Методическая разработка «Заповеди Блаженства» урок №20, 4 класс.
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Рябцева Татьяна Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx38.92 КБ
Файл foto.docx117.27 КБ

Предварительный просмотр:

Окружные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Методическая разработка

 «Заповеди Блаженства» урок № 20, 4 класс.

Автор:

Рябцева Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов, учитель ОПК

 ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка

м.р. Приволжский

 2017 год

Цель: воспитание нравственности, морально-ответственного поведения личности в жизни семьи и общества.

Задачи урока:

Обучающая: - познакомиться с текстом Заповедей блаженств;

- понять, что означает «блаженства»; «заповедь»

-узнать, кого Библия называет миротворцем;

-научиться понимать смысл евангельских выражений  «чистые сердцем»; узнать значение слов «кротость», «милость», «смирение».

Развивающая: осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье.

Воспитывающая: усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре; усвоить разницу в понимании счастья людьми ,как норму человеческих взаимоотношений.

Ключевые слова: заповеди ,блаженство, чистые сердцем, кротость, милость, миротворец.

Тип урока: комбинированный.

Предварительная подготовка к уроку учащихся:

 Повторение Законов Божиих. Изготовление Ангелочков на уроках труда.

Предварительная подготовка к уроку родителей:

Повторение Законов Божиих с детьми.Подготовка реечек для лестницы. Изготовление сердец, на которых напечатаны Заповеди Блаженств- подарок детям в конце урока.

Оборудование урока: учебник, аудиозапись «Законы блаженства», музыкальное оформление,  проектор, учительский ноутбук, интерактивная доска, презентация Power Point , документ камера, среда SMART Notebook, презентация  в SMART Notebook игра «Заповеди Божии». Рейки для собирания лестницы. Ангелочки. Сердечки с заповедями - подарок  учащимся.            

                               План урока:

1.Мотивация  (самоопределение к учебной деятельности)-2 мин.

2.Актулизация. Формирование темы  урока, постановка цели.

(Прогнозирование. Целеполагание) - 5 мин

3.Изучение нового материала (Совместная деятельность по достижению цели.)-15 мин

4. Минутка отдыха.

5.Закрепление  нового материала. (Работа в парах  и работа с текстом учебника)-10 мин

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.-5 мин.

7.Итог урока. Домашнее задание. -2 мин

Ход урока.

1. Мотивация. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.  Мне очень приятно вновь  видеть вас, ваши добрые улыбки. Все настроились на урок  основы православной культуры. Я надеюсь на активную продуктивную  работу на уроке. К уроку все готовы. Молодцы.

2.Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель: Прозвенел звонок  и мы по закону школьной жизни должны  начать урок. Ребята,  а зачем нужны законы?  (Законы нужны для соблюдения порядка в обществе и в отношениях между людьми).

А какие законы вы знаете? Правильно, законы есть разные: правовые, физические, химические, нравственные, эстетические, духовные. Заповеди Божии являются главными законами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превышают их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается дышать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божии, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физическую  гибель.

Ребята, как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  ( о законах Божиих, о заповедях) (слайд 1 )

Учитель: Ребята, мы уже с вами знаем Законы Божии Ветхого Завета.

Давайте их повторим: (слайд 2)

-Почему эти законы называют законами Ветхого Завета? Сколько  Законов Ветхого Завета? Кому и кем были даны Законы? На чем были написаны Законы? Где были переданы скрижали с Законами Моисею?

А, сейчас, давайте проверим, как мы помним заповеди Ветхого Завета.

Работа с нетбуками. Игра: «Заповеди Божии».

О Законах Ветхого Завета мы с вами вспомнили. Как вы, думаете, о чем мы еще будем говорить на уроке?

Правильно о Заповедях блаженств.  (слайд 1 )

В Ветхом Завете мы получили от Бога Отца в качестве закона жизни десять заповедей. В Новом Завете Иисус Христос даровал нам девять блаженств.

  Давайте сформируем цели и задачи урока.  (слайд3)

Цель урока: Воспитание нравственности, морально-ответственного поведения учащихся в семье в школе.

Задачи:1.Познакомить с текстом Заповедей Блаженств.

2.Осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах.

3.Усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре.

3.Изучение нового материала.

Ребята, давайте посмотрим в словаре С.И. Ожегова, что означает слово «заповедь»? Как вы понимаете значение слова «блаженство»? Найдите это слово в словаре.  (Заповедь - учение, поучение, наказ. Блаженство - высшая степень счастья. В переводе со старо - славянского «блаженный»-  счастливый.) (слайд 4) словарь (книга) и использовать документ камеру.

Итак, Заповеди Блаженства - это поучение о том, как надо себя вести, чтобы быть счастливым. Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастья. Ведь счастье не зависит от количества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье – это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет   с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может. Значит, чтобы быть счастливым, нужно потрудиться над собой, выполняя заповеди Божии.

Давайте посмотрим, что о счастье говорит народная мудрость.

Пословицы: (слайд 5,6)

Счастье не птица: само не прилетит. Всякий счастья своего кузнец.

Счастье за деньги не купишь. Счастье не ищут, а делают.

Счастье и труд рядом живут. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Мы, поняли, чтобы стать счастливыми, надо выполнять заповеди Божии.

Что же это за заповеди блаженства?

Учитель: После Своего Крещения Господь вместе со Своими учениками ходил по городам и селениям еврейской земли, всюду помогал людям и учил их. Множество людей приходило ко Христу, о Нем узнали в соседних странах. К Нему приводили всех больных, одержимых разными болезнями и припадками, бесноватых и расслабленных, и Он исцелял их. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него, исходила сила и помогала всем. Однажды Господь, видя вокруг себя множество народа, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить людей. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною. Проповедь эту назвали Нагорной, так как она была на горе.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное

Счастливы нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости. Им Господь обещает Царствие Небесное за то, что они каются в грехах и просят у Бога прощения. (слайд 8 )

2.  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Подумай почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать? «Плачущие» — это не те, кто плачет из-за капризов и всяких пустяков. Те, кто сожалеет о своих грехах (плохих поступках), оплакивает их, старается их исправлять, кто ищет утешения в Господе, молится Ему и вспоминает о Его страданиях. Таким людям Господь простит им грехи, дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость. (слайд 9)

После плача – на душе тихо. После плача приходит кротость. Кротость – дочь плача и внучка смирения.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю. (слайд  10 )

 Кротость – это что за качество? Вы воспринимаете  его как положительное или отрицательное? Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, без ропота на Бога; терпят обиды от людей, не сердясь ни на кого. Эти люди не гневаются, не ссорятся, способны  спокойно и трезво оценить ситуацию. Они  не впадают в гнев и раздражение.  Кротость – это сила, а не слабость, как полагают некоторые.  Кротким людям Бог обещает новую землю в Царстве Небесном.

4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. (слайд 11 )

  «Алчущие и жаждущие правды» — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) — хлеба и жаждущие — воды, они просят у Бога очищения от грехов и чтобы Он помог им жить по правде (праведно), исполняя Заповеди Божий. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы. Причастность к этому делает человека спокойным и уверенным.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. (слайд 12  )

 Случалось ли тебе оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям? У милостивых людей доброе, сострадательное сердце. Именно такие люди достойны особой милости Божией. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят). (слайд 13)

 Что значит «чистые сердцем»? Почему именно «чистые сердцем», близкие к Богу, душой чувствуют Бога? «Чистые сердцем» — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.  

7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся. (слайд  14 )

Кто же такие миротворцы, которые истинно есть Божьи дети?  Посмотрите на состав слова миротворцы. Два корня: «мир» и «твор». Миротворцы – те, что творят мир вокруг себя. Подумай, что для этого нужно. Такие люди особенно близки Богу. Так близки, как Его дети.

8. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. (слайд 15 )

Случалось ли тебе страдать или быть наказанным невинно, несправедливо? Может быть, в жизни была ситуация, когда ты был прав, но твою правду не признали. И, если ты  не  отказался  от  высшей  правды, ты можешь быть гоним, но тем самым  он не перестаёт быть правым.   Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, по Божиему Закону, по справедливости, что переносят за эту правду всякие гонения, лишения, бедствия, но не предают свою веру. Они за это тоже получат Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. (слайд15)

 Господь обещает награду тем, кого будут поносить (издеваться, бранить, притеснять, обвинять) за веру в Него, если вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь. И кто выдержит все эти испытания за веру до конца, тех людей ждет самая большая награда на Небе

Вы, наверное, почувствовали, что заповеди Блаженства – это не безусловные предписания. Это указание пути к счастливой жизни. Но заставить быть счастливым никого нельзя. И каждый выбирает к счастью свою дорогу. Да и понятия о счастье у людей разные. Давайте представим обычного человека. В чем для него заключается - счастье по-вашему? (любовь, здоровье, дружба, слава, богатство, власть, семья, успех, работа, радость). А счастье христианина? Человека, любящего Бога и стремящегося жить по заповедям? Опираясь на заповеди Блаженства и на наши предыдущие уроки, сформулируйте ценности жизни христианина? (смирение, послушание, терпение, милосердие, кротость, чистота сердца,

раскаяние, вера, самоотречение, всепрощение, дружелюбие). Эти слова можно объединить понятием – духовное богатство.

4.Минутка отдыха: Давайте послушаем, как законы Блаженства упоминаются на богослужениях в храме. Закройте глаза и послушайте аудиозапись «Законы блаженства». (Слайд 16 и 17 одновременно)

5.Закрепление нового материала.

Итак, мы с вами познакомились с условиями счастливой жизни. Это заповеди Блаженства, которые нам оставил Сам Иисус Христос. Но каждый человек свободен в своем выборе и идет к счастью своей дорогой. Той или этой. Та трудна, эта во много раз труднее.

Блаженства же указывают  путь – вверх. Они полагают начало восхождению к жизни, к Царствию Божию (Лк.6 20).В православии путь духовного, часто понимался как подъем по лестнице. В небо ведет лестница, состоящая из ступенек – добрых качеств человека. (Слайд 17)

А давайте и мы с вами создадим свою лестницу по заповедям блаженств ведущую вверх, к Богу.

Работа с учебником стр.64-67. Работа в  парах. Распределение ступеней по парам. Задание: Создать свою ступеньку. Прочитать текст по данной Заповеди и выписать добрые качества человека, которые ведут по лестнице вверх.

Какое качество, на вашей ступеньке, на ваш взгляд трудно в себе воспитать. И так шагаем по ступенькам  вверх, анализируя  еще раз заповеди блаженств. Собираем лестницу. Завершают лестницу Ангелочки, сделанные на уроках труда. ( слайд 18)

Ребята, а вы, хотели бы подняться на самый верх этой лестницы? А как, вы, думаете можно ли назвать тех людей которые поднялись на самый верх счастливыми? Что нужно делать, что бы стать счастливыми? Сложно ли исполнять Заповеди Блаженства? Как вы думаете, почему?

6.Рефлексия. (слайд 19)

7.Итог урока. Домашнее задание. (слайд 20)

Вывод к уроку: Бог заботится о нас  даже тогда, когда нам кажется, что мы одиноки, когда мы несчастны или нас никто не понимает. Но Он всегда рядом с нами.  Особенно Господь слышит Вас, дети. Ведь Он вас очень любит! Вот и вы не забывайте этого, старайтесь помнить о заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду — и Христос вас полюбит и благословит.

Д/з: читать стр.64-67, заучить Заповеди Блаженств.

На память о нашем уроке я дарю вам вот такое большое, доброе, чистое сердце, на котором начертаны Заповеди Блаженств.

Литература:

  1. Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
  2. Ганаго Б. А. Навстречу детским сердцам. Белорусская Православная Церковь. Минск, 2008
  3. Грузкова Е.И. Русь моя. Русское эхо, 2008
  4. Ожегов С.И.  толковый словарь русского языка.  Москва, 2007
  5. День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
  6. Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
  7. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010



Предварительный просмотр:

           

   

   

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...

Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс

Тема:  «День народного единства»Цели деятельности учителя:1)     содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...

Методический материал для проведения урока технологии в 4 классе. Тема урока: «Подснежник».

Презентация содержит пошаговую инструкцию по изготовлению работы....