальные религии. Мировые религии: христианство,   ислам, буддизм

Религия, ритуал. Артефакт.

Межпредметные связи

МХК, литература, основы православной культуры,  обществознание -  понятие содержания и формы (вещь и символ).

Оборудование

Интерактивный дисплей SMART Board 4084. Компьютер.

Учебно-наглядный комплекс

Мультимедийная  презентация. Предметы материальной и духовной культуры. Репродукции. Рисунки.

Практические работы

Работа в группах с предметами и рисунками.

Контрольные вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что корень любой культуры – религия.  Когда мы говорим о ком-то,  что он культурный человек. Что это означает?

Подведение итогов занятия.

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- домашнее задание: Поговорите со старшими и назовите примеры памятников материальной и духовной культуры в нашем районе, какие религии исповедуют народы, проживающие в нашей стране.

                                                           

     

      ПЛАН УРОКА

Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка подготовленности кабинета к занятию;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- организация внимания.

2. Целеполагание и мотивация

- ознакомление обучающихся с темой занятия;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний

Фронтальный опрос для выявления уровня усвоения изученного материала.

Вопросы:

1.  К какой культурной традиции вы относите себя и свою семью?

2.  Назовите ценности, которые лежат в основе вашей семьи.

3.  Что  такое  нравственность.

Нравственность – это система правил поведения человека, основанных на значимых для него ценностях.

 4. Назовите основные нравственные ценности (любовь, добро, милосердие, уважение человеческой жизни)

Внутренние - духовные и душевные  качества человека, основанные на идеалах любви, добра, милосердия, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.

Нравственный человек вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь окружающих его людей.

5. Зачем нужно следовать нравственным нормам

Человек должен следовать нравственным нормам, чтобы избежать самоуничтожения.

6. Что такое культура?

Этимология: культура culture – возделывать, обрабатывать.

Культура – это образ жизни, традиции и верования, духовное и

материальное богатство народов.

7. Какая бывает культура?

Материальная и духовная.

Перефраз и обобщение.

Отвечают на вопросы

4. Формирование новых знаний на основе работы с мультимедийной презентацией

1. Подготовка обучающихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя.

Люди должны знать свою историю, культуру, религию,  так как эти знания помогают формированию национальной идентичности.  Эти знания позволяют понять особенности культурной традиции своего народа, ведь  любая культура и религия неповторимы.

   

2.  Изучение нового материала.

Главные вопросы содержания:

Презентация.

Культура материальная и духовная.

Работа в группах.

Рассмотрите предметы, изображенные на рисунках, и лежащие на столе и определите:

1 группа -  что относится к материальной культуре;

2 группа - что относится к духовной культуре.

Обсудите между собой, почему вы так решили и выберите того, кто даст ответ.

Материальная культура - совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, используемых человеком. Результат – вещи (артефакты)

Духовная культура - процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д. Результат – символы.

Материальные и духовные ценности.

Итак, определение: Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории.

Вопрос: Что нас объединяет?

Соберем ответы и посмотрим что получилось.

  • язык нации, народности
  • общая историческая судьба
  • семейно-бытовое поведение
  • нормы повседневного поведения
  • материальная и духовная культура
  • культурные традиции
  • духовное общение
  • ВЕРА

Религия

Вы узнаете:

  •  Что такое религия
  •  Какие бывают религии
  •  Что такое ритуал

Религия - вера людей в высшие силы, богов, духов, ангелов и др. и поклонение им. Религия давала людям мировоззрение: веру в бессмертие души и воскресение мёртвых.

Религия  (от лат. связывать, соединять)

  • вера людей в высшие силы, богов, духов, ангелов и др. и поклонение им;
  • поведение в повседневной жизни;
  • участие людей в религиозных ритуалах.

Ритуал – участие людей  в религиозных действиях

Какие бывают религии:

Первобытные верования

Древние религии

Традиционные верования

Национальные религии

Мировые религии: христианство,   ислам, буддизм

Корень любой культуры – религия. Попробуем это доказать.

Презентация: слайды 20-32.

 Перенесёмся в далёкие времена, к шумерам 28-24 вв. до н.э. и аккадцам 24-22 вв. до н.э.

Эта культура положила начало многим современным познаниям,

научным и художественным представлениям.

И нам прообраз европейской культуры следует искать в долине Тигра и Евфрата

Жрецы – служители бога

Достижения шумерской науки и искусства

В Шумере и Аккаде сформировался определенный тип храмового зодчества.

Архитектура

Зиккурат – ступенчатый, 3-4 уступа, храм для таинственного вечно живого бога – покровителя города-государства или его правителя, который общается со жрецами (жилище бога). Зиккурат Этеменанки (телёнок солнечного бога  Уту). Вавилонская башня.

Скульптура

Небольшие человеческие фигуры, до 40 см, из различных пород камня: мрамор и др. Скульптурные портреты, правители, жрецы. Фигурки богов.

Наука

Культ небесных светил. Общение с богами-планетами – наблюдение, изучение законов движения планет и их влияние на жизнь на Земле. Так как с богами общались жрецы, то естественно, что шумерская наука развивалась в их среде.

Жрецы сумели вычислить законы вращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Определить время вращения Луны вокруг Земли (ошиблись всего на 0,4 сек.).Создали карту звёздного неба.

Определили время: именно шумерская шестидесятеричная система счисления времени в минутах и секундах используется человечеством до сих пор.

На ней основывается деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд.

Им было известно 7 небесных тел, в том числе Луна и Земля.

Этим числом они поклонялись вечному порядку мира.

Поэтому неделя состоит из 7 дней.

Священные числа шумеров: 12 – год, 60 – час, 360 – круг делим на 360 градусов.Сутки делились на 12 часов. Память об этом в наших часах, где 12 цифр.

Магия

Знания жрецов связаны с магией, гаданием. Звёзды, созвездия, внутренности животных – ключ к разгадкам будущего. Заклинания, заговоры, волшебные формулы, отсюда их божественность.

Земледелие

Жрецами составлен календарь земледельца, придумана соха – примитивный плуг. Ими изобретены оросительные и  дренажные каналы, водоёмы, мысль о создании рыбных заповедников.

Медицина

Знакома медицина. Умели рвать зубы. Составили медицинский справочник. Символ покровителя медицины бога  Нинчишзида  /Нингишзиды/– змея, обвивающая жезл –  эмблема медицины наших дней.

Письменность

Но главное  они создали уникальную форму письменности – клинопись  

Библиотечный каталог – попытка сохранить и систематизировать глиняные таблички.

Слайды 33-34.

Роль монастырей.

Библия – источник нравственности.

Итак, корень любой культуры – религия. Согласны вы с этим? Обоснуйте свой ответ (первые ученые, грамотные люди, первые книги в монастырях и т.д.):  √ христианство   √ иудаизм   √ ислам   √  буддизм.

Выбирают, обсуждают, дают ответ.

Зарисовать таблицу

Записывают определение

Отвечают на листочках

Записать определение

Читают и рассказывают по слайдам

Отвечают на вопросы

6. Закрепление  полученных знаний

Подведение итогов

  Сегодня вы узнали, какое влияние оказала религия на культуру.

- Искусство скульптуры создаёт статуи богов и святых.

- Искусство архитектуры создаёт специальные здания для проведения

религиозных ритуалов.

- Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах.

- Декоративно-прикладное искусство создаёт ритуальные религиозные предметы.

  Культура – это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. К духовным ценностям относится и религия.

В духовном мире есть свои дороги, по ним шли наши предки - это культурные традиции, духовные ценности. Будущее (как и настоящее) любой страны зависит от качества общества, от его культуры.

Нам надо учиться жить в культуре, стать продолжателями этой культуры, ощущать себя частью этой жизни.

 Вопрос для обобщения: Когда мы говорим о ком-то,  что он культурный человек. Что это означает?

Перефраз и обобщение

Отвечают на вопрос.

7. Подведение итогов занятия

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- домашнее задание: Поговорите со старшими и назовите примеры памятников материальной и духовной культуры в нашем районе, какие религии исповедуют народы, проживающие в нашей стране.

         

Приложение: презентация к уроку «Культура и религия». Слайды 1-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Методическая разработка урока "Культура и религия"

Модуль курса ОРКиСЭ«Основы мировых религиозных культур»...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религии"

Цель: Формирование у обучающихся уважения  к  мировым  религиям,  как  к  ценностям  культуры человечества.Задачи: Узнать, чем связаны культура и религия; сформирова...

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели."

В данной разработке представлен подробный конспект урока и презентация для самостоятельной деятельности учащихся....

Методическая разработка Священные книги религий мира. Часть 1. "Священные книги иудаизма и христианства".

Речь пойдёт о необычных книгах. Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее.Понят...