Методическая разработка уроков по теме "Подвиг" и "Монастырь"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Филиппова Елена Сергеевна

Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №327 Невского района Санкт-Петербурга

Учитель ОРКСЭ Филиппова Е.С.

Разработка связанных уроков по теме «Подвиг» и «Монастырь»

Урок 1.  Подвиг

Цель урока:

Познакомить с православным пониманием подвига и жертвы; построить мотивацию, изучение нового и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Задачи:

  • Узнать этимологию слова «подвиг»; понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник
  • Уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру
  • Понять, что подвижничество – это составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)

Ожидаемый результат:

Учащиеся углубляют знания о подвигах и жертвенности, задумываются над возможностью и необходимостью совершить подвиг ради себя, ради других и ради Бога.

Виды деятельности:

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Ключевые понятия: подвиг, жертва, подвижник.

Необходимые ресурсы: учебник А. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», напечатанные задания на каждого ученика;  тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока.
  3. Определение понятий (работа со словарем).
  4. Объяснение нового материала (беседа с использованием материалов учебника).
  5. Задание для контроля (из электронного приложения  к учебнику).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Объяснение домашнего задания.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация Опережающее задание

- Прочтём отрывок из стихотворения Алексея Хомякова (1859г.)

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.

- Согласны ли вы с этим утверждением?  Обоснуйте свое мнение.

- Какова же тема нашего урока? Запишем в тетради.

- Мне кажется, что  понятие «подвига» – как только  героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.

Определение понятий, работа со словарем.

- Назовите слова однокоренные слову ПОДВИГ.

Ответы детей: «двигаться», «движение».

- Молодцы. Если коснуться этимологии слова «подвиг», то очевидным значением будет «Движение к цели, целенаправленный сдвиг».  Вот ещё слова в ваш ряд однокоренных слов: подвижник, подвижничество.

- Эти слова мы слышим часто, но не всегда понимаем смысл. Давайте, найдём нужную нам информацию в словарях и выведем определение понятий «подвиг», «подвижник» «подвижничество», учитывая все лексические стороны этих слов.

Работа в группах (см. приложение №1, 2)

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

Подвиг – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-либо чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание,  усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу  (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти, принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.

- Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.

Это можно выразить вот такой схемой. Давайте вместе заполним её. (работу со схемой лучше всего провести на экране).

   

(Из разработки учителя начальных классов Кирилюк Е. Н. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/09/23/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-orkse-modul-osnovy )

-  Как вы думаете, подвиг может быть ежедневной составляющей в жизни человека?

Рассказ учителя (материал из электронного приложения к учебнику А.Кураева Основы православной культуры).

Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами, - говорит народная мудрость. А ещё подвигами. Подвиги бывают разными: воинский подвиг, трудовой подвиг, научный подвиг, гражданский подвиг, подвиг ежедневного труда, подвиг жизни, наконец… Во время Великой Отечественной войны нашими дедами, отцами, матерями совершалось неисчислимое количество воинских подвигов. Но ещё есть подвиги стояния за веру, молитвенный подвиг, подвиг благочестия. Это подвиги духовные, хотя, например, подвиг защиты Отечества тоже требует высоты духа, мужества, веры, да и об остальных подвигах можно сказать то же самое. Почему? Потому что они требуют «душу свою положить за други своя», т. е. отрешиться от себя, пожертвовать собой, чтобы остаться до конца верным соотечественникам, своей Родине и своей вере. Здесь можно привести пример монашеской жизни. Монахи, отрешаясь от мира, совершают много подвигов: первый и самый главный — подвиг любви к Богу, следовательно, и к каждому человеку, так как каждый христианин несёт в себе образ Божий. Человек, посвятивший себя монашеской жизни, совершает много подвигов: подвиг молитвы, труда (труд для них то же, что молитва), подвиг доброделания, смирения, подвиг воздержания и поста.

Исследовательская работа с текстом (Чтение текста учебника стр.62-63)

- Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.

Послетекстовая работа

Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий (см. приложение №3)

Подведение итогов

- Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих  мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить!

- Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

- Закончить наше занятие хотелось бы стихотворением Надежды Веселовской «Нимбы золотые».

Ярок свет, что от нимбов идет золотых,

И забвенье его не покроет.

Повнимательней всмотримся в лики святых –

Этих тьму победивших героев.

В их чертах ощущается внутренний лад,

Сочетанье смиренья и воли.

Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,

Весь отвага и собранность – Воин.

Негасимой свечою и солью земли

Их порой называют преданья –

Вдохновенных людей, что за Истину шли

На любые труды и страданья.

Домашнее задание

К следующему уроку узнайте, что значат слова «миротворец», «миротворчество».

Обсудите с родителями, может ли милосердие и любовь к ближнему подвигнуть человека  к совершению подвига?  Приведите пример.


Приложение 1

Толкование слова «ПОДВИГ»

Толковый словарь русского языка Кузнецова

ПО́ДВИГ -а; муж.

Героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском. Воинские подвиги. Патриотический подвиг. 

Самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание. Исторический подвиг, литературный, научный подвиг. Подвиг труда. Подвиг чести, славы. 

Самоотверженный поступок, поведение, вызванное каким-либо чувством. Подвиг любви. Подвиг страсти. Подвиг преданности, самопожертвования.

Толковый словарь Ушакова

ПО́ДВИГ, подвига, муж.

Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.

Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь (книжн.). Подвиг любви.

Словарь синонимов

Подвиг

поступок, деяние, шаг, действие; заслуга, работа; акт, дело

Толковый словарь Ожегова

ПО́ДВИГ, -а, муж. 

Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг. Воинский подвиг. Трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины.

Подвизаться... (высок. и ирон.). Действовать, работать в той или иной области. Подвизаться в науке.

Наличие тесных смысловых связей слова подвиг с глаголом  подвигнуть  кого-то  на  что-то (книжн. торж. устар.) — `побудить, склонить к совершению чего-нибудь. Подвигнуть на борьбу́; ср. подвигнуться (книжн. торж. устар.) — `устремиться к совершению чего-н. (какого-нибудь подвига), с производными существительными подвижник, подвижница, подвижничество и прилагательным подвижнический.

Глагол подвизаться признается в современном языке словом книжным и определяется так: «Проявлять деятельность, работать, действовать в какой-нибудь области».

"Словарь Православной церковной культуры" Г.Н. Скляревской

ПОДВИГ - усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.)


Приложение 2

Работа в группах

1 ГРУППА

Исследовательское задание:  разбор слова «ПОДВИГ»  по составу, на основании чего СДЕЛАТЬ ВЫВОД, как могло возникнуть это слово, ДАТЬ ЕМУ ТОЛКОВАНИЕ, привести примеры из жизни.  

2 ГРУППА

В толковых  словарях даны следующие толкования слова «ПОДВИГ»:

Основываясь на них, дайте своё определение слова «ПОДВИГ»

3 ГРУППА

Выберите из положений  те, которые вам ближе всего, аргументируйте свою позицию.

ПОДВИГ – это:

– то, что требует напряжения воли;

– преодоление эгоизма и корысти;

– дар другому человеку или целому народу, человечеству;

– жертва человека во имя добра и справедливости


Приложение 3

Задания для закрепления пройденного материала

Когда можно совершить настоящий подвиг?

  • В любой день
  • Только в войну
  • Один раз в жизни

Закончите предложение

Подвигу всегда сопутствует:___________________________________________________

  • Удача и корысть
  • Любовь и жертвенность
  • Самолюбование и гордость

Подвиг совершается, когда:

  • Люди, помогая кому-то, ищут себе славы;
  • Человек делает что-то важное для остальных, надеясь, что его оценят;
  • Человек жертвует собой ради других в военное или мирное время и не рассчитывает получить награду за свою жертвенность.

В жизни всегда есть место подвигу!

  1. Каких людей мы называем героями? Приведи примеры.______________________

______________________________________________________________________

  1. Какого человека ты назвал бы подвижником? Может быть, такие люди есть среди твоих знакомых? Приведи пример подвижничества из жизни сверстников или из твоего собственного опыта. Почему этот поступок ты считаешь подвижническим? _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, зачем героям ставят памятники?_____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Многие подвижники совершают свои подвиги втайне от других людей, ведь они делают это не ради славы. Как же мы узнаём о них?_________________________

_____________________________________________________________________


Урок 2.  Монастырь

Цель:

Создать условия для знакомства учащихся с православными монастырями, особенностями монастырской жизни и для осмысления понятий: монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; роль монахов в истории России.

Задачи:

  • Дать учащимся представление о православном монастыре;
  • Помочь понять значение монастырей в духовной жизни, культуре русского народа;
  • Развивать нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции;

Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, любовь и уважение к православным святыням России. 

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают историю возникновения монастырей, познакомятся с повседневной монастырской жизнью, нравственными нормами монашества. Учащиеся попробуют понять значение монастырей в духовной жизни, культуре русского народа. Учащиеся усовершенствуют нравственные качества личности, коммуникативные, информационные компетенции.

Ключевые слова: монах, монастырь, призвание, послушание

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, видео, книжная выставка, выставка детских работ.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока.
  3. Определение понятий (работа со словарем).
  4. Объяснение нового материала (беседа с использованием презентации, видеофрагментов и материалов учебника).
  5. Задание для контроля (из электронного приложения  к учебнику).
  6. Подведение итогов урока.
  7. Объяснение домашнего задания.

Урок построен в соответствии с приемами критического мышления.

  1. Организационный момент

Ребята! Сегодня мы с вами откроем двери в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие. Посмотрите на экран, чтобы понять, о чем сегодня пойдет речь.

  1. Определение темы (стадия вызова)

Для определения темы урока, детям предлагается посмотреть презентацию. Демонстрируются изображения известных православных монастырей, монахов.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Давайте попытаемся определить тему урока. Запишите в тетрадях.

- Скажите, пожалуйста, каждый ли человек может стать монахом? Когда человек вырастает, перед ним встаёт выбор: создать семью или, если он чувствует призвание, стать монахом. Монашество – это особый путь жизни, это призвание. Господь призывает, и душа человека этот призыв чувствует и на него откликается.

3. Работа со словарем (уточнение понятий)

- В ходе просмотра кадров презентации нам встретились незнакомые слова, давайте уточним их значение. Объединитесь в группы, или пары. Задание на карточке, найти в словаре значение слов: лавра, инок, монастырь, монах.

  1. Объяснение нового материала (стадия осмысления)

Используем методические рекомендации к учебнику А.Кураева «Основы православной культуры», рубрика «Сначала размышляем сами»

1. Как вы думаете - когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

2. Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников? Арагорн? Том Сойер? Дети из «Хроник Нарнии»?

Рассказ учителя (дополнительный материал из электронного приложения к учебнику А.Кураева «Основы православной культуры).

Монастырские стены

Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Некоторые монастыри, особо большие, знаменитые, славящиеся духовными подвигами своих иноков, зовутся лаврами. Монастыри (так же, как и храмы, церкви) призваны воплощать прообразы рая на земле, дом Бога и всех Его святых, поэтому по православной традиции их принято неустанно украшать, окружать цветущими садами или просто сажать вокруг даже самой маленькой церкви прекрасные цветы. Раньше в ограде монастыря и церквей располагались кладбища. Эта традиция древняя, так как православные должны знать и всегда помнить слова: «У Бога нет мёртвых, но все живые». И человек, приходивший в храм, сначала отдавал поклон своим умершим родным как живым, потом входил в храм, ставил свечку за них, а затем молился о всех живущих. Приезжая в монастырь, человек переступает как бы невидимую границу, разделяющую наш земной мир, с его заботами, тревогами, суетой, развлечениями, страстями, и мир небесный, духовный, где всё подчинено, как говорят святые подвижники, духовному деланию. У нас на земле много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые – те, что мы видели на экране: например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много-много других.

        Можно сказать, что монастырь – это духовная опора мира.

- Сегодня мы будем работать на листочках, где вам нужно будет выполнить несколько заданий.

Выполните первое задание: Закончи предложение.

Во все времена люди, которым нужны духовная помощь и поддержка, спешат в монастырь.

Просмотр видеофрагментов (с обсуждением каждого фрагмента)

Используется видеофильм «Монашество» из мультимедийного пособия к рабочей тетради, составитель Т.А.Барсенева. (9 мин. 10 сек). Для облегчения восприятия фильм разбит на видеосюжеты.

  1. Подвижники первых веков христианства (видеофрагмент №1; 2 мин. 30 сек.)

- Какие у вас есть вопросы по этому фрагменту?

  1. Монашеский путь жизни (видеофрагмент №2; 1 мин. 30 сек.)
  2. Монашеские обеты (видеофрагмент №3; 1 мин. 27 сек.)

-Повторим, какие три обета дают монахи?

- Скажите, а может женщина быть монахиней?

  1. Женское монашество (видеофрагмент №4; 33 сек.)

- Подумайте, пожалуйста, все ли монахи одинаковы по чину?

  1. Монашеская иерархия (видеофрагмент №5; 48 сек.)

- Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри.

  1. Появление монашества на Руси (видеофрагмент №6; 1 мин. 25 сек.)

- Мы много нового узнали сейчас с вами. Скажите, можно ли назвать жизнь монаха подвигом?

- Что является целью монашеской жизни?

- Каким образом человек может соединиться с Богом?

- К чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Чтение текста учебника

- Сейчас мы прочтем фрагмент параграфа на странице 82, легенду о царевиче Иосафе. Читая текст, проверьте свои гипотезы, пополните свои представления о теме урока.

5. Задания для контроля (стадия рефлексии)

Можно выполнять задания вместе, используя экран, или распечатать задания для каждого ученика (материал из электронного приложения к учебнику А.Кураева «Основы православной культуры).

Закончи предложение.

Во все времена люди, которым нужны духовная помощь и поддержка, спешат в монастырь.

Выбери  правильный ответ.

  1. Для чего люди уходят в монастырь?

- чтобы заработать себе славу праведника;

- чтобы убежать от мирских забот;

- чтобы посвятить свою жизнь Богу.

  1. Что в монастыре для монаха важнее всего?

- воздержание (в еде, одежде, разговорах), молитвы, послушание;

- желание стать главным над остальными монахами;

- жизнь, в которой ты никому и ничему не обязан.

  1. Как проявляется религиозное призвание?

- человек обращает других людей в свою веру;

- человек пробует все религии, пока не определит ту, которая его зовёт;

- человек чувствует потребность в общении с Богом, когда Бог призывает  человека.

  1. Люди уходят в монастырь, когда:

- им хочется, чтобы ими восхищались близкие люди;

- чувствуют непреодолимую потребность постоянного общения с богом;

- у них не ладится в жизни, поэтому они оставляют мирскую жизнь в надежде, что в монастыре не будет проблем.

Заполни пропуски в тексте.

Духовный подвиг – это тяжелейшая борьба человека с самим собой за чистоту своей души, за красоту своего внутреннего мира.

Монах – человек, который целиком посвятил свою жизнь служению Богу и принял для этого специальное посвящение монашеский постриг.

Человек, вставая на монашеский путь, принимает три важных обета. Это обеты: послушания, нестяжания, безбрачия.

6.Подведение итогов

Поговорим по душам

Давайте поговорим о самом сложном в монашеском делании: о послушании. Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети? В чем послушание не для монаха, для обычного человека (послушание в семье, в школе, в обществе) полезно, а в каком случае оно может тормозить развитие человека?

  1. Готовимся к следующей встрече

К следующему уроку прошу вас узнать и назвать имя одного преподобного монаха, известного в России.


Следующий урок посвящён знакомству с жизнью преподобного Сергия Радонежского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...