Методическая разработка конспекта на тему Подвиг
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Бедаева Елена Ивановна

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу « Основы религиозной культуры и светской этики», но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема подвига занимает большое значение в жизни каждого человека, независимо от его возраста. Что такое подвиг и кто может считаться настоящим героем, каждый понимает по своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_podvig.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 22»

Методическая разработка конспекта

на тему «Подвиг»

Модуль « Основы религиозных культур и светской этики»

                                                                                                                       Выполнила Бедаева Е. И.

                                                                                                                               учитель начальных классов

г. Воскресенск

2019 год

Тема:  Подвиг

Цель: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной.

Задачи: - узнать этимологию слова «подвиг»;

             - понять смысл и взаимосвязь слов « подвиг», « жертва», « подвижник»;

             - уяснить, что подвижничество - составная часть любого служения (семейного,               профессионального, военного, священного);

             - воспитывать уважение к христианской культуре.

Задачи, ориентированные на достижение: 

Личностных результатов: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

Познавательных результатов:      

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: 

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивных результатов: целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия      перед  его  выполнением); умение работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативных результатовпланирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная  работа с источниками информации, исследование.

Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4-5 класс, карточки для рассадки, напечатанные задания на каждого ученика;  карточки для каждой группы, тексты нравственно-этического содержания, словари для групп.                               

№ п/п

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  1. (с указанием конкретных действий)

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Добрый день.

Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, т.е. внутри нас. Я предлагаю вам взяться за руки  и вместе с теплом руки передать друг другу самые лучшие и добрые пожелания на этот день.

- Пожелали? Я думаю, что все ваши пожелания сбудутся, т.к. они шли от души. А я вам желаю хорошей и успешной работы сегодня на уроке.

Дети рассаживаются по группам.

Обмен пожеланиями.  

        

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Формулирование темы урока, постановка цели, планирование учебной деятельности

Создаёт условия для успешного формулирования темы урока учащимися.

Просмотр ролика «Поединок Челубея и Пересвета» (3:45)

- О ком мы посмотрели ролик?

- Что мы   знаем о монахе Пересвете?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

- Откройте содержание учебника, найдите нужный урок. Из раздела «Вы узнаете» давайте определим задачи урока.

Предполагаемые ответы:

-  работа с определениями, терминами, понятиями;

- построение  грамотных устных ответов.

Определяют тему и задачи урока.

Личностные УУД: развитие интереса к теме.

Регулятивные:

формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

3.

 Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- В этом году мы участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Что такое подвиг». К рисунку вы отвечали на вопрос: Что такое подвиг?

Вот некоторые из ваших ответов.

- Я согласна с вами, у каждого свое понимание этого слова. Я предлагаю поработать в группах  и исследовать это понятие с разных сторон.

Предполагаемые ответы учащихся.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные:

- действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия  с нравственными нормами.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

 Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Можем ли мы самостоятельно определить лексическое значение слова «ПОДВИГ» так, чтобы оно было верным?

- Как проверить правильность наших ответов?

- Что нам может помочь справиться с заданием?

 

Физминутка
Раз два три четыре пять                   

 становитесь защищать.

 Раз два раз два                                    
маршируем мы всегда.

Раз два идут солдаты                         

 Все шагают дружно в ряд,

В небе кружат самолеты-                  

 Наш Российский спецотряд.

Высоко за тучей скрылись,               

 Вправо влево наклонились               

И на землю опустились.

Высказывания учащихся

Толковые словари.

Построение в колонну

Ходьба на месте

Ходьба за направляющим

Бег руки в стороны

Бег руки вверх,

Наклоны в стороны

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

Общеучебные:

знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

5.

Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

- Давайте, найдём нужную нам информацию в толковых словарях и выведем определение понятию «ПОДВИГ».

- Итак, подведём итоги нашей исследовательской работы.

  ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-либо чувством;

самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу  (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ и т.п.),  движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя  идеи, религии.

  • Может быть вы еще нашли что-нибудь интересного, нового, того чего мы еще не знали.
  • Кто такой ПОДВИЖНИК?

- Кого мы можем назвать подвижником?

- Несколько столетий назад понятия «Подвиг»  и «Подвижник» ассоциировались с тихой монашеской кельей, с шелестом монастырских дубов за окном, негаснущей лампадой, иконами, перстами, сложенными для крестного знамения. Представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой…

- Прочитайте текст в учебнике, и ответьте на вопрос: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм?

- Подвиги и подвижники бывают разные  и по своей внешности, и по обстоятельствам, где совершается подвиг. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта — самоотверженность. 

- Как вы понимаете слово «Самоотверженность»?

Самоотверженность – это качество человека, которое выражается в готовности пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже без похвалы и признания.

Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, который  заглянул в глаза смерти ради личной выгоды?

Просмотр видеоролика из кинофильма «Офицеры»

- Слово подвиг связано только с военным временем?

- А как называют людей, которые ценою своей жизни спасают других ?

- Какие черты характера присущи герою, кто такой герой?

Герой – мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по храбрости поступки.

Работа в группах 

  • словарь Ожегова,
  • словарь Ушакова,
  • словарь Кузнецова,
  • словарь Даля 

Родственные слова подвижник, подвижение.

Подвижник – славный великими делами на каком-либо поприще; храбрый удачливый воитель; доблестный деятель.

Великий подвижник Христианства Св. Владимир.

НЕТ.

ГЕРОЙ

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

знаково-символическое – моделирование

6.

VI . Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

- В нашем Лицее  проводится исследовательская работа над  проектом  «Герои нашего времени», в котором участвуют учащиеся всех классов. Ребята собирают рассказы о подвигах людей, которые живут рядом с нами. Вот некоторые из них.

Работа после представления проектов:

  1. Расскажите, что такое подвиг и кого можно назвать героем?
  2. Как вы думаете, ради вас кто-нибудь жертвует чем-нибудь?
  3. Объясните, почему работа врача, учителя, мамы можно назвать жертвенной?     

Выступают дети.

Подвиг Сергея Рыбникова,

Екатерина Пименова из Тюмени

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные УУД :

умение  работать

по предложенному

учителем плану.
Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения   героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Самостоятельная работа на листочках

Закончи фразу:

Подвиг – это ______________________.

Жертва – это ______________________.

Христианин может жертвовать _________ ____________________________________.

Подвижник  - это _____________________.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

 оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание;

поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические – моделирование

8.

Рефлексия учебной деятельности.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание

- Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих  мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить!

Итак, подведем итог нашему занятию.

- Скажите, изменилось ли ваше понимание понятия «ПОДВИГ» ? Как?

- Почему оно стало другим?

М. Горький в своей книге говорил:

«… когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

- Я предлагаю Вам в завершении нашего урока составить синквейн к слову ПОДВИГ.

Давайте вспомним алгоритм составления.

Правила написания синквейна

первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Я предлагаю вам принять участие в проекте «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Слушание

Ответы  учащихся

СИНКВЕЙН

Подвиг

Жертвенный, искренний!

Совершай, радуйся, молчи!

Помогай всем нуждающимся.

Ты – герой!

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные:

 действие смыслообразования, ориентирование в нравственном   содержании изложенного материала, осознание  сущности  поведения  героев, соотнесение поступков  героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

 «… когда человек любит подвиги,

                              он всегда умеет их сделать и найдет,

                                                                   где это можно.                                                                                                                                                                                                 В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

        

Литература

  1. Методическое пособие « Основы православной культуры», А.В.Кураев;
  2. Поединок Челубея и Пересвета - Пересвет и Ослябя.mp4  https://cloud.mail.ru/stock/Ps5x6cu52RuZqu35fkrXXMJq
  3. Проект «Герой нашего времени» http://licey22vos.ru/sites/default/files/files/attached_files/pimenova_e.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

методическая разработка праздника. «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»

Раскрытие нравственных истоков подвига защитников Сталинграда. "Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух,  которым дышим, за траву,  по которой ходим, за шум лесов, за дождик,  за...

Методическая разработка. Конспект урока. Тема: " Метание малого мяча с места в вертикальную цель"

Конспект урока по физической культуре для учащихся 2 - х классовТема: «Метание малого мяча с места в вертикальную цель»    Задачи: 1. Сформировать навык выбрасывания (м...

Методическая разработка: конспект урока, тема "Имя прилагательное" (3 класс, УМК "Перспектива")

Цель: актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи, роли в речи.Задачи:1. Предметные:классифицировать имена прилагательные по значению;показать роль имен прилагательных в речи;о...

Методическая разработка уроков по теме "Подвиг" и "Монастырь"

Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога....

Методическая разработка: конспект занятия, тема "Здоровый сон"

Цель: расширить знания детей о сне и его значении для здоровья человека.Задачи:-рассказать о процессах, происходящих с человеческим организмом во время сна;-раскрыть значение подготовки ко сну для здо...

Методическая разработка: конспект занятия, тема "Здоровый сон"

Задачи:-рассказать о процессах, происходящих с человеческим организмом во время сна;-раскрыть значение подготовки ко сну для здоровья человека;-вспомнить, что такое сон, и зачем организму нужно отдыха...