Основы светской этики. 4 класс. Занятие по теме «Дружба»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Занятие  по  теме  «Дружба» проводится  в  4 классе  по  модулю  «Основы  светской  этики».

          Цель: расширить и углубить понятия «дружба» и «друг», показать значимость дружбы в жизни человека.

Обучающиеся узнают, какие отношения существуют между людьми. На примере пословиц и поговорок, обсуждения жизненных ситуаций, получат представление о том, что такое дружба. Узнают, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

          Итогом занятия станет рефлексия, когда каждому ученику предстоит ответить на вопросы: «Каким качеством должен обладать настоящий друг? Хороший ли я друг?»

Мультимедийный материал поможет в привитии обучающимся общечеловеческих ценностей, сформирует представление о нравственном поведении. Наполнение слайдов способствует развитию внимания, умения анализировать и рассуждать, делать выводы. Детям предстоит прочитать несколько ситуаций и обсудить поведение главных героев, сделать выводы. Особенностью является присутствие в разделах презентации множества тематических иллюстраций. Эффекты анимации сопровождают не только картинки, но текстовые отрывки, привлекая тем самым  к ключевым определениями и понятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc57.5 КБ
Office presentation icon druzhba_2.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Свидлова Лилия Николаевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»

Основы светской этики

Занятие по теме «Дружба»

Цели: расширить и углубить понятия «дружба» и «друг», показать значимость дружбы в жизни человека.

Предметные результаты: расширить знания детей о дружбе; выяснить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми; дать определение понятию «дружба», «друг»; сформулировать  законы (правила) дружбы.

Метапредметные  результаты:

развивать умение высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе.

Личностные результаты:

развивать умение учащихся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование занятия: компьютерная презентация, видеофрагменты мультфильмов, «Песня про дружбу» (исполнитель «Барбарики»), толковый словарь С.И.Ожегова, разрезные карточки со словами пословиц, изображение дерева, листочки для записи качеств настоящего друга.

Ход занятия

  1. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Поприветствуем друг друга:

Привет, мой друг! Привет, подруга!

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей занятия.

Звучит «Песня про дружбу» (исполнитель «Барбарики»).

(На экране пословица «Человек без друзей, что дерево без корней».) (Слайд № 3)

- Ребята, давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Зачем корни нужны дереву?
- А что подразумевается под «корнями» для человека? (Друзья, дружба)

Наше сегодняшнее занятие пойдёт о дружбе, о друзьях. В конце попробуем сформулировать законы дружбы и определить качества, которыми должен обладать настоящий друг.

  1. Работа по теме занятия.

(В исполнении учителя звучит отрывок из произведения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- Что такое «дружба» в вашем понимании, и зачем она нужна людям? (Ответы детей).

Мне хочется уточнить значение понятия «дружба».

Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. (Слайд № 4)

В нём можно найти:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.

Многие понимают под словом ДРУГ 

  • Соседа по парте.
  • Человека, который сходил с ним в кино.
  • Знакомого во дворе.
  • Человека, с которым провёл смену в лагере.
  • Одноклассника.  
  • Человека, который дал списать урок.

- А кто такой друг? Давайте снова обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Слайд № 5)

Вот как он уточняет смысл этого слова:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

(Слайд № 6)

- А у вас есть друзья?

- Кто ваш лучший друг? Расскажите о нём. (Ответы детей).

- За какие качества вы его цените? (Дети рассказывают о своих друзьях).

1. Формулирование первого правила дружбы.

- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, можно ли героя этого стихотворения назвать другом? (Читает подготовленный ученик).

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

- Так можно ли героя этого стихотворения назвать другом, а такие взаимоотношения дружбой?

- Нужно  ли постоянно напоминать, что сделал хорошего или необходимо помогать бескорыстно, то есть просто так?

- Вот вы и вывели первое правило дружбы:

Помогай своему другу бескорыстно.

От этого становится радостно и тебе, и твоим друзьям.

(Просмотр эпизода мультфильма «Просто так».)

2. Формулирование второго правила дружбы.

- Послушайте ещё одно стихотворение. (Читают подготовленные ученики).

(А. Кушнер «Кто сказал, что мы подрались?»)

Кто сказал, что мы подрались?

Мы не дрались, а боролись.

Правда, мы чуть-чуть кусались,

И щипались, и кололись.

Правда, мы друг друга мяли,

И бодались, и лягались.

Нас, конечно, разнимали.

Мы, конечно, упирались.

Кто сказал, что это драка?

Правда, он мне руку стиснул,

Правда, я чуть-чуть заплакал,

Правда, он немного взвизгнул.

И расстались мы, поссорясь.

И так сердце громко билось.

Но сначала мы боролись –

Драка после получилась.

- Как вы считаете, можно ли играть в такие игры, которые обижают твоего друга и приводят к драке? (Ответы детей).

- Какое правило вы бы сформулировали? (Ответы детей).

- Вот вы и вывели второе правило дружбы:

Не обижай друзей ни словами, ни поступками.

3. Формулирование третьего правила дружбы.

- Послушайте стихотворение С. Маршака «Жадина». (Подготовленные дети инсценируют произведение.)

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

- Ты обратно не вернёшь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

- Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

- Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

- Ты бы сбегал и купил.

- Ребята, как называют таких людей, как Гриша?

- А вам понравилось бы  дружить с жадиной? (Ответы детей).

- Так какое правило дружбы мы сформулируем?

Не жадничай.

4. Формулирование четвёртого правила дружбы.

Вспомним эпизод из любимого мультфильма «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (Просмотр эпизода мультфильма)

- Какое правило дружбы было нарушено Карлсоном, который пообещал Малышу десять тысяч люстр взамен разбитой?

Не лги другу, будь честным.

- Молодцы!  Это четвёртое правило.

5. Формулирование пятого правила дружбы.

- Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию.

Олег случайно опрокинул компот на платье Ани. «Балбес», - крикнула расстроенная девочка и выбежала из столовой. Олег обиделся и перестал дружить с Аней. Девочка очень переживала, но не знала, как ей поступить.

- Как можно исправить эту ситуацию? Что, по вашему мнению, должна сделать Аня, чтобы дружба между детьми возобновилась? (Ответы детей).

Не бойся просить прощения, если обидел друга.

(Слайд № 7)

- Ребята, вот мы и составили правила дружбы, чтобы она сохранилась на долгие годы.

- Какие правила дружбы в этот список добавили бы вы? (Ответы детей).

6. Обсуждение ситуаций.

1) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

- Какой совет дадите Маше?

Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.

2) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

- Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.

3) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

- Какой вы совет дадите Алёше?

- Какой совет дадите Пете?

Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек.

4) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

- Что посоветуете Рите?

- Что посоветуете Зое?

Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

5) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

- Что посоветуете Гоше?

- Что посоветуете Тиме?

Останови друга, если он делает что-то плохое.

7. Игра «Собери пословицу»

(Дети работают в группах, собирая из частей пословицы и поговорки)

- Люди всегда ценили дружбу. На протяжении многих столетий о дружбе складывались не только стихи, но и поговорки, пословицы.

Задание: соединить части пословиц и поговорок.

(Слайд № 8)

8. Игра – викторина «Кто с кем дружит»

(Слайды № 9-14)

Писателями создано немало произведений о дружбе и настоящих друзьях.

- Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот.

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

 (Честность, доброта, верность, справедливость, ответственность, сострадание и др.)

IV. Рефлексия. Итог занятия

- Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

- Подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

- А теперь напишите на листике по одному самому главному качеству, которым должен обладать настоящий друг. Прикрепите эти листочки на наше дерево дружбы.

- На другом листочке напишите то, что вы хотели бы изменить в себе, чтобы у вас было больше друзей. Поместите эти листочки под дерево.

- Посмотрите, ребята, из хороших качеств настоящего друга получилось красивое дерево.

– Вам нравится?

(Слайд № 15)

- Спасибо за вашу работу. Всего вам доброго! Хороших и верных друзей!

Список литературы:

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г.

2. Персидская  И.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, «Учитель», 2006г.

3. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – «Литера+» , 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы светской этики Занятие по теме «Дружба» Свидлова Лилия Николаевна, учитель начальных классов, МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»

Слайд 2

Цели: расширить и углубить понятия «дружба» и «друг», показать значимость дружбы в жизни человека. Задачи: расширить знания о дружбе; выяснить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений между людьми; дать определение понятию «дружба», «друг»; сформулировать законы (правила) дружбы.

Слайд 3

Человек без друзей, что дерево без корней. (русская народная пословица)

Слайд 4

Сергей Иванович Ожегов «Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Слайд 5

Сергей Иванович Ожегов «Друг - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Слайд 6

Кто ваш лучший друг ? За какие качества вы его цените?

Слайд 7

Правила дружбы 1. Помогай своему другу бескорыстно. 2. Не обижай друзей ни словами, ни поступками. 3. Не жадничай. 4. Не лги другу, будь честным. 5. Не бойся просить прощения, если обидел друга.

Слайд 8

Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Друга за деньги не купишь. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь. Старый друг лучше новых двух. Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Слайд 9

Зелёный крокодил Гена и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 10

Доверчивый Буратино и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 11

Смешной мишка Винни-Пух и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 12

Мальчик по имени Малыш и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 13

Забавные бурундучки Чип и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 14

Добрая Белоснежка и … Игра «Кто с кем дружит?»

Слайд 15

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. 2. Персидская И.В. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, «Учитель», 2006г. 3. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). 4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и стихи о любви и дружбе: справочник школьника. – «Литера+» , 2008. Используемые источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"

Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...

Основы религиозных культур и светской этики Тема урока: «Дружба» Модуль «Основы светской этики»

Цель: развитие духовных ценностей у детей через формирование понятия-дружбана основе разбора рассказа В.Ю.Драгунского«Он живой и светится…»Задачи.Образовательные:  Углубить пре...