"Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Коляева Надежда Ивановна

Конспет урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Добро и зло".

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Учитель: Коляева Надежда Ивановна

Класс: 4

Тип урока: получение новых знаний

Цель: формирование у учащихся понятий, что есть добро и зло, нравственных и моральных ориентиров

Задачи:

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
  • объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми;
  • самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Здоровьесберегающие технологии:

  • сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха;
  • создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Предметные результаты:

  • определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,  общечеловеческим);
  • анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло;
  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и проектор, два листа бумаги А3, цветные карандаши

Методические приемы формирования базовых национальных ценностей:   фронтальная, парная, групповая, составление интеллект-карты.

Ход урока

  1. Орг. момент. 
  2. Создание проблемной ситуации.

Учитель:    Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю поговорить на одну из очень важных тем нашей жизни. Посмотрите на доску. У меня записаны слова. Прочитайте их.

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (слова на карточках даны на доске):

любовь, безразличие,  сопереживание,  справедливость, агрессивность, ненависть,  предательство,  зависть,  милосердие,  бескорыстие,  равнодушие,  зло, добро,  эгоизм, хамство, обман, готовность прийти на помощь,  забота 

Учитель: Правильно. На хорошие поступки и плохие. Давайте разделим. Хорошие поступки  можно назвать словом «ДОБРО», а плохие словом «ЗЛО» (учитель вывешивает карточки со словом «добро» и «зло»)

Скажите, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Да, тема нашего урока «ДОБРО» и «ЗЛО». ( Слайд №1)

Наша задача разобраться и понять, что такое «добро» и что такое «зло».

-   Как вы думаете, важна ли эта тема?

- А что такое добро для вас? (ответы детей)

Учитель: Верно.   «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению, то, что предотвращает вражду».

А что для вас зло? (ответы детей) 

 «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

  1. Словарная работа.

В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

(Слайд №2)

Слово «зло» определяется как «нечто дурное, вредное, противоположное добру». (Слайд №3)

  1. Вступительное слово.

Что такое добро и зло? Как зло появилось в мире? Эти вопросы издревле волновали людей, и разные религии по-своему отвечали на них. Например, на Древнем востоке жили народы, которые считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они вместе с этим миром. Древние греки считали, что зло пришло в мир, вырвавшись из ларца, который от любопытства открыла женщина по имени Пандора.

Совсем иначе о происхождении добра и зла говориться в Библии. Согласно библейскому рассказу мир, сотворенный Богом, был прекрасен. Деревья, травы, животные и птицы, морские существа – все они были совершенны. Во главе своего творения, в качестве его венца, Бог поставил человека. Человек должен был управлять миром, беречь его. Однако человек не был послушен Богу и нарушил данную ему заповедь. Вследствие этого непослушания, как верят христиане, связь между Богом и людьми прервалась. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек смертным.

В книге Л.Толстого «Учение Христа» говорится, что соблазны под видом добра заманивают людей в самые вредные дела: «Только поддайся человек соблазну, и он губит, и тело, и душу. И поэтому лучше пострадать телом, чем попасться в соблазн. Лучше погибнуть не только руке, ноге, всему телу, только бы не полюбить зла и не привыкнуть к нему. Горе миру от соблазнов. Через соблазны входит все зло в мир».

5.Чтение и обсуждение

Учитель: А сейчас, я прочитаю текст, и мы с вами обсудим эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена, которой стал основой сюжета из известной сказки «Девочка со спичками».

Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички: «Спички, купите, пожалуйста, спички». 
Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка  вернула монетку.
– Вы очень добры, но я не могу взять последнее.

- Какие чувства у вас вызвала эта история? Почему?

- Почему девочка назвала этого человека добрым?

- Почему девочка отказалась взять монету? (ответы детей)

Учитель: А теперь послушайте притчу о добре и зле.  (Слайд №4)

Притча о добре и зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

 - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

 Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Кто главные герои притчи?

- С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)

- Что представляет собой каждый волк?  (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь).

(Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность).

- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (Каким я буду человеком Добрым или Злым зависит от меня самого)

- Чему нас учит притча?  (Эта притча заставляет задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро).

Учитель: А вот еще одна притча «Как иногда за добро платят злом»

«Как иногда за добро платят злом»

Однажды змея ползла через лес. Вдруг какое-то дерево упало прямо на нее. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она ни старалась, все было бесполезно.

Тем временем дровосек, который жил неподалеку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:

- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!

Человек ей отвечает:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:

- Поверь мне, я не съем тебя!

А человек свое:

- Я тебе не верю. Но змея так долго его упрашивала, что человек пожалел ее и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:

- Добрый человек, я умираю с голоду и поэтому сейчас тебя съем!

- Что? Ты хочешь съесть меня, хотя я освободил тебя?

- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?

- Вот так дела! - сказал человек сердито.

А змея опять:

- Ты думаешь, я не права?

- Конечно, не права!

- Ну хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они скажут.

Человек пошел искать животных и привел оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:

- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?

- Да, - ответила пума.

- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?

- Да, - ответила лошадь.

- Братец олень, платят ли за добро злом?

- Да, - ответил олень.

Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:

- Братец волк, платят ли за добро злом?

И волк отвечает:

- Я не знаю, как все произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.

Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек подкатил поверх нее дерево. И волк сказал:

- А теперь, змея, оставайся там!

Человек поблагодарил волка и говорит:

- Теперь, братец волк, пойдем со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.

- Нет, я не пойду к тебе. Принеси мне цыплят завтра сюда, в лес.

Человек вернулся домой. Он рассказал жене, что с ним приключилось, и как он обещал волку цыплят. Но его жена очень рассердилась:

- Ты хочешь дать цыплят этому ужасному волку!

- Но волк спас мне жизнь!

- А я тебе говорю, что ты не дашь ему ни одного цыпленка! Положи в мешок вместо цыплят собак - тех, что кусают за уши, они знают, что делать с волком. - И так как человек не хотел спорить со своей женой, он сделал, как она сказала. На следующий день он положил собак в мешок и отправился в лес.

Волк уже ждал его.

- Братец волк, я принес тебе цыплят!

- Спасибо! - ответил волк.

Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться, и он убежал в чащу леса, ворча:

- Змея была права: за добро надо платить злом.

Учитель: - Правильно поступили змея и человек? Как должны поступать люди в таких ситуациях?

Учитель:

Учитель: - Скажите, а каких людей больше добрых или злых?  (ответы детей)

- Приходилось ли вам сталкиваться со злом?  (приведите примеры)

- А в обществе, каких людей вам приятнее находиться добрых или злых? (ответы детей)

- Нравиться ли вам, когда нас обижают? А обиды долго помните? Как быть добрее? (ответы детей)

Коммуникативная игра: «Кукла Маша» (Слайд № 5)

Учитель: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кукла Маша». Я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это кукла Маша (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижатьВспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль другому человеку. Поэтому, когда мы будем говорить Маше что-то обидное, мы будем причинять ей боль. (Ученики говорят обидные слова, а учитель складывает куклу гармошкой).

- Посмотрите на Машу, изменилась ли она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали Машу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение?

- (Ребята предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Машу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Нет. Почему?

Учитель: боль остается в душе еще очень долго, и никакие слова не могут ее разгладить. Прежде, чем обидеть, подумайте, понравится ли, прежде всего вам. Как говориться в пословице «Доброе слово лечит, а злое калечит». А какие еще пословицы о добре знаете?

  1. Работа в парах: А сейчас поработаем в парах. Задание «Продолжи пословицу» (Слайд №6)

* Жизнь дана на…………                             * а хвались добром.

*  Не хвались серебром……….                    * добрые дела.

*  Плохо тому,…………………                    * война разрушает.

*  Злой плачет от зависти, а……..                * добрый от радости.

*  Доброму человеку и чужая……               *  до сердца.

*  Мир строит, а ………………….       * кто добра не творит никому.

*  Доброе слово доходит…………               *  болезнь к сердцу.

*   Делаешь добро - ………………               * делай до конца.

Проверка (Слайд №7)

Физ.минутка

  1. Учитель: В русских сказках и сказках других народов мира всегда есть добрые и злые герои. Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло.  Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа. Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так считаете?

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

(Слайд № 8)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

 Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно,  ...(Кощей Бессмертный) (Слайд № 9)

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили (Морозко) (Слайд № 10)

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая? («Цветик – семицветик» В.Катаев). (Слайд № 11)

Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках. (Баба Яга) (Слайд № 12)

Она часто напевала:  

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
          Хорошими делами прославиться нельзя.
          Поэтому я всем и каждому совету

Всё делать точно так,
          Как делает старуха по кличке … (
Шапокляк)» (Слайд № 13)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

А ну подскажите, как звали её? (Красная шапочка) (Слайд № 14)

  1. Рефлексия: Работа в группах. 

Учитель: Сегодня мы разобрали, что такое добро и зло, учились различать, где добро, а где зло. Делали выводы. Я предлагаю вам поработать в группах.  Составить «Интеллект - карты». Одна группа составляет к слову «ДОБРО», вторая группа к слову «ЗЛО» (проверка Слайд №15-16)

  1. Домашнее задание: Написать 5 пословиц о добре.
  2. Итог урока:

У вас на столе лежат смайлики, но эти смайлики без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если поняли тему

? – если у вас есть вопросы

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился, и вы довольны своей работой

- урок не понравился, вы не очень довольны своей работой

А закончить свой урок я бы хотела четверостишием.

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить труднее». Творите Добро, спешите делать Добро!

Список использованной литературы:

  1. Беглов, А.Л. Основы мировых религиозных культур / А.Л. Беглов, Е.В.Саплина
  2. Емельянова, Т.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Методическое пособие для учителей / Т.В. Емельянова [и др.] - М, «Просвещение» 2017.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь / С.И. Ожегов.
  4. Книга Л.Толстого «Учение Христа»
  5. http://www.googleartproject.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...