комбинированный урок "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Арсентьева Галина Владимировна

комбинированный урок "Россия - наша Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРЕЕВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

Комбинированный урок по ОРКСЭ:

модуль «Основы светской этики»

«Россия – наша Родина»

флаг россии.jpg

Выполнила: Арсентьева Г.В.,

учитель начальных классов

МКОУ «Киреевский цо №1»

2018 год

План урока:

Цель урока:

формировать основы духовно – нравственного воспитания учащихся через приобщение к музыкальной культуре и знание государственной символики.

Задачи:

1.Раскрыть значимость символики нашего государства, приобщить к музыке русских композиторов прошлого и настоящего времени.

2.Развивать мышление, музыкальную память и воображение.

3.Воспитывать чувство патриотизма и гордости по отношению к государственной символике и музыке русских композиторов, обращавшихся к теме «Родина».  

4. Обменяться мнениями по пониманию значения слова патриот.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные результаты:

 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

 Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

 Формирование первоначальных представлений об истории и современности России;

 Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности  основанной на духовных традициях народов России.

Технология: проблемный диалог.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, работа в парах, в группах, работа с материалами учебника.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, Отечество, столица, патриот, президент, государственные  символы, культурные традиции.

Ожидаемый результат: приобретение опыта сотрудничества, эмоционально-чувственных переживаний сопричастности к судьбе России.

Оборудование: учебник «Основы светской этики» автор: М.Т. Студеникин, Москва, «Русское слово», 2012г.; ноутбук; мультимедийный проектор; презентация «Россия – наша Родина», карта РФ.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний (мотивация):

(слайд 2)  Звучит отрывок из песни В.Баснера «С чего начинается Родина».

- Ребята, какой вы услышали вопрос?  

- С чего же для вас начинается Родина?

- Вы сумеете более полно ответить на этот вопрос в процессе нашего урока.

Мы живём в замечательной стране, имя которой Российская Федерация. Представьте, что вы в Москве. Москва, Красная площадь (слайд№3). Бьют часы на Спасской башне Кремля – свидетели истории нашей Родины (слайд№4).  Куранты стали символом величия нашей страны. С боем часов на Спасской башне начинается и заканчивается день нашей великой Родины.

  1. Знакомство с новым материалом:

- Что для вас означает слово Родина?

- (слайд 5) Толкование, этимология, родственные слова, синонимы слова Родина.

- (слайд 6) Рассказ учителя о России.

 -(слайд        7)        Российская                Федерация        состоит        из
21  республики, 9 краёв, 47 областей,  9 автономных округов. Как самостоятельные регионы в состав РФ входят города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

                Россия многонациональное государство. (слайд 8) На её территории проживает 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп.

А что же нас всех объединяет?

 

 Работа в парах.

- Отметьте галочкой те качества, которые характерны только для жителей нашей страны.

Гостеприимство

Властность

Замкнутость

Взаимовыручка, взаимопомощь

Терпеливость

Бескорыстие

Гордость

Готовность отдать жизнь за Родину

Способность пожалеть, великодушие

Проверка. (слайд 9)

-  Кто является главой нашего государства? (слайд 10)

- Какие знаете символы государственной власти? (слайд 11)

- (слайд 12) Значение цветов флага.

 Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время вручения наград за спортивные победы, вывешивают во время праздников. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белого, синего и красного цвета.

Впервые трехцветный флаг России (триколор) был использован российским императором Петром Первым в конце XVII века.

Белый цвет – это цвет мира.

Синий – это вера, верность.

Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.  

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

- (слайд 13) Государственный герб.

  Слово “герб” произошло от немецкого слова “erbe” (“эрбе”), что обозначает “наследство, фамильное достоинство”.

Современный герб России появился 25 декабря 2000 года.

Государственный Герб Российской Федерации это четырёхугольный  щит с золотым двуглавым орлом. Орел – символ солнца, огня и бессмертия, а две головы для того, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.   Герб – это эмблема государства. Он изображается на  печатях, паспортах, денежных знаках.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

      - (слайд 14) Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим   по радио Государственный Гимн России.

 - А кто знает, в каких торжественных случаях звучит Гимн России – музыкальный символ нашего государства?

  •  в праздники
  •  на спортивных мероприятиях
  •  в школе на линейке

 

- Как вы думаете, почему и исполнители и слушатели в момент звучания Гимна должны стоять?

  • Гимн – это хвалебная песня
  • Это музыкальный символ государства
  • Это торжественная песня
  • Исполняют стоя в знак уважения к своей Родине
  • И вообще, потому что так принято

К чему призывает эта музыка?  

 Эта музыка призвана объединять весь народ, ведь здесь отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.

- У каждого государства есть столица. Назовите столицу нашей Родины.

(слайд 15) Клип  на песню «Москва» в исполнении О. Газманова.

-  Может ли начинаться Родина с государственной символики? Почему?

(Потому что символика олицетворяет нашу Родину).

- С чего для вас начинается малая родина?

 Со своей семьи, с родителей, со своего двора, с традиций, которые есть в  семье.

- Назовите главный город нашей области. (слайд 16)

Мой Тульский край - земля моя святая,

Воспетая  и в прозе, и в стихах!

Люблю тебя, горжусь тобой,  родная,

Живёшь в сердцах ты, мыслях и делах!

- Чем славится Тульская земля? (слайд 17)

- Вспомните, как поступали русские люди, когда на их землю нападали враги? 

Русские люди вставали на защиту земли русской.

- Каких  известных   героев – защитников Росси вы знаете? (слайд 18)

Первичное закрепление знаний:

1)Работа в парах.

 Продолжите этот ряд: Александр Невский, А.В.Суворов, Маршал Жуков …

- Можно этих людей назвать великими людьми? А патриотами? Как вы понимаете значение слова патриот?

2) (слайд 19) Самостоятельная творческая работа. Задание: составить и записать в тетради предложения со словами Россия, патриот, президент, Родина.

3) Работа в группах. (слайд 20)

Задание:  1 группа:найти продолжение пословицы. Проверка (слайд 21).

2 группа: соберите флаг РФ  в соответствии с цветом.  (Детям   раздаются полоски бумаги 3-х цветов: красный,  синий, белый). Объяснить значение каждого цвета на флаге.

3 группа: Соотнесите элементы герба с их обозначениями и   заполните таблицу. Проверка (слайд 22).

2 головы

победа добра над злом

Корона

соединение востока и запада

Щит Георгия Победоносца

знак древности нашего государства

Скипетр и держава

единство Российской Федерации

Красный цвет щита

символ жизни

4 группа: составить синквейн к слову Родина.

5 группа: составить синквейн к слову патриот.

  1. Оценочная деятельность.

Оцените свою работу в группах. Прикрепите флаг России на Спасскую башню.(слайд 23) Если вы работали дружно и выполнили работу верно, прикрепите флаг вверху. Если вы работали дружно, но допустили ошибки, прикрепите флаг посередине. А если работа выполнена неверно - внизу.

  1. Домашнее задание по выбору: (слайд 24)
  1. Подумайте и напишите: «С чего начинается Родина для вас?»
  2. Подготовить сообщение о знаменитом человеке России.
  3. Нарисовать рисунок на тему «С чего начинается Родина».
  1. Рефлексия.

Клип на песню «Моя Россия» музыка Г.Струве. (слайд 25)

- Как теперь вы ответите на вопрос: « С чего для вас начинается Родина?»

- Что вы узнали на уроке? (слайд 26)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Одна у человека мать,

одна у него и Родина.

Родная сторона-мать,

чужая – мачеха.

Где родился,

там и пригодился.

Кто Родине изменяет,

того народ презирает.

Кто за Родину горой -

тот истинный герой.

Две головы

победа добра над злом.

Корона

соединение востока и запада.

Щит Георгия Победоносца

знак древности нашего государства.

Скипетр и держава

единство РФ.

Красный цвет щита

символ жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отметьте галочкой те качества, которые характерны только для жителей нашей страны.

Гостеприимство

Властность

Замкнутость

Взаимовыручка, взаимопомощь

Терпеливость

Бескорыстие

Гордость

Готовность отдать жизнь за Родину

Способность пожалеть, великодушие

Отметьте галочкой те качества, которые характерны только для жителей нашей страны.

Гостеприимство

Властность

Замкнутость

Взаимовыручка, взаимопомощь

Терпеливость

Бескорыстие

Гордость

Готовность отдать жизнь за Родину

Способность пожалеть, великодушие

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim

rus_anim


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....

Методическая разработка к внеурочному занятию для 1 класса по теме: "Наша Родина. Главный город нашей страны".

Цель – познакомить с достопримечательностями Москвы.Задачи.Воспитательные:·       воспитывать патриотические чувства, интерес к своей стране;·...