Уроки ОРКСЭ.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лазарева Татьяна Борисовна

Технологические карты уроков : "Справедливость", "Семейные праздники", "Нравственный поступок", "Честь и достоинство".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

Тема урока

Честь и достоинство.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ребёнок должен понять, что честь и достоинство необходимы в те моменты, когда необходимо выбрать, как поступить.

П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Смысловое чтение.

Р. Принимать и сохранять учебную задачу.

К. Формулировать собственное мнение.

Работать в группе.

Воспитание уважения к людям чести.

Формирование представление о чести и достоинстве.

Цель урока

Формировать представление о том, что такое честь и достоинство, позитивное отношение к «человеку чести».

Основные понятия, изучаемые на уроке

Честь, достоинство, моральные качества.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, проектор, электронное приложение к учебнику

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Картина Н.Я.Бута «Солдаты подземного гарнизона».

Фото чемпионов параолимпийских игр.

Песня «Честь имею».

Стихотворение Н.Глазкого «Береги честь смолоду!..»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

6 минут.

Создание эмоционального настроя на урок.

Учитель читает стихотворение.

Ведь так непросто нам порой, решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой  

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой, благополучие иль честь,

Покорность  или бой, отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

  • О каком качестве человека это стихотворение?
  • Сегодня тема нашего урока  «Честь и достоинство»

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

  • Как вы понимаете, что такое честь и достоинство?
  • - Подберите родственные слова к этим понятиям.
  • Давайте прочитаем разные определения слов. (Учебник стр.46, словарь Ожегова)

  • Послушайте песню «Честь имею» Соотнесите слова песни, которую вы сейчас прослушали, с высказыванием одного из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Фёдора Михайловича Достоевского «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
  • -Как вы понимаете эти строчки?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём говорили достойно.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут.

  • У вас  на листочках записано слово -ДОСТОИНСТВО, подберите к каждой букве название качества человека.
  •  Обсуждение картины Н.Я.Бута «Солдаты подземного гарнизона».( работа в группах)
  • Ответьте на вопросы:

1. Кто изображён на картине?

2. Какие чувства испытываете, рассматривая картину?

3. Как чувствуют се бя солдаты? Почему?

  • 4. Почему их поступок можно назвать достойным , а их людьми чести?

5. Как автор показал это в своей картине?

6. Почему мы всегда с достоинством говорим об этих людях?

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:  формулировать собственное мнение.

Работать в группе.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

6 минут.

-Давайте сделаем вывод, дополнив предложения на доске:

…..- это порядочность, мужество, умение постоять за себя.

Человек.......уважает себя и заслуживает уважения других.

Самое мудрое- это сохранить.........даже тогда, когда есть соблазн.

Человек.......не боится доказать свою правду, а если он  не прав, то признает это.

- Прочитайте стихотворение Николая Глазкова. Как вы понимаете строчки?

- Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И её - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:
Остаётся только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь -
Это следует учесть!

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Смысловое чтение

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

8 минут.

В завершение урока притча:

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

        - Не смотри, что иной выше всех по уму,

         А смотри, верен слову ли он своему.

         Если он своих слов не бросает на ветер-

         Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.      (Омар Хайями)      


Дополни:

 Я сегодня понял.....

Мне понравилось.......

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Домашнее задание

Вопросы на странице 47, подготовить рассказ о человеке чести.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать связь семейных праздников и традиций, зависимость душевного состояния семьи и праздников., связь исторических корней и семейных праздников.

П. Выделение информации из разных источников.

Установление аналогий .

Смысловое чтение.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её организации.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Задавать вопросы.

Работать в группе.

Формирование ценностного отношения к семье, к её традициям.

Воспитание уважения к старшему поколению, к истории страны.

Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Цель урока

Познакомиться с историей появления семейных праздников, их ролью в формировании семьи и её традиций.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Семейный праздник, традиция, ритуал, подарок.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, проектор, электронное приложение к учебнику.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Картины: И.Куликов «В крестьянской избе», Н.Жуков «Ёлка», И.Широкова «Масленица», картины художников ко Дню Победы, Н. Кошелев «Дети, катающие пасхальные Яйца».

Мультфильм «День рождения ослика Иа».

Стихотворения: Ю.Мориц «Настоящий секрет», А. Майков «Христос Воскрес», С. Горгуц «Салют Победы», А.Усачёв «Масленица».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

6 минут.

Создание эмоционального настроя.

  • Рассматривание картины  И. Куликова «В крестьянской избе».
  • Что изображено на картине? Почему так решили?
  • Когда вся семья собирается за столом?
  • Вот о праздниках мы сегодня и поговорим.

Праздников много бывает на свете!

Их любят взрослые, любят и дети.

В праздник танцуют, в праздник поют,

В праздник волшебных сюрпризов все ждут!


Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся


Формируемые УУД

15 минут

 Работа в группах.

У вас на столах разложены стихотворения о праздниках. Определите о каких из них идёт речь?

 Выслушиваются ответы детей.

-Что же такое праздник?

-Читаем определение в учебнике.

  • Давайте составим таблицу «Какие бывают праздники» (государственные, общественные, семейные).

 А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

У нового семейного праздника уже есть медаль, которую  вручают  8 июля, и очень нежный символ — ромашка.

Какие семейные праздники у вас самые любимые?

Сообщение учителя о порядках проведения праздников.

А как дарить подарки? (Коллективное обсуждение).

Чтение стр.59.

Познавательные УУД: выделение информации из разных источников.

Установление аналогий .

Смысловое чтение.

Коммуникативные УУД: работать в группе.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут.

Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:

  • Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
  • Праздники помогают поддерживать связь поколений.
  • Праздники помогают узнать традиции своего народа.
  • Праздники учат уважать культуру других людей.
  • Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
  • Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.”

- Выбираем, для чего нужны праздники.

Регулятивные УУД: п ланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её организации.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут.

  • Давайте посмотрим отрывок из мультфильма про ослика ИА.

_Всем ли подаркам он был рад?

  • -Показал ли он это своим видом?
  • Какой подарок был самый нужный?

Давайте почитаем правила принятия  подарка:

- принимают подарок стоя, а не сидя;

- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;

- подарок желательно рассмотреть;

- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.


Познавательные УУД: выделение информации из разных источников.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

6 минут.

  • Давайте составим синквейн на тему «Праздник»
  • ПРАЗДНИК.

Семейный, Веселый.

  • Наступил, готовились, ждали.
  • Я люблю домашние праздники.
  • Красота.

Игра «Меткий стрелок».

  • В какую часть круга вы отправили бы свою стрелу: мне понравилось, я много работал, было скучно и неинтересно, узнал много нового.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: анализ.

Домашнее задание

Сделать репортаж о семейном празднике. Прочитать стр.58-59.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

Тема урока

Справедливость.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимать, что справедливое отношение к тебе требует выполнения определённых моральных правил по отношению к себе и к другим.

П. Извлекать информацию из рассказов, ситуаций и картин.

Р. Определять цель деятельности на уроке.

Принимать и сохранять учебную задачу.

К. Учимся работать в группе.

Задавать вопросы,  необходимые для организации собственной деятельности.

Воспитание чувства справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности.

Цель урока

Формировать у учащихся представление о справедливости; о моральных правилах, которые способствуют воспитанию справедливого отношения к себе и к людям.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Справедливость, соразмерность, моральные правила, обязанности, дворяне, Аристотель.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Интерактивная доска, проектор, ноутбуки для учащихся,

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Афганская притча «Восемь лепёшек».

Отрывки из мультфильмов «Гуси- лебеди».

Песня «Антошка».

Стихотворение А.Барто «Я лишний».

Иллюстрации к сказкам: русские народные сказки «Морозко», «Колосок», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

8 минут.

Диагностика эмоционального состояния учащихся( используем смайлики).

Работа с притчей «Восемь лепёшек».

Почему заспорили путники?

Как рассудил судья их спор?

Какое нравственное понятие подходит, чтобы охарактеризовать судью?

 Сегодня мы будем говорить о справедливости.

Познавательные УУД: извлечение информации из притчи.

Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут.

Организация игры «Копилка идей» (ребята работают в группе).

Запишите на листочке, что такое, по-вашему, справедливость?

Учитель совместно с ребятами выясняет, что такое справедливость.

Давайте прочитаем определение и сравним его с нашим.(стр.28)

(Учитель сообщает детям о разных представлениях о справедливости ). Высказывание Аристотеля.

20 февраля — Всемирный день социальной справедливости (с 2009 года).

Когда вы в своей жизни вспоминаете о справедливости?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Информация учителя о признаках: соразмерности и уравнивании.

(Дети заполняют карточки к уроку).

- Вспомните, притчу о лепёшках и скажите

какими моральными качествами должен обладать человек, чтобы справедливо относится к другим?

- давайте прочитаем эти правила в учебнике.

Коммуникативные УУД: работа в группе.

Познавательные УУД: анализ, обобщение.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут.

-Посмотрите отрывок из сказки «Гуси-лебеди» и скажите, о каком признаке справедливости упоминается в этом произведении?

Прочитайте стихотворение А.Барто «Я лишний».

Обсудите в группе поведение героя.

Ответьте на вопросы:

Что ты чувствуешь, когда читаешь произведение?

Как бы вы поступили в этой ситуации, чтобы сказали герою? Как бы себя повели?

О каком признаке говорится в этом произведении?

Учитель выслушивает каждую группу.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут.

Работа с иллюстрациями к сказкам (работа в группе).

- В каких случаях нарушалась справедливость?

- Каждая группа должна вспомнить и показать пантомиму ещё к произведениям, где нарушаются законы справедливости.

Коммуникативные УУД: работа в группе.

Познавательные УУД: синтез,

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

7 минут.

Обсуждение высказываний.

Евангелие от Луки  : « Какою мерою мерите, такою же отмерится и Вам».

А, Лесаж: «Справедливость — вещь настолько ценная, что ни на какие деньги её не купишь»

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал (а).......

Было интересно......

Меня удивило....

- Я понял...

Познавательные УУД: сообщение собственного мнения.

Домашнее задание 3 минуты.

Прочитать текст учебника и ответьте на вопросы. Нарисовать иллюстрацию , на которой можно увидеть справедливое или несправедливое отношение к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...